Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Рисующая музыку


Рисующая музыку

«Татьяна Бруни. Балет – Forever! Санкт–Петербург… Молотов… Ленинград… Пермь. Выставка театральных эскизов». Так называется экспозиция, которая работает в новой частной художественной галерее «Пермский период». Вернисаж приурочен к 75–летию празднования Великой Победы и является своеобразным анонсом к большой юбилейной выставке, которая запланирована в 2021–2022 годах. В небольшом зале представлено 50 произведений знаменитой театральной художницы: эскизы костюмов и декораций к балетным спектаклям Свердловского театра оперы и балета им. Луначарского, ансамбля классического балета Нижегородской филармонии, Ленинградского академического малого оперного театра, Пермского театра оперы и балета. Здесь же – оригинальная довоенная графика и послевоенные пейзажи с разрушенными домами.

40 ТЫСЯЧ ЭСКИЗОВ

 С именем Татьяны Георгиевны Бруни (1902–2001) связана целая эпоха в истории российского театра. По сути, Бруни – это история балетного театра всего XX века. Более 60–ти лет художница делала костюмы и декорации. Редкий мастер, она работала в музыкальном театре, в драматическом, театре кукол, балете на льду, цирке, делала какие–то немыслимые туалеты для мюзик–холла, оставив после себя 40 тысяч эскизов!

Сотни костюмов были созданы Бруни для актеров всех жанров циркового искусства. В ее костюмах выступали лучшие артисты советского цирка. Первая работа Бруни, выполненная для театра, – оформление балета С.С. Прокофьева «Мимолетности» в 1923 году, поставленного в Петроградском институте ритма совершенного движения.

В двадцатые годы она стала одним из художников «Молодого балета», созданного начинающим балетмейстером Георгием Баланчивадзе, будущим Джорджем Баланчиным.

«ГАЯНЭ» ИСПОЛНЯЛИ В КОСТЮМАХ «ТАНЦА ДИКИХ»

В Перми Татьяна Бруни появилась совершенно случайно. Весной 1942 года их с матерью в состоянии 2–й стадии дистрофии из блокадного Ленинграда каким–то чудом отправили в Пермь, где уже находились Академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова и хореографическое училище. Татьяна пришла к директору театра и сказала: «Возьмите меня хоть маляром, задники щеткой красить...» В то время главным художником Кировского театра был очень известный В.Ф. Федоровский. Он Бруни знал и доверил сначала восстанавливать костюмы к спектаклям, потом сделал художником по костюмам. Татьяна Георгиевна руководила восстановлением декораций и костюмов, созданных знаменитыми художниками Константином Коровиным и Александром Головиным к спектаклям «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Жизель». А однажды Федоровский просто сказал: «Будешь художником–постановщиком». И Татьяна полностью сделала шесть названий – «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящую красавицу», «Жизель», «Тщетную предосторожность», «Ромео и Джульетту».

На выставке можно увидеть совершенно уникальные листы – три эскиза к костюму «Танец с саблями»: мировая премьера «Гаянэ» А. Хачатуряна состоялась в Перми в 1942 году. С этим спектаклем связана ужасающая история: почти за день до премьеры случился пожар, сгорели почти все костюмы. Буквально за сутки их восстановили, перешив из нарядов для «Танца диких» из «Баядерки».

Бруни провела в Перми два сезона и вновь вернулась в наш город в 1970–е годы, когда в Пермском театре оперы и балета царил «золотой век» – время великого Николая Боярчикова. Они вместе сделали «Жизель» и «Спящую красавицу». В 1975 году она с удовольствием откликнулась на предложение создать оформление к новой редакции спектакля, осуществленной балетмейстером к балету «Слуга двух господ».

За свою долгую творческую жизнь – более полувека – художница оформила около 200 спектаклей в оперных, драматических, кукольных театрах Петербурга и Москвы, Киева и Новосибирска, Перми, Ярославля … и даже Каира. Декорации Бруни и сегодня продолжают сценическую жизнь, а ее эскизы стали достоянием многих коллекций.

ПОДЛИННО ПИТЕРСКАЯ ЭСТЕТИКА

По словам арт–директора галереи «Пермский период», куратора проектов и хранителя коллекции Вадима Зубкова, «конструктивистские вещи Бруни – топовые и ценятся очень высоко». Действительно, эстетически листы мастера – графическая классическая питерская школа в лучшем ее проявлении. Художница меняла манеру письма, умея не встраиваться в художественные вкусы эпох, а предопределяя их.

Специалисты считают: Татьяна Бруни обладала еще одним удивительным даром помимо того, что живопись и музыка были ее стихиями. В детстве и юности девочка брала уроки балета. А учась в Строгановском на живописца, была главной балериной и исполняла все танцевальные партии в студенческих спектаклях самодеятельного пародийного театра «АХ!». Поэтому впоследствии Татьяна Георгиевна очень хорошо понимала, какой фактуры должна быть ткань на костюмах, чтобы танцовщик мог в них свободно двигаться, чтобы ничего не сковывало и не мешало движению. Понимала, как это сделать технически, как будет шиться. На многих эскизах сохранились пометки для пошивочного цеха, сколько метров ткани брать и даже сколько граммов блесток!

В своих работах Бруни не столько шла за идеей режиссера, то есть воплощением его идей, сколько за музыкой. Ее костюмы, декорации, сценография считаются идеальным продолжением музыкального ряда.

Кроме того, Бруни ощущала все особенности авторского почерка композитора. Художник точно чувствовала специфику любого жанра музыкального театра, стремясь создать пластическое, живописное выражение музыки. Эта музыкальность дарования, ощущение музыки во всем многообразии ее проявлений делали Бруни незаменимым художником музыкального театра, художником, способным воплотить на сцене образную ткань, как классической, так и современной музыки.

Память генов

Неизменно требовательный к себе художник, Бруни в равной мере требовательна к общему делу – созданию высокохудожественного, целостного спектакля. Отсюда многочисленные варианты в процессе работы – пока не выкристаллизовывается единственно возможный спектакль.

Бруни, как мало кому из художников музыкального театра, изначально было свойственно ощущение ансамбля — взаимоотношение групп костюмов, взаимообусловленность костюмов и декораций. И она никогда не повторялась, хотя много раз ставила одинаковые названия в разных театрах.

На вопрос, как бы она определила свой стиль, Татьяна Георгиевна отвечала: «Работаю с огромной радостью, которая важнее неизбежных мук и сомнений».

По словам Вадима Зубкова, листы в Пермь из Санкт–Петербурга привезли еще в прошлом году, поскольку планировали открыть экспозицию до карантина.

В дальнейших планах «Пермского периода» – большая выставка эскизов к балетам «Золушка», «Щелкунчик», «Маскарад», «Арлекиада», «Эсмеральда» и «Весна священная».

Маргарита Неугодова

Фото: галерея «Пермский период»


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий МАХОНИН, губернатор Пермского края

Есть проблемы, которые нужно решать немедленно, и мы это делаем 

Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

За три года на приведение в порядок шоссе и магистралей региона планируется направить 65 млрд

Александр ИВОНИН, председатель Регионального отделения Паралимпийского комитета России в Пермском крае

Занятия адаптивным спортом – это самовыражение, оптимизм и уверенность в будущем 

Станислав Аврончук, Управляющий отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю

Международный день пожилого человека – это повод еще раз вспомнить о проблемах старшего поколения