Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Иной образ жизни


Иной образ жизни

Дягилевский фестиваль завершился премьерой трех балетов Игоря Стравинского.

Дягилевский фестиваль, пожалуй, самое яркое культурное событие в Перми. Десять фестивальных дней получаются настолько насыщенными, что рассказать о них в рамках одной или двух публикаций не получается – в Перми ежедневно происходит три–четыре события, заслуживающих отдельного и подробного описания. И дело не только в потрясающей музыке, звучавшей более сорока часов, не в мировых премьерах или всемирно известных коллективах. Дягилевский фестиваль, хоть и ненадолго, погружает пермяков в совершенно иной образ жизни.

Сами концерты, спектакли, выставки Дягилевского фестиваля – по сути своей всего лишь набор поздравительных открыток. В таких открытках важно не жанровое определение изображенного на них – будь это музыка XIII века или современная андеграундная сюита, оркестровое исполнение Малера или «подводная музыка» AquaSonic. В таких открытках важна подпись отправившего ее, важно, превратится ли написанное в формальное и бездушное поздравление, или автор письма сумеет найти те самые теплые, нужные слова. У создателей Дягилевского фестиваля это получается – они не только создают потрясающую атмосферу культурного единения, но и следуют знаменитому девизу Сергея Дягилева – «Удиви меня!». Музыка в их руках становится инструментом скульптора, лепящего из традиционного жителя Перми человека города и мира. Праздничной открыткой, которую пермяки посылают сами себе.

В КРУГЛОСУТОЧНОМ РЕЖИМЕ

Мы привыкли, что фестивальные события наполняют только дни, изредка захватывая часть белых пермских ночей. Теодор Курентзис пошел дальше – он перевел Дягилевский фестиваль на круглосуточный режим, доказав, что для музыки прекрасно любое время суток.

Утренние концерты, когда музыка сливалась с рассветами над Камой, – пожалуй, одна из самых красивых художественных находок этого фестиваля. Концерты под куполом Пермской художественной галереи, под строгим взором деревянных богов, когда постановщиком света служит сама природа, переходя от полной темноты через почти кровавую пелену ко все заливающему, оживляющему золоту утреннего солнца, вызвали среди гостей фестиваля небывалый ажиотаж. Интересно, как Курентзис воспитывает во время утренних концертов своего зрителя, умение «видеть» музыку, слышать ее более полнокровно. Так, утренние концерты не терпели электричества – в зале зажигали свечи. После выступление хора Music Aeterna настоятельно просили не аплодировать, дабы не разрушать настроение, созданное в храме духовными песнопениями. Стоит отметить, что пермяки понемногу учатся «держать паузу», дают себе насладиться последними, еще замирающими в воздухе нотами уже практически на всех симфонических концертах.

Про «слышать музыку» в любой обстановке – и другие нетрадиционные концерты Дягилевского фестиваля. Так, на концерте этнической музыки, где выступали ансамбли Алима Гасымова и Харипрасада Чаурасии, из партера Пермского театра оперы и балета вынесли все кресла. Вместо них расстелили ковры и разбросали подушки. Зрители могли сидеть, лежать или танцевать босиком. А концерт Aqua Sonic многие зрители и вовсе назвали погружением в иную реальность.

На этом Дягилевском фестивале много говорили про то, что расстояние между музыкой и зрителем должно сокращаться, что она не должна быть уделом «избранных». «Концентрат звука и эмоции», как назвал симфоническое исполнение первой симфонии Малера оркестром Пермского театра и балета один из зрителей, должен усваиваться и приниматься слушателем.

Сделать шаг через пропасть между слушателем и исполнителем помогает, например, Лаборатория современного зрителя. В ее рамках на Дягилевском фестивале создали две одноактных оперы по сюжетам Рэя Бредбери. Зрители смогли побывать на репетициях Фестивального оркестра и на мастер–классе Теодора Курентзиса. Для многих именно «открытость» музыки, театра, а не сами концерты стали сильнейшим фестивальным впечатлением.

ОТ ПРЕМЬЕРЫ ДО ПРЕМЬЕРЫ

Перечислять все премьеры фестиваля – дело неблагодарное. Потому что девиз «Удиви меня!» заставил показывать в Перми что–то новое фактически каждый приехавший сюда коллектив. Но есть и такие новинки, о которых после Дягилевского фестиваля говорят не только их непосредственные зрители, но и весь мир.

Первая из них – «Распад атома» — пластический проект Лилии Бурдинской. Это – чистое визуальное наслаждение во всем, от постановки света Игорем Фоминым до костюмов Марии Мануиловой, от пластики танцоров до геометрически выверенной сценографии. Удивительно, как на большой для балетного действия сцене «Театра–Театра» люди–атомы, распадающиеся на элементарные частицы, не терялись, а, наоборот, сливались воедино.

«Распад атома» идет под собственный текст хореографа–постановщика, который читает Алиса Хазанова. Именно она делает спектакль не просто экспериментом на тему танца, а полноценной театральной постановкой – глубокой и мягкой, камерной и рассчитанной на широкую публику одновременно. Именно она убивает, расщепляет «холодность», «механическую точность», некоторую манерность постановки Лилии Бурдинской, вдыхает в космический атом земное, человеческое тепло. Спектакль перестает быть мечтой перфекциониста, наполняется вздохами, паузами, живыми жестами, всецело подчиненными голосу Алисы.

Постановка оперы Анны Соколович «Свадьба» после «Распада атома» выглядит яркой и слегка суматошной. Режиссер–постановщик «Свадьбы» Антон Адасинский вытянул из актеров их «животную сущность», максимально уйдя от классического балета – вплоть до использования на сцене танцовщиц с нестандартными фигурами.

На фоне почти минималистичной «Травиаты», так потрясшей в прошлом году, поставленной так, чтобы максимально подчеркнуть музыку, «Свадьба» тяжело воспринимается именно как опера, как звуковое, а не визуальное действие. Создается даже легкое ощущение, что балетное, постановочное действие перекрывает «оперную составляющую», что та же холодно–идеальная в «Травиате» Надежда Павлова теряется как вокалистка.

Адасинский подтверждает – «Да, Павлова важна для меня не только как оперная дива. Она потрясающая. Она прирожденная актриса, самородок! И нельзя это скрывать!». Действительно, у Адасинского классический вокал Павловой раскрывается совсем новой стороной, блестящей имитацией «народного» голоса. Для режиссера, впервые взявшегося за оперу, именно это дополнение голоса движением, танцевальный и действенный символизм помогают открывать второй пласт смыслов «Свадьбы», выражать свое отношение к семье, к институту брака.

НАШ ПОКРОВИТЕЛЬ — СТРАВИНСКИЙ

Одним из вдохновителей фестиваля в этом году Теодор Курентзис назвал Игоря Стравинского, премьерой трех балетов которого и завершился фестиваль. Вячеслав Самодуров поставил «Поцелуй феи», Владимир Варнава — «Петрушку», а главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко — «Жар–птицу».

«Поцелуй феи» поставлен в слегка гротескной, миниматистической стилистике. Сценография англичанина Энтони Макилуэйна напоминает набор эмодзи – контур солнышка, тучки, деревца, мельниц. Вячеслав Самодуров создает легкое и забавное зрелище – хотя сама сказка довольно мрачна. Ощущение от постановки остается странное, словно от набора штампов, сложенного в одну продуктовую корзину совершенно несочетающегося набора продуктов, не складывающего в основное сюжетное блюдо. При этом каждая сцена, каждый танец по отдельности – поставлены блестяще.

Балет ПетрушкаС «Петрушкой» у Пермского театра оперы и балета отношения сложные. Несколько лет назад постановку этого балета пермяки купили у балетной труппы Портленда (Орегон, США), чтобы показывать «Петрушку» со «Свадебкой» того же Стравинского. Но оказалось, что хореограф Никола Фонте не услышал русского балагана, ярмарочных криков и создал унылую поучительную историю. Балет продержался в пермском репертуаре совсем недолго, у зрителя он просто «не пошел» – слишком чужеродным оказался. Постановщик нынешней версии балета Владимир Варнава музыку чувствует идеально. И шутит очень по–русски, с прозрачными современными подтекстами. Балет получился очень живой, оригинальный, дышащий. Отдельно стоит, пожалуй, сказать о Диане Вишнёвой в роли Петрушки. Ее персонаж – настоящий гимн образу «маленького человека», бесполого, бесправного, словно изодранного временем и обстоятельствами.

«Жар–птица» в постановке Алексея Мирошниченко — своеобразная визуальная игра со зрителем. Хореограф сам когда–то говорил о желании создать визуальную энциклопедию истории балета – и «Жар–птица» по сути стала такой историей, начиная от XXI века и современных технологий и заканчивая отсылками к балету двадцатых и тридцатых годов века прошлого. «Русской волшебной сказки» Мирошниченко зрителю не показал, но показал зато насколько разным, техничным и чувственным может быть пермский балет.

ДОЛГОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ

Пожалуй, главное достижение нынешнего года – уже готовая концепция на Дягилевский фестиваль–2018. По словам продюсера фестиваля Марка де Мони, то, что программа 2018 года сформирована уже сейчас – огромный прорыв театральной команды. Фестиваль в будущем году пройдет с 14 по 24 июня. На его открытии состоится российская премьера оперы Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке прославленного режиссера Ромео Кастеллуччи. Этот спектакль — совместная продукция Пермского театра оперы и балета и театра города Лион (Франция). В главной роли — знаменитая французская актриса театра и кино Одри Бонне.

Мадридский театр «Реал» C(h)oeurs предстанет с новым спектаклем — Nicht Schlafen. Еще один выдающийся театральный проект, который будет показан в Перми через год, — Ex Machina / Needles and Opium, спектакль Робера Лепажа, построенный вокруг творчества Жана Кокто и джазмена Майлса Дэвиса.

Как всегда, большинство событий фестиваля будут музыкальными. На закрытии фестиваля 2018 года, по традиции, в исполнении фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса прозвучит очередная симфония Малера — на сей раз Четвертая. В Перми выступит команда из Гента (Голландия) B'Rock Orchestra, ансамбль Graindelavoix (Бельгия) привезет в Пермь программу суфийских песнопений. Пермяков также ждут джазовый вечер с российско–английским саксофонистом Евгением Стригалёвым и вечер рок–музыки с исландской группой Sigur Ros.

Кроме того, в программе Дягилевского фестиваля в 2018 году — повторы премьер сезона. Будут показаны балет Леонида Десятникова «Опера» в постановке Алексея Ратманского (премьера планируется весной 2018 года) и балет Римского–Корсакова «Шахерезада» в постановке главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета Алексея Мирошниченко (премьера — в начале июня 2018 года).

Ощутить послевкусие от недавних премьер и концертов можно и прямо сейчас. В бизнес–центре Lencom проходит выставка ELEVEN, посвященная одиннадцатому Дягилевскому фестивалю. Организатором выставки является Мария Долгих (бюро Locator band). Поддержку и содействие оказал Пермский государственный академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского. В качестве куратора выставки выступила художник Анастасия Ваймар (Москва), создавшая паблик–арт–объект «Матрешка – Грани Стравинского» по мотивам балетов великого композитора, чьи премьеры представили на нынешнем фестивале.

На выставке представлены работы фотографов, наблюдавших за жизнью фестиваля изнутри в течение нескольких лет, а также фестивальные арт–объекты, постеры, афиши и сувениры. Свои работы, чаще всего после фестиваля остающиеся в архивах фотографов, показывают Алена Лобанова, Анна Горенкина, Дмитрий Чехов, Евгений Дёмшин, Илья Малявко, Ильяс Фархутдинов, Ксения Галанова, Мария Долгих, Мария Евсеева, Ольга Тютина, Марина Дмитриева, Нина Воробьева, Эдуард Тихонов, Алексей Суханов, Гюнай Мусаева. На снимках – сцены из спектаклей, моменты репетиций, портреты участников и гостей фестиваля, взгляд на фестивальные события под неожиданным углом.

Ярослава Летина

балеты Стравинского

Балеты Стравинского

Фото: permopera.ru


IN-календарь
INосказательно
Алексей ЧИБИСОВ, министр промышленности, предпринимательства  и торговли Пермского края

В целом в 2017–2024 годах на территории Прикамья исполняется 78 инвестиционных проектов 

Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии