Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Светлана САЛЮКОВА: «Мы открыты миру, мир открыт нам»


Светлана САЛЮКОВА: «Мы открыты миру, мир открыт нам»

Всю третью неделю марта в пермской гимназии №31 царило праздничное настроение: образовательная организация отмечала 10–летний юбилей со дня получения статуса «гимназия». В честь знаменательной даты руководство, педагоги и учащиеся подготовили целый цикл разнообразный мероприятий: встречи с выпускниками и первым директором–основателем гимназии Людмилой Сериковой, интеллектуальные игры, литературные гостиные и даже самый настоящий гимназический бал.

Конечно, часть мероприятий прошла онлайн, часть – с обязательным соблюдением всех требований безопасности. Но в гимназии таких сложностей не боятся: во время дистанционного обучения здесь освоили новые технологии и научились правильно их применять даже после окончания периода самоизоляции.

О том, какие возможности открывает перед образованием дистанционное обучение и цифровые ресурсы, о расширении границ и результатах работы корреспондент IN поговорил с директором МАОУ «Гимназия №31» г. Перми Светланой Салюковой.

– Светлана Анатольевна, какие возможности дистанционного образования в гимназии применяют и сейчас, когда все образовательные организации вернулись к привычному формату работы?

– Дистант показал нам новые возможности в образовательном процессе, в организации различных событий, инструментарий, который мы можем использовать вместе с оффлайном. Это, например, цифровые платформы, которые помогают учителю проводить с детьми индивидуальные занятия, дают ребенку возможность не быть привязанным к парте и школе. Это особенно важно для учеников, которые часто пропускают занятия, представляя наш край в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях на площадках других городов РФ.

Самое большое приобретение – индивидуализация учебного процесса. Мы говорим о ней много лет, но именно в дистанте увидели, как можно сделать это правильно. Мы работаем в массовой школе, все дети разные, каждый идет со своей скоростью изучения материала. И сейчас у нас появилась возможность давать каждому задания, которые может делать только он. И индивидуальное обучение заключается не только в уровне заданий, но и в том, что мы даем гимназистам право выбирать, когда им учиться. Многие наши ученики серьезно занимаются спортом и творчеством, причем как в гимназии, так и за ее пределами. Чтобы все успеть, нужно уметь управлять временем. Перевод материалов в цифровую плоскость дает им возможность не быть привязанными к одному месту и посмотреть задания в любое удобное время, не обременяя себя рюкзаками с учебниками.

Также наши учителя освоили ресурсы, помогающие контролировать учебный процесс, в том числе активно развивающиеся в нашей стране прокторинги – программы, позволяющие отследить личность выполняющего задания, исключить возможность любой виртуальной помощи или списывания. Кроме того, наши педагоги научились и сами составлять задания, позволяющие получить объективную картину.

Настоящей находкой дистанта стало проведение на платформе Zoom родительских собраний. Такой формат позволяет собрать большее количество родителей: у них не возникают проблемы с приездом в гимназию, с необходимостью отпрашиваться с работы. И сами собрания стали более конкретными. Хочу, тем не менее, отметить, что посредством Zoom решаются в основном организационные вопросы. Если же речь идет о конкретном ребенке или семье, мы проводим с ними личные встречи с привлечением, при необходимости, социального педагога, психолога, классного руководителя, команды педагогов.

– А какие возможности дистант дал учителям?

– Помимо освоения различных платформ и ресурсов, наши педагоги увидели новые для себя инструменты, которые можно использовать в учебном процессе, чтобы быть ближе к гимназистам. Например, много положительных и интересных моментов можно найти в социальных сетях. Мы даже предложили молодым педагогам разработать ряд тем, которые можно реализовать посредством соцсетей.

И когда ученик видит, что педагог разбирается в современных тенденциях, начинает совершенно по–другому относиться к науке, ему становится интереснее учиться. Мы считаем, что детям нужно правильно показать все плюсы соцсетей, тогда они научатся и правильно их использовать.

Сейчас начался процесс развития. Наши педагоги начали активно писать методические рекомендации, создавать дидактические пособия, которые могут быть использованы на уровне Перми и Пермского края. Учитель развивается сам, ему интересно придумывать что–то новенькое, чтобы процесс был эффективным с точки зрения всех позиций.

Активно используем платформу «Мобильное электронное образование» – ресурс, где в полном объеме подобраны материалы, помогающие сэкономить время учителя.

Мы делимся опытом, мнениями. Понимая, что в дистанционном образовании могут возникнуть сложности, провели различные мастер–классы, организовали систему наставничества. Причем наряду с молодыми педагогами учителям–стажистам помогали и старшеклассники.

В итоге многие наши педагоги вышли на уровень региона и страны, представляли свои наработки в сфере дистанционного образования на различных конференциях, вошли в городские мастер–группы, помогая создавать контент для пособий и т.д.

– Возникли ли сложности с организацией внеурочной деятельности?

– Основная сложность здесь – недостаток живого общения. Тем не менее, дистант, как бы странно это не прозвучало, расширил границы взаимодействия между детьми из разных школ и даже городов. Например, в январе–феврале мы традиционно проводим региональный этап Всероссийского фестиваля творческих инициатив «Леонардо». Заявки на него поступают изо всех уголков Пермского края, но не всегда ребята до нас доезжали. А в этом году география участников расширилась, потому что была возможность представлять свою работу онлайн.

То есть, мы не отменили наши традиционные значимые события, просто придумали, как провести их по–другому, используя цифровые платформы. Так, каждый год мы проводим фестиваль спектаклей на английском языке Golden Mask. В этом году мы предложили участникам самостоятельно записать свой спектакль или выступление, мы это свели в единый большой фильм и выложили на сайт, свои странички в социальных сетях. И таким образом смогли привлечь большую аудиторию к нашему событию.

– Получается, что вынужденный карантин предоставил гимназии больше возможностей?

– Во всех сложностях мы находим плюсы, которые помогут прийти к позитивным результатам.

Для нас онлайн – это инструмент повышения эффективности определенных процессов. У нас век цифровой информации, мы уже не можем жить без цифры. Соответственно, учитель должен находить и использовать все существующие подходы. Современное образование – это не только мел и доска, это интернет и техника. То есть, цифрровизация образования пошла более быстро, более осознанно.

У нас увеличилось количество техники: компьютеры, ноутбуки, планшеты. Появились свой wi–fi и новые плазменные панели с электронным расписанием, куда можно быстро вносить изменения. И чтобы их вовремя увидеть, педагогам и детям достаточно пройти по ссылке на своем устройстве.

Начали приобретать электронные учебники, активно пользуемся цифровой учительской, насыщаем ее различным контентом: инструкциями, документацией, базами данных, сведениями об учениках. Более того, чтобы экономить время друг друга, добавили вкладку «Задай вопрос директору», позволяющую оперативно решать текущие проблемы.

При этом развивается общение с руководством гимназии, мы проводим предновогодние встречи, организуем «Утренний кофе с директором» – неофициальные беседы и с учениками, и с педагогами. То есть, с одной стороны, ярко используем и развиваем формат виртуального общения, с другой – не забываем и о «живом», индивидуальном диалоге.

– Каких результатов удалось достичь в прошлом году?

– Пожалуй, самое главное достижение прошлого года – шестое место в общем рейтинге брендовых школ Пермского края. Для нас это очень значимый результат.

Кроме того, наша команда победила в большом годовом марафоне «Кадры будущего для регионов. Пермь» «Проектной школы» главы города. Команда гимназистов с нашим тьютором успешно прошла все этапы и была приглашена на встречу с мэром Перми, где представила свой проект «Perm.GO» – разработка программного модуля и дизайна стационарного аппарата для удобной навигации по городу. В частности, разработка индивидуальной системы поиска мероприятий и активностей, а также составление различных маршрутов прогулки. Отмечу, что это не только проект, это еще и продукт, который можно применить.

Третий раз вошли в тройку образовательных организаций по количеству обучающихся – получателей премии «Золотой резерв»: 9 гимназистов по итогам рейтинга портфолио в номинации «Интеллект», «Художественное творчество» получили финансовую поддержку главы города на свое дальнейшее развитие. Шестеро наших учащихся стали обладателями значков и премии «Гордость Пермского края» – 2020, причем в разных номинациях.

Повысилась результативность и в олимпиадном движении. И очень радует тот факт, что мы становимся призерами рейтинговых региональных и всероссийских олимпиад не только в гуманитарных, но и в точных науках: физике, информатике, математике. Это результат комплексного подхода.

Да, приоритет с 1 класса отдается языкам, затем гуманитарным наукам, но мы развиваемся и как гимназия многопрофильная, в который каждый может найти свой образовательный маршрут. Именно поэтому, на мой взгляд, ярко развивается и наш интеллектуальный клуб «Эрудит», в котором занимаются ребята со 2-го по 11-й класс. Команды старшеклассников уже не только успешно, но и с большим интересом участвуют в региональных и всероссийских, международных чемпионатах по интеллектуальным играм. С каждым годом растет их мастерство, результативность, количество взятых вопросов. В 2021 году 11-классники стали серебряными призерами Кубка Прикамья по игре «Что? Где? Когда?».

Добавлю, в этот период мы реализовали множество проектов, привлекли к ним больше детей, учителей, родителей. Присутствие в онлайне, открытость в соцсетях и на сайте сформировало позитивный имидж и повысило репутационную оценку гимназии. Выросло число обучающихся, поступивших к нам по городскому набору в 5-е классы по программам углубленного изучения английского и русского языка с возможностью в индивидуальном образовательном маршруте иметь расширение в математике, экономике, финансовой грамотности, робототехнике.

Узнав, что мы предоставляем возможность выбрать для профильного изучения любой предмет, обучаться по индивидуальному учебному плану, к нам пришло больше обучающихся в 10–й класс, в том числе и из статусных школ.

Также мы стали более привлекательными и для новых коллег. В нашей гимназии они видят площадку для своего развития, место для применения своих знаний. У нас учитель может быть педагогом, наставником, тьютором, руководителем проекта, проектного офиса, медиапедагогом. Каждому мы даем возможность найти свою роль и успешно применить ее. Результат – блестящее выступление педагогов гимназии на профессиональных конкурсах разного уровня: «Учитель года», «Мужчина в образовании», «Мой первый урок» и др.

– Какие еще новшества появились в гимназии?

– Наш девиз «Мы открыты миру, мир открыт нам» – это то, что двигает нас вперед. Наша открытость позволила привлечь новых социальных партнеров, причем как предприятия малого и среднего предпринимательства, так и крупный бизнес, укрепить связи с вузами.

Чтобы ребенок не потерялся в мире профессий и понимал, что означает та или иная специализация, с этого года в рамках программы развития гимназии у нас работает «Лаборатория карьеры», где мы пробуем, исследуем, выбираем, формируем навыки, необходимые для профессий будущего.

Думаю, что за пять лет наработаем методический материал, который можно будет транслировать на другие учреждения.

Подчеркну, наша программа развития была отмечена и на федеральном уровне: за участие во всероссийском конкурсе программ развития образовательных организаций мы получили диплом II степени.

Подготовлена и новая программа воспитания. Расширяется спектр кружков, увеличивается количество учителей, курирующих самые разные направления. В прошлом году вступили в Российское движение школьников, подключились к юнармейскому движению. Уже осенью наши гимназисты получили первые билеты. Мощно развивается патриотическое движение. Сейчас работаем над сертификацией нашего музея по военной истории, вступили в Ассоциацию общественно активных школ г.Перми.

Резюмируя, хочу сказать, что есть вещи, которые позволят образованию и дальше двигаться и развиваться в таком формате. Главное – их осмысливать, понимать и вовремя применять, видеть точки роста для всей нашей большой команды педагогов, гимназистов и их родителей.

www.gymnasium31.ru

 Елена Бардукова


INосказательно
Позитивный опыт моногородов

ТОСЭР «Нытва» и «Чусовой» решают проблемы с трудоустройством жителей Прикамья  

Набирая обороты

До конца года ТОСЭР «Нытва» планирует привлечь 240 млн рублей капвложений резидентов  

Творческий выход из кризиса

Детская эстрадно–театральная студия «Прозус–Д» успешно работает в Перми уже 14 лет  

Светлана САЛЮКОВА: «Мы открыты миру, мир открыт нам»

Всю третью неделю марта в пермской гимназии №31 царило праздничное настроение