Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Удиви меня!


Удиви меня!

Фразу «Удиви меня!», по воспоминаниям современников, очень часто говорил к приходящим к нему на прослушивания Сергей Дягилев.

Призывом «Удиви меня!» уже который год встречает гостей со всех концов планеты и Пермь – именно эта фраза стала девизом Международного Дягилевского фестиваля.

И гости пермяков удивляют – мультижанровая программа проходящего сейчас в столице края фестиваля наполнена до краев. Это премьеры сразу трех балетов Игоря Стравинского, концерты – от оркестровых до новаторских, хореографические постановки, художественные и фотовыставки.

При этом Дягилевский фестиваль, который проходит сейчас в Перми, – явление не только культурное, но и образовательное. Вслед за импресарио Сергеем Дягилевым, давшим имя фестивалю и пропагандировавшим русскую культуру по всему миру, организаторы фестиваля учат понимать, принимать и любить самые разные культурные традиции и начинания. И восхищаться тем, каким разным может быть творчество.

В НАЧАЛЕ БУДЕТ МУЗЫКА

Дягилевский фестиваль в Перми проводится с 2003 года. Изначально он носил название «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». Но в 2012 году обрел свое нынешнее, лаконичное название – оно и верно, ведь Дягилевским фестивалем пермский проект называли вне официальных источников почти с самого его рождения.

В последние годы фестиваль традиционно возглавляет Теодор Курентзис – и под его дирижерскую палочку Пермь на фоне мировой культуры зазвучала полноценным оркестром, а не отдельными партиями. Сегодня ценители традиционного искусства называют Дягилевский фестиваль в числе самых значимых событий года, а билеты на его открытие и закрытие, на наиболее значимые премьеры раскупаются буквально за секунды.

В последние годы у Дягилевского фестиваля появились и свои традиции. Так, например, на протяжении трех последних лет в рамках фестиваля обязательно исполняются симфонии Густава Малера. В этот раз именно она открыла Дягилевский фестиваль – причем, по признанию художественного руководителя Теодора Курентзиса и исполнительного директора Андрея Борисова, по–настоящему нынешний Дягилевский фестиваль был открыт вовсе не в Перми, а в Венеции. Там, на кладбище острова Сан–Микеле, где похоронены два покровителя нынешнего фестиваля – сам Сергей Дягилев и композитор Игорь Стравинский, пермский оркестр исполнил адажиетто из Пятой симфонии Малера.

Не обошлось без Малера и на официальном открытии. В первом отделении фестивальный оркестр — расширенный состав оркестра Пермского театра оперы и MusicAeterna – исполнил его Первую симфонию. Неудивительно, что это произведение было выбрано именно для открытия – в отличие от тревожной Пятой или лирической Девятой, Первая симфония – местами очень весенняя, яркая, светлая, словно само рождение. Но, как память об ушедшем недавно директоре Дягилевского фестиваля Олеге Левенкове, в ней звучат и тревожные, даже траурные ноты.

Стоит сказать, что Первая симфония, очень многослойная, многочастотная сама по себе, в исполнении Теодора Курентзиса и его оркестра приобретает совершенно новое звучание. Удивительно, как Курентзис умеет увидеть в Малере то, что со временем у других исполнителей «забронзовело» – его бунтарское, сопротивляющееся принятым тогда канонам начало. Это не просто музыка – пермский оркестр разворачивает полноценную эпическую картину со своими героями, с внутренними противоречиями, спорами. Первая симфония превращается в стихию, неподвластную восприятию человека, но при этом божественное ее начало не падает на плечи и оркестра, и слушателя тяжелым грузом – а, напротив, поднимает сидящих в зале до божественного уровня.

Курентзис в своем исполнении Малера словно приглушает траурные, тревожные ноты, уводит их на второй план, на уровень неосознанного восприятия. А вот торжественную, эпическую, окрыляющую часть – напротив, подчеркивает, поднимает и ведет сквозь все исполнение. И уже даже не нежностью, не радостью звучит у него этот триумф – насмешкой, сарказмом, криком о помощи. Это исполнение малеровской Первой симфонии напоминает самого Теодора Курентзиса – порывистое, часто ходящее по грани, играющее на контрастах, исполненное на грани фола… и гениальное.

И, слушая Густава Малера, понимаешь правдивость слов маэстро перед фестивалем: «Мои лучшие слова – это музыка».

ОБЪЯСНИТЬ ЗВУК

Пожалуй, среди важных событий фестиваля стоит отметить проходящее уже третий год вручение премии «Резонанс». Это Всероссийская премия для молодых музыкальных критиков, пишущих об академической музыке и музыкальном театре.

– Почему «Резонанс» так важен, зачем нужна вообще музыкальная критика? Музыку надо слушать, а не писать о ней, – вот то, что очень часто можно услышать, – говорит председатель жюри премии Петр Поспелов. – Но музыку надо не только услышать, надо ее осознать, надо найти в ней второе, третье дно – то, что вложили композитор, дирижер, музыканты. И музыкальные критики – наши проводники к более глубокому, более осознанному пониманию музыки. Музыкальная критика – это новый, самостоятельный жанр искусства, на стыке музыковедения, литературы и журналистики. И премия «Резонанс» – это мощный инструмент, благодаря которому в этом жанре становятся заметны новые имена.

По словам организаторов, в этом году премия ощутила огромный приток молодых имен. Среди них, как отмечает жюри, было немало интересных работ – значит, жанр музыкальной критики вновь становится востребованным. В номинации «Лучший критический текст» премия I степени досталась тексту Александра Рябина «По канве Мортона». А вот премию и II, и III степени получили тексты Антона Светличного – «Шостакович сегодня» «How To Do Things With Music. Часть вторая». Специальную премию «Четвертая медаль» вручили Полине Дорожковой за «Куплеты об одном интенданте». Премию в номинации «Лучшее СМИ, пишущее об академической музыке и музыкальном театре», получил портал colta.ru. Почетная премия за вклад в развитие театрально–музыкальной критики присуждена Татьяне Кузнецовой, ее вручал сам маэстро Теодор Курентзис. Специальной премией жюри отмечены текст Екатерины Бабуриной «Это что растет у вас между глаз?» и текст Марины Монаховой «Грааль сибирской культуры».

ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ СЕБЯ

Если восторги попавших на открытие фестиваля по поводу оркестрового исполнения Малера были ожидаемы, то вот променад–спектакль Remote.Perm оказался для пермяков настоящим открытием. «Это переворачивает душу, застав­ляет полностью переосмыслить себя, побыть наедине со своими мыслями и смыслами» – пишут они в социальных сетях.

Remote Х — это не просто экскурсия, это спектакль, где каждый участник сам становится актером. Многим он напоминает компьютерную игру, перенесенную из виртуального мира на реальные городские улицы. Совершить необычное путешествие на грани реальности и фантастики жители и гости Перми могут до 24 мая – экскурсии проходят дважды в день.

Авторы Remote X — драматурги и режиссеры из команды Rimini Protokoll — исследовали уже более 30 крупных городов мира: от Берлина до Сан–Паулу, от Москвы до Нью–Йорка, от Абу–Даби до Лондона. Для каждого нового города они пишут индивидуальный сценарий, сочиняют музыкальные треки, прокладывают особые маршруты. У спектакля в каждом городе своя сюжетная линия. Проект Remote X ставит вопрос о значении искусственного разума для городов будущего, о «музыке» города в настоящем; о частном и общественном; о жизни и смерти; о стереотипах и новаторстве – но не отвечает на эти вопросы. Ответить на них смогут только сами участники экскурсии.

ВСЛЕД ЗА СИРЕНАМИ

Еще один удивительный концерт в рамках Дягилевского фестиваля – подводная музыка AquaSonicю. Как это происходит? Участники уникального проекта AquaSonic во время концерта выныривают из аквариумов лишь для того, чтобы глотнуть воздуха. Они постоянно находятся в подогретой до температуры тела воде.

– Знаете фильм «Водный мир»? Мы решили создать музыку для будущего, в котором весь мир затопит океан, – шутит скрипач Роберт Карлссон. – Но на самом деле подводная музыка – это не музыка будущего, это музыка самого начала времен, зарождения жизни. Ведь когда–то вся наша планета была покрыта водой...

За 11 лет существования проекта AquaSonic музыканты научились находиться в аквариумах по восемь часов в день. А инструменты для них создавались в специальных лабораториях институтов – обычные духовые и струнные не будут звучать под водой. В ансамбле – подводный орган, турецкий барабан, скрипка из углепластика, стеклянная арфа и ротакорда – струнный инструмент с колесом и раструбом. Особым становится и пение, которому датским музыкантам пришлось специально учиться.

– Мы не можем играть, как обычные музыканты. И воздуха, чтобы петь арию, хватает буквально на минуту, – рассказывает Лилия Сковманд. – Но вода задает особый тембр, который нельзя создать с помощью воздуха. Это необычное пение, скорее медитация, а не камерная музыка…

На что похоже звучание AquaSonic? Каждый слышит в них свое. Кто–то – пение синих китов и русалок. Кто–то – музыку, ставшую основой легенд и сказаний. «Так могли петь сирены, к которым рвался Одиссей, в этом нет ничего земного», – часто пишут про этот проект.

– Самое странное и сложное в нашем оркестре – это одиночество, – признаются музыканты. – Сидя в аквариуме, мы слышим друг друга только при помощи наушников, а реакцию зрителей можем понять только после концерта. И, кажется, это одиночество, безмолвие, в которое мы погружены, прорывается и в наше творчество.

В рамках Дягилевского фестиваля, который завершится лишь 25 мая, еще множество проектов и событий. Впереди – мировая хореографическая премьера «Распад атома» Лилии Бурдинской, три балета Игоря Стравинского – «Петрушка», «Жар–Птица» и «Поцелуй феи», оперы Cantos и «Свадьба», сольные концерты Брюно Коксе и Натали Клайн, фортепианный цикл Антона Батагова, выставки, перфомансы и мастер–классы. И, конечно, закрытие фестиваля, на котором балом вновь будет править Ее Величество Музыка… Успевайте.

КОММЕНТАРИИ

Максим РЕШЕТНИКОВ, глава Пермского края:

Максим Решетников- Пермь – город, который традиционно раз в год, на время проведения Дягилевского фестиваля, становится культурной столицей всего мира. Точкой притяжения для больших профессионалов и искушенных ценителей разных направлений и жанров искусства.

Дягилевский фестиваль давно уже не просто событие, а – феномен культуры, который превращает город в уникальное пространство, где царит особая атмосфера – вдохновения.

Ежегодно здесь переплетаются разные исполнительские традиции, жанры, проводятся смелые эксперименты, рождаются новые идеи и творческие союзы. Проходят мировые премьеры, ретроспективные показы, исполняются работы ведущих российских и зарубежных мастеров. Уверен, в этом году каждый из нас откроет для себя и новые имена, и новые события.

Дягилевский фестиваль удивляет, будоражит, вдохновляет. И никого не оставляет равнодушным. Желаю всем участникам и зрителям фестиваля самых ярких и незабываемых эмоций и впечатлений.

Андрей БОРИСОВ, исполнительный директор Дягилевского фестиваля:

Андрей БорисовС- Дягилевский фестиваль в этом году фактически был открыт в Венеции, на кладбище Сан–Микеле – на могилах Сергея Дягилева и Игоря Стравинского. Там наши музыканты, которыми дирижировал Теодор Курентзис, сыграли музыку Малера, уже традиционно открывающую Дягилевские фестивали.

Это была важная дань этим двум людям, фактически – покровителям нынешнего фестиваля. Сергей Дягилев своими «Русскими сезонами» фактически зародил то зерно, которое спустя век проросло нашим фестивалем, желанием не только показать и дать услышать какие–то новые культурные проекты, постановки – желанием научить видеть и слышать. А Игорь Стравинский, премьера сразу трех балетов которого состоится в рамках нынешнего фестиваля, – один из величайших и до сих пор не раскрытых в полной мере для публики русских композиторов.

Пермский фестиваль – история не только российская, но и мировая. Сюда заходит много энергий – и они становятся энергией развития региона. Надеюсь, что эта энергия поможет нам всем идти вперед, расти над собой и поможет сделать новый шаг в развитии Перми.


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона