Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Валентина БЫЛИНКИНА: «Мы продолжаем готовить новую технологическую элиту»


Валентина БЫЛИНКИНА: «Мы продолжаем готовить новую технологическую элиту»

В последние годы в Пермском крае идет серьезная работа по повышению престижа рабочих профессий. Ведущие предприятия Прикамья активно взаимодействуют с различными образовательными учреждениями региона: проводят экскурсии на производство, организуют профессиональные пробы для школьников, ведут целевые наборы в высшие и средние учебные заведения. На федеральном и региональном уровнях ежегодно проводятся чемпионаты WorldSkills, в различных номинациях которых победителями уже не раз становились школьники, студенты и молодые специалисты Пермского края.

Какую роль в задаче повышения престижа рабочих профессий и в решении проблемы нехватки квалифицированных специалистов на предприятиях играют учреждения дополнительного образования, IN рассказала директор ЧОУ «Центр инновационного развития человеческого потенциала и управления знаниями» Валентина Былинкина.

– Валентина Геннадьевна, когда и с какой целью был создан Центр?

– Наш Центр как некоммерческая организация был создан ПАО «Пермская научно–производственная приборостроительная компания» в 2012 году. Дело в том, что к тому времени резко проявилась проблема: рынок труда не мог удовлетворить потребности инновационного предприятия в кадрах, которые бы обладали компетенциями в области фотоники и волоконной оптики.

Вторая проблема – упал престиж инженерной профессии. Нужно было организовать деятельность, с одной стороны пропагандистскую, с другой – просветительскую и образовательную, которая позволила заинтересовать учащихся 10-11-х классов фотоникой, познакомить их с перспективными профессиями, которые востребованы на предприятии. Показать, что в Пермском крае есть уникальное производство. Мотивировать их учиться по целевому направлению от конкретного производства, чтобы получить не только профессию, но и престижное место работы, и возможность принимать участие в реализации интересных проектов.

Не секрет, что существуют определенные противоречия между тем, чему нас учат в школе и в институтах, и тем, что нужно знать и уметь молодому специалисту, когда он приходит на предприятие. Чтобы ликвидировать эту недоговоренность между профессиональным образованием и запросами производства, и было создано Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр инновационного развития человеческого потенциала и управления знаниями».

Одной из ключевых задач центра стало создание современной инновационной площадки интеллектуального и технического развития и досуга для детей и подростков г. Пермь. Были закуплены и оборудованы лаборатории по физике для школьников. Проводились лекции ведущих ученых и профессоров наших университетов по различным направлениям физики, математики, которые доступно и интересно рассказывали о своей работе, о том, как попали в науку и чем конкретно они занимаются.

Мы поставили перед собой задачу: вовлечь современных детей в сферу новых технологий, дать им дополнительное образование по инженерным и естественно-научным направле­ниям, раскрыть и развить их  потенциал. И нам удалось это сделать. Уже в 2013-2014 году мы решили первую задачу – ребята пошли на целевое обучение после окончания школ. Эти молодые люди имели четкое представление о том, куда они идут и для чего им это нужно.

– Этого оказалось достаточно?

– Нет, появилась необходимость расширения нашей образовательной деятельности для детей. В России стартовал национальный проект «Новое образование», в рамках которого в регионах начали строить детские технопарки.

Отмечу, что к тому времени на базе ПНППК успешно работал «Парк науки» и интерактивный музей науки и техники, созданный при содействии администрации города Перми и Министерства образования и науки Пермского края.

Мы буквально «загорелись» идеей создать детский технопарк «Кванториум».

По условиям получения гранта необходимо было наличие индустриального партнера. Нас поддержала Пермская научно-производственная приборостроительная компания.

Так в 2018 году у «Центра инновационного развития человеческого потенциала и управления знаниями» появилось новое структурное подразделение – Детский технопарк «Кванториум Фотоника».

В «Фотонике» на данный момент работают 11 квантумов – это робототехника, дополненная и виртуальная реальность, био-, нанотехнологии, космонавтика, промышленный дизайн, наноквантум и аэроквантум, энерджиквантум, IT и, конечно, фотоника.

В прошлом году в рамках этого же проекта мы запустили мобильный технопарк «Кванториум Фотоника», и теперь обучение у нас могут проходить не только пермские школьники, но и ребята из различных территорий Прикамья.

– Удалось ли таким образом решить проблему с кадрами?

– Частично да. Но время не стоит на месте, скорость изменений очень высока. В ПАО ПНППК сейчас реализуется проект по выявлению, адаптации и развитию уникальных кадров, но в целом по краю проблема остается. Дело еще и в том, что рынок труда не соответствует  требованиям, которые существуют сегодня. А про завтра мы только начинаем говорить и предпринимать какие-то действия.

Мы можем сколько угодно сетовать на плохой рынок труда и качество образования, но если промышленность, бизнес не будут вкладываться в это направление, лучше оно не станет. Опираясь на опыт взаимодействия передовых промышленных предприятий и образовательных организаций, необходимо, чтобы представители обоих сторон вели конкретный продуктивный диалог, что им нужно сегодня, что понадобится завтра и послезавтра.

Например, прямо сейчас есть потребность в быстром переучивании сотрудников на их рабочих местах. В среднесрочной перспективе нам понадобится «полк» крутых специалистов, которые могут учиться сами и учить других. С другой стороны, чтобы полностью покрыть потребность в будущих профессионалах к 2030–2040 году, мы должны уже сегодня начинать работать с пятиклассниками.

– Насколько готовы предприятия выходить с такими инициативами?

– Готовы и выступают. Необходимо отметить, в Пермском крае еще с царских времен была выстроена система подготовки кадров для промышленных предприятий. Все заводы на территории Прикамья имели свои школы, ремесленные училища. Даже в Пермской духовной семинарии была одна из лучших естественно–научных кафедр в России. Один из самых известных ее выпускников – Александр Степанович Попов.

В советские годы промышленные предприятия края развивались по принципу: завод, при нем формировалась инфраструктура, возводились детские сады и школы. Многие училища, колледжи, техникумы строились и функционировали под задачи конкретного предприятия. Практически все кафедры Пермского национально-исследовательского политехнического университета изначально работали как отраслевые институты.

То, что касается сегодняшнего дня. В ПАО ПНППК на протяжении уже нескольких лет реализуется проект «Инженерный лифт». Это вертикально выстроенная система взаимодействия образовательных организаций, которая «заточена» на формирование и развитие необходимых исследовательских, изобретательских, конструкторских и технико-экономических компетенций будущих специалистов. Она обеспечивает поступательное развитие, предлагая личности самые разные варианты самореализации: от работы на предприятиях кластера, либо в сфере науки, до создания собственного бизнеса в рамках кластера. В «Инженерный лифт» включены как государственные, так и частные организации дошкольного, общего среднего и дополнительного профессионального образования, колледжи, вузы, научные институты, лаборатории и др.

Может, это звучит пафосно, но мы готовим новую технологическую элиту, будущих генеральных конструкторов, инженеров и высококвалифицированных специалистов.

Елена Бардукова

Фото: Кванториум Фотоника


INосказательно
Позитивный опыт моногородов

ТОСЭР «Нытва» и «Чусовой» решают проблемы с трудоустройством жителей Прикамья  

Набирая обороты

До конца года ТОСЭР «Нытва» планирует привлечь 240 млн рублей капвложений резидентов  

Творческий выход из кризиса

Детская эстрадно–театральная студия «Прозус–Д» успешно работает в Перми уже 14 лет  

Светлана САЛЮКОВА: «Мы открыты миру, мир открыт нам»

Всю третью неделю марта в пермской гимназии №31 царило праздничное настроение