Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Мотор для вертолета


Мотор для вертолета

Бизнес–идея понемногу начинает воплощаться в жизнь.

Идея была заложена конструкторами пермского «Авиадвигателя» в проект ПД­-14. Ее смысл в том, чтобы на базе унифицированного газогенератора высокой степени технического совершенства создать целое семейство авиационных и вертолетных двигателей, а также газотурбинных установок для транспорта газа и энергетики, соответствующих современным и перспективным мировым требованиям к эффективности, экологичности и надежности.

Итак, про собственно двигатель ПД-­14 для самолета МС-­21 все уже слышали; наступила очередь вертолетов.

Вообще унификация – это тренд современного отечественного машинострое­ния. В связи с этим можно вспомнить платформу «Армата», на базе которой создан целый парк бронетехники различного назначения – от тяжелого БТР до инженерной машины. Точно так же в пермском КБ предполагают использовать унифицированный газогенератор для двигателей различного назначения, что значительно сократит себестоимость разработки и изготовления каждой из последующих модификаций. Потому как газогенератор в газотурбинном двигателестроении – ну не то чтобы свадьба без невесты, но точно самая сильная головная боль. Потому как большая часть прочностных и газодинамических проблем, возникающих при создании газотурбинного двигателя, связана именно с газогенератором. А если он уже готов – на него, как в конструкторе «Лего», можно навешивать другие агрегаты, создавая самые разные конструкции.

В свою очередь потребность в этих самых конструкциях диктует рынок, гарантируя спрос на будущую продукцию. Наиболее очевидной следующей задачей для светлых умов в «Авиадвигателе» вроде бы видятся газотурбинные установки для магистральных газопроводов и энергетики, но эту нишу пока благополучно закрывают наземные модификации ПС­-90. На модификации ПД-­14 с усиленной или, наоборот, уменьшенной тягой спрос пока тоже сугубо виртуальный – пермякам бы для начала американский двигатель PW1400G с крыла МС-­21 спихнуть. А вот ниша вертолетных двигателей – это уже интересно, потому что вертолетов еще советского производства в мире эксплуатируется достаточно много, одних только тяжелых транспортников МИ-­26 было выпущено более 300 штук. Но вот двигатели для них (Д­-136) тоже по старой советской традиции делал запорожский «Мотор Сич», заместить продукцию которого теперь для нас – дело не только чести, но и обороноспособности государства.

Сам по себе МИ-­26 – до сих пор уникальная машина, самый тяжелый транспортный вертолет в мире, по сравнению с которым американский «Сикорски» (Sikorsky CH­53E SuperStallion) – бледная тень. В транспортно–десантном варианте он способен перевозить роту десантников (82 человека), а однажды поднял на высоту 6,5 километра 224 парашютиста. Соответственно, и движок для него тоже должен быть мощным. Разработать замену украинским моторам «Авиадвигателю» поручил зам. председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин; и вот недавно в КБ прошло заседание первого научно–технического совета (НТС), посвященного созданию двигателя ПД-­12В для тяжелого вертолета типа Ми­-26.

Как и базовый ПД-­14, вертолетная модификация будет создаваться в кооперации с ведущими предприятиями и институтами отрасли, поэтому в работе НТС участвовали представители «локомотивов» как Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), так и «Вертолетов России»: АО «МВЗ им. М. Л. Миля», АО «Климов», АО «НПЦ Газотурбиностроения «Салют», АО «ОДК–Стар», ПАО «УМПО», ПАО «НПП «Мотор». Ну и «ОДК–Пермские моторы», конечно.

Для начала специалисты пермского КБ в соответствии с проектом техзадания на разработку двигателя сформировали краткое техническое предложение, в котором определили его основные параметры, облик и конструктивные особенности в соответствии с вероятными условиями эксплуатации. Турбовальный двигатель со свободной турбиной ПД-­12В, как и задумывалось в соответствии с бизнес–идеей, проектируется на базе унифицированного газогенератора семейства авиационных двигателей ПД и будет самым мощным турбовальным двигателем в мире.

В ходе НТС пермяки представили коллегам результаты первого этапа своей работы, концептуальное видение проекта, основные характеристики двигателя в целом, его узлов и систем, оценку технических и экономических рисков. Экономика тут вообще в основе всего; понятное дело, не хотелось бы работать в «пустоту».

Поэтому выступление директора программы «Вертолет МИ-­26» холдинга «Вертолеты России» Дмитрия Козырева было основополагающим. По его словам, модернизация уже имеющихся МИ­-26 путем установки пермского двигателя ПД-­12В расширит летно–технические характеристики вертолета, особенно в условиях повышенных температур и высокогорья. Значительная топливная экономия нового двигателя увеличит транспортную производительность МИ-­26 – попросту груз с тем же запасом топлива можно будет перевозить на более дальние расстояния. А внедрение прогрессивной системы техобслуживания двигателя позволит эксплуатировать его по техническому состоянию, что снизит стоимость эксплуатации вертолета в целом. Кроме того, модульность конструкции ПД-­12В значительно улучшит его ремонтопригодность.

Рассмотрев все предложенные материалы, участники совета пришли к следующим выводам.

Во–первых, характеристики двигателя ПД-­12В соответствуют требованиям рынка перспективных тяжелых и сверхтяжелых вертолетов различного назначения. Во–вторых, разработка вертолетной модификации ПД-­14 будет сопровождаться низкими техническими рисками, поскольку в основе лежит большой научно–технический задел, сформированный при реализации проекта базового двигателя. И, в–третьих, в дальнейшем промышленный вариант двигателя ПД-­12В в классе мощности от 6 до 8 мегаватт с КПД в 35–36 процентов можно использовать в газотурбинных установках для транспортировки нефти, газа, выработки электрической и тепловой энергии. Это, что называется, для подстраховки.

Ну и проект российско–китайского тяжелого вертолета держим в уме. Как говорится, старт дан.

Илья Грызунов

Фото: img2.goodfon.ru


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов