Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Китайцы могут и не с нами


Китайцы могут и не с нами

У вертолетной модификации пермского двигателя ПД–14(ПД–12В), предназначенной для установки на тяжелый российско–китайский вертолет AHL, соглашение о разработке которого на прошлой неделе утвердил председатель российского правительства Дмитрий Медведев, нежданно–негаданно объявился конкурент.

Китайская сторона всерьез рассматривает возможность использования украинского двигателя АИ–136Т производства запорожского «Мотор Сич» – давнего партнера, а теперь заклятого конкурента российских двигателестроителей.

Собственно, если бы не было событий на востоке Украины, «Мотор Сич», вполне естественно, был бы полноправным участником проекта, поскольку еще со времен СССР специализировался на производстве именно вертолетных двигателей, качество которых вполне устраивало российских заказчиков и было известно по всему миру. «Школа» есть «школа», или то, что современным языком называется компетенции. Это часть того немногого советского наследства, которое еще не разбазарено в бывшей братской стране. Более того – «Мотор Сич» наряду с пермским «Авиадвигателем» участвовал и в проекте разработки самого ПД–14, а точнее, самой важной его части, «сердца» любого двигателя – камеры сгорания. Еще несколько лет назад генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев честно признавал, что запорожская камера сгорания ничем не хуже пермской, и если в ходе испытаний она покажет лучшие результаты, значит, так тому и быть – надежда отечественного двигателестроения, как называют ПД–14, будет иметь украинское «сердце». Но потом наступил 2014 год, и вопрос решился сам собой. А когда пошли разговоры о создании тяжелого российско–китайского вертолета, теперь уже пермяки покусились на традиционную запорожскую «поляну».

Но если в России забыли про двигатели «Мотор Сич», в первую очередь по политическим причинам, то в КНР на этот вопрос, видимо, смотрят несколько иначе. ПД–12В еще надо разработать и довести до ума, а у Украины турбовальный АИ–136Т уже есть, и качество его хорошо известно. Кроме того, есть сильные подозрения, что ради такого дела «Мотор Сич» предоставит свой двигатель чуть ли не бесплатно – лишь бы закрепиться на весьма перспективном китайском рынке.

Понятно, что в сложившейся ситуации ни о каком прямом взаимодействии между российскими и украинскими производителями речь идти не может. В данном случае посредником для конфликтующих сторон и координатором проекта выступит Пекин. Тем более что проект совместного тяжелого вертолета из российско–китайского становится все более китайским – в начале этого года стало известно, что вертолет будет разрабатываться только для китайского рынка. То есть российские конструктора на китайские деньги разработают для заказчиков из Поднебесной сам летательный аппарат, а уж на каком двигателе он будет летать и куда продвигаться – это не их дело. Классическое использование нищих отечественных мозгов богатым зарубежным дядюшкой – практически как в 90–е годы.

От разработки ПД–12В при этом российская сторона все равно не откажется, поскольку парк винтокрылых машин надо обновлять или, по крайней мере, ремоторизировать, но ниша использования вертолетной модификации ПД–14 значительно сузится. Грубо говоря, в этом случае пермяки могут рассчитывать на финансирование исключительно из российского бюджета, возможности которого в последнее время сильно ограничены.

О возможном использовании украинских двигателей для российско–китайского вертолета говорилось еще при зарождении проекта – тогда бывший глава «Вертолетов России» Александр Михеев говорил, что на машине может быть использован запорожский двигатель Д–136. Тем не менее до самого последнего момента «Мотор Сич» опровергал участие в проекте, но в «Коммерсанте» считают, что Запорожье просто работает с китайской Avicopter напрямую. Более того, контракты на поставку АИ–136Т уже заключены, а уж как китайская сторона будет использовать запорожский двигатель – типа, нас это не касается. Тоже такая своего рода украинская хитрость. В «Вертолетах России» все понимают, но поддерживают эти правила игры, поскольку решение по двигателю — это право заказчика.

Одновременно в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) держат дверь открытой и заявляют, что готовы рассмотреть возможность участия китайских компаний в разработке и производстве российского двигателя на базе проекта ПД–12В «в случае заинтересованности партнеров». То есть готовы предоставить более льготные условия участия китайцев теперь уже и в проекте ПД–12В ради устранения конкурентов. Чем китайцы с удовольствием и пользуются.

Разумеется, есть достаточно серьезная вероятность и такого исхода дела, когда даже такой опосредованный формат сотрудничества российских и украинских разработчиков в проекте тяжелого вертолета для китайского заказчика сорвется, и России придется заниматься двигателем самостоятельно – ну, например, в случае не просто резкого обострения ситуации в Донбассе, а расширения зоны конфликта. Пермский «Авиадвигатель» это вполне бы устроило.

Сергей Минаев

Фото: svopi.ru/


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов