Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Китай концентрируется


Китай концентрируется

В Поднебесной создана своя ОДК.

В конце августа в Пекине было объявлено о создании Aero Engine Corporationof China (Китайская корпорация авиационного двигателестроения), государственной корпорации, которая будет заниматься разработкой и производством новых авиационных двигателей для нужд авиационной промышленности страны. Она создается на основе объединения множества небольших компаний и их 96 тысяч сотрудников, главной задачей которых, как говорится в заявлении китайского руководства, станут организация независимых исследований, работа над новыми разработками, производство авиадвигателей и проведение испытаний.

Как отметил в связи с этим председатель КНР Си Цзиньпин, которого цитирует агентство Xinhua, создание корпорации – это стратегический шаг, который будет способствовать укреплению национальной мощи.

Инвесторами нового госпредприятия выступают муниципальные власти Пекина, AviationIndustry Corpof China и Commercial Aircraft Corpof China. Уставный капитал Aero Engine Corporationof China, как сообщает агентство Reuters, составляет 50 миллиардов юаней (7,5 миллиарда долларов США).

Для производителей авиадвигателей в Пермском крае это ни хорошо, ни плохо, однако новость несколько напрягает в связи с известным пристрастием китайцев к бесплатному копированию чужой продукции. Теперь в области двигателестроения в КНР этим будут заниматься более концентрированно.

В то же время создание некоего аналога российской Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) – вполне естественный шаг китайского авиапрома. Двигатели всегда были его слабым местом, что хорошо проявилось на примере копирования российских двигателей АЛ–31 для самолетов марки «Су». Пару лет назад китайцы уже анонсировали замену двигателя на истребителе J–10 (копия Су–30) с российских АЛ–31ФН на собственные двигатели WS–10A. Но оказалось, что скопировать двигатель до последнего болтика – этого мало. Надежность, а вернее, ненадежность китайского клона оказалась такова, что сами военные КНР настояли на продолжении закупок двигателей у России. И сегодня четыре пятых китайских истребителей летают на зарубежных моторах.

Однако китайцы умеют делать выводы из своих ошибок. Еще в 2007–2009 годах они разделили самолетостроение и двигателестроение, чтобы освободиться от одной из наихудших особенностей китайского авиапрома – привычки разрабатывать новый двигатель под каждый планер. В результате происходило распыление усилий и увеличение издержек.Там шла своя невидимая борьба под ковром, упирающаяся, как всегда, в контроль за финансовыми потоками. И есть свои конкурирующие «центры принятия решений», что в чем–то напоминает былое противостояние пермских и рыбинских «моторов». Из уст некоторых высокопоставленных чиновников китайского авиапрома звучали даже идеи приватизировать предприятия двигателестроения, однако идея сконцентрировать производство (не иначе, по российскому образцу) победила.

Поэтому считать, что китайские двигателестроители объединяются в предвкушении, что пермский «Авиадвигатель» принесет им на блюдечке ПД–14, а следом ПД–35, было бы преждевременным. Скорее это закономерный этап развития авиационной промышленности Поднебесной, во многом развивающейся по тому же пути, что и у российских коллег.

Но при этом нельзя не указать, что 90–е годы, при всей их катастрофичности для отечественного авиастроения, дали уникальный опыт выживания российским предприятиям, каждое из которых спасалось в одиночку. Выплыли сильнейшие – и в их числе предприятия пермского «куста» авиационной промышленности. Китайские госструктуры такого опыта не имели, и даст ли их объединение синергетический эффект – это большой вопрос.

Но структурные преобразования в китайском двигателестроении однозначно приведут к появлению сильного конкурента у той же ОДК, как, впрочем, и у американских «Пратт–Уитни». Так что расслабляться не приходится.

Сергей Покрышкин


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов