Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Обоснование чувств


Обоснование чувств

«Без любви, ярости и печали жизнь – лишь тиканье часов»… Сложно не согласиться с героем Кристиана Бэйла в культовом «Эквилибриуме», впервые испытавшем эмоции от радуги и музыки Бетховена. Ведь в его мире выражать какие–то эмоции и чувства запрещено.

А что такое чувства? Почему от любви до ненависти один шаг, а между страхом и яростью всего одна группа СН3? И какое химическое соединение заставляет нас чувствовать вдохновение? Разбираемся на выставке «АРТ–Пермь – 2019», участники которой взялись выразить чувства и эмоции через холст, фотографию, звук, выбрав главной темой «Химию чувств» в честь Международного года периодической таблицы Менделеева.

О ХИМИИ В ЖИВОПИСИ

В детстве, насмотревшись детективов, я мечтала стать этаким экспертом, который с умным видом вводил в ступор следствие, сообщая, что картина XVII века на самом деле – подделка. Так как я определила, что написана она титановыми белилами, а в XVII веке использовались свинцовые и цинковые белила. Выставка напомнила об этом. Действительно без химии была бы невозможна как сама живопись, определение ее подлинности, так и реставрация созданных шедевров.

Представленный Пермской художественной гале­реей проект «Химия живописи» отлично продемонстрировал, насколько широко, как говорил Ломоносов, химия «распростерла руки свои в дела человеческие», в нашем случае – в живопись. Нам рассказывают, из чего сделаны краски и их историю. Есть стенд, демонстрирующий, как работают реставраторы, чтобы воссоздать утраченное. Каждая картина подвергается химическому обследованию. Природных красок не так много, однако на картине очень трудно определить, какая именно краска использована. Здесь и приходят на помощь химики. Реставраторы прибегают к использованию только тех веществ, которые по своему составу повторяют или близки к оригиналу.

Ну а как же химия чувств? Двадцать художников на предварительной жеребьевке вытянули разные чувства и состояния, которые они должны были отобразить на холсте, вложив свое ощущение от определенной эмоции. Самому младшему участнику – 15 лет, самому старшему – 80. Так как проект – исследовательский, в экспозиции присутствует научное обоснование каждого чувства, которое формируется посредством химических цепочек и формул гормонов.

ОТ ЛЮБВИ — ДО НЕНАВИСТИ

Мы можем рассуждать об артхаусном кино и спорить о нанотехнологиях, но с точки зрения мозга, как и наши древние предки при любых проблемах включаем привычное «бей – беги». Тонкости химии чувств разбираем с магистром биологических наук или преподавателем технопарка «Кванториум Фотоника» Марией Кокшаровой, консультировавшей авторов работ проекта.

– Ну и какая же она, формула любви, которую так настойчиво искали алхимики?

– Это коктейль из множества гормонов и нейромедиаторов. Прежде всего гормон любви и желания – дофамин. Возникают целая гамма чувств и буря эмоций – от страха  до абсолютного счастья и эйфории. Очень много окситоцина – гормона нежности, серотонина – гормона счастья, эндорфинов. У дофамина есть еще одна особенность – он начинает вырабатываться до того, как действие совершилось. То есть в мыслях человека формируется какая–либо приятная ситуация, как предвкушение и, привет, дофамин. Например, завтра выходные.

– Согласно теории профессора Фишера, романтическая любовь длится от 17 месяцев до трех лет…

– Окситоцин, ответственный за нежность и прочие «ми–ми–ми», активно вырабатывается в начале любовных отношений, но впоследствии его уровень все равно упадет, просто у кого–то – это пара месяцев, а у кого–то – годы. Тут включается еще и мозг, анализирует и делает вывод: стоит ли продолжать. Выброс в кровь адреналина, характерный для всплесков самых разных эмоций, усиливает страсть. То есть если дофомина в «формуле любви» не было бы, то мы получили бы, к примеру, страх перед этим человеком.

– Как говорят, от любви до ненависти один шаг?

– Да! И от страха – к гневу. К примеру, с химической точки зрения, адреналин и норадреналин структурно отличаются друг от друга на одну группу СН3, это всего четыре атома! Но эти четыре атома кардинально меняют функции гормона. От страха (адреналин) и желания убежать от стрессовой ситуации происходит переход к гневу (норадреналин) и желанию справиться с проблемой. Например, во время конфликта без норадреналина мы бы просто не смогли отстоять свои интересы, а без адреналина не почувствовали момент, когда лучше остановиться и помолчать, «бежать».

– Существует ли управление гневом? Как сказать мозгу: «Горшочек, не вари»?

– Любые гормональные препараты очень индивидуально рекомендуются врачами, исходя из особенностей организма. С другой стороны, нереализованный потенциал оборачивается против тебя. Можно выплеснуть «горшочек», отлупив подушку. Недаром в Японии разрешено «сбросить пар», поколотив фигуру топ–менеджера.

– Если дофамин – предвкушение, то он играет роль и для вдохновения художников, которые, в том числе, рисовали эмоции?

– Вдохновение – тот же самый выброс дофамина в кровь. Но теперь стимулом для этого является предвкушение от будущей работы. И, конечно, норадреналин, который ведет на подвиги.

Каждая эмоция определяется несколькими гормонами, которые могут быть или в норме, или в избытке, или в недостатке. Так, при избытке того же дофамина – мы будто в эйфории, а при недостатке – апатия и нежелание что–либо делать.

Каждый художник интерпретирует эмоцию по–разному, в зависимости от своего опыта. Потому и любовь может у разных художников быть изображена по–разному.

НО ХОТЕЛОСЬ РИСОВАТЬ    

Эмоцию страха «вытянул» автор Strel Pospel, создав единственную работу, в которую вписаны химические формулы адреналина. Цветовое решение – монохромное, темное, как и в большинстве фильмов ужасов для нагнетания атмосферы и лучшей передачи эмоции. Марине Кудриной досталась «апатия». По данным исследователей, люди в депрессии чаще отказываются от использования цвета, либо рисуют только темными и мрачными красками.

– Лучше бы оставить белый холст или вылить на него банку черного, – делится Марина. – Но хотелось рисовать. Изобразила возвращение домой как отрезок времени, когда можно быть безвольным, безучастным к улице за бортом, к автобусу, к себе.

А вот «любовь» досталась Александру Шушунову, который ранее создавал довольно депрессивные работы, с черепами, к примеру. Но на этот раз автор удивил кураторов выставки, которые увидели всплеск ярких красок и оценили, как расцвели, раскрылись его работы. Александр Гельт уверен, что когда человек счастлив, он не
знает об этом, а как только начнет анализировать, то станет несчастлив: «Поэтому я изображаю то, что не может быть высказано».

О том, что живопись не может существовать без концентрации яркого чувства, без экспрессии жизненного переживания, рассказывает арт–проект Александра Воронова «Близкие цветовые отношения». По замыслу автора, во взаимодействии и экспрессивном сплетении линий раскрывается тема вечной эротики, отношения мужчины и женщины.

ДОБАВЬТЕ В ДЕНЬ СОЛНЦА

Итак, побывав на выставке и познакомившись с центральным проектом «Химия чувств», вы сможете определить формулу своего состояния. А также не будете строго судить хмурого таможенника. Просто его головной мозг не вырабатывает достаточное количество эндорфинов, которые бы помогли ему ощутить на себе всю радость. Так что сделайте что–нибудь, что поможет повысить содержание гормонов счастья и хорошего настроения: добавьте в свой день солнца, приятных воспоминаний и чего–нибудь вкусного. Не так много бывает депрессивных итальянцев.

Жизнь прекрасна. Главное – правильно подобрать антидепрессанты.

Выставка продлится до 24 февраля.  

Лиза Шандера

Фото Михаила Чепкасова


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов