Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Генерал города моторов


Генерал города моторов

На днях свой восьмидесятилетний юбилей отметил Юрий Евгеньевич Решетников – человек–легенда, организатор, заложивший основу современного двигателестроения в России.

Под его руководством в Перми появилась новая творческая инженерно–конструкторская школа, налажено серийное производство двигателей нового поколения, а Пермский моторостроительный комплекс под управлением Юрия Решетникова сохранил уникальный коллектив специалистов и рабочих.

Юрий Решетников родился 26 октября 1936 года. Он окончил Казанский авиационный институт. В отечественной авиационной промышленности прошел путь от простого инженера–конструктора до начальника моторостроительного Главка тяжелых авиадвигателей для магистральной гражданской, транспортной и военной стратегической авиации – с 1981 по 1989 год Юрий Решетников был главным инженером начальника Главка Министерства авиационной промышленности СССР. В 1989 году Юрий Решетников переведен в Пермь. Здесь он становится генеральным конструктором Пермского моторостроительного конструкторского бюро.

СЕРДЦЕ ПОЛЕТОВ — В ПЕРМИ

Приехав в начале 60–х в Пермь как конструктор, главный инженер и начальник МКБ Юрий Евгеньевич подключается к уже текущим разработкам и активно работает над новыми. Под его руководством создается целый ряд модификаций легендарного крупносерийного двигателя Д–30. Его устанавливали на основные отечественные самолеты Ту–134, Ту–154М, Ил–62М, Ил–76МД, на знаменитый сверхзвуковой перехватчик МиГ–31 – тот самый МиГ, который сегодня стал одним из символов Перми благодаря памятнику «МиГ на взлете». За творческий труд по созданию модификаций двигателя Д–30 Юрию Решетникову присуждена Государственная премия СССР.

Кстати, Д–30 использовали не только на русских самолетах. Уже в XXI веке авиационная промышленность Китайской Народной Республики решила воспользоваться советскими разработками – модификацию легендарного пермского двигателя – Д–30КП2 – установили на тяжелый транспортный самолет «Сянь–Вай–20» и стратегический носитель ВВС Народной армии «Сянь–Н6» (лицензионный аналог советского Ту–16).

ПЕРЕДОВЫЕ РАЗРАБОТКИ

д-30С 1989 года на создаваемые самолеты ТУ–204 и ИЛ–96 начали ставить двигатель ПС–90А. «Доработка» ПС–90А в конце девяностых–начале двухтысячных – так, чтобы они могли конкурировать с западными аналогами – также шла под руководством инженера Юрия Решетникова.

По воспоминания сотрудников завода, это была интересная и напряженная работа – в конце восьмидесятых Москва поставила перед ОАО «Авиадвигатель» задачу: нужен новый мотор. При этом финансовое положение у разработчиков было аховое – страну лихорадило, Советский Союз сокращал финансирования исследований.

пс-90

Однако справились: и во многом благодаря грамотному руководству Юрия Решетникова. Мобилизовав трудовые коллективы отрасли, моторостроительного завода и конструкторского бюро, завершили разработку, создание и летные испытания нового двигателя – и в 1992 году, в самые сложные годы, когда заводы закрывались десятками, Пермь получила сертификацию нового двигателя. ПС–90А запустили в серийное производство.

ПС-90_а

В двигателе ПС–90А реализован целый ряд конструкторских и технологических новаторских решений, не имевших на начало девяностых аналогов в мировом авиадвигателестроении. В частности, была разработана уникальная технология изотермической штамповки титановых лопаток компрессора. Сегодня – это основной двигатель российских самолетов. Его ставят на магистральные Ил–96, Ту–204, Ту–214, транспортные Ил–76 МФ. Сейчас ПС–90А используется во многих авиакомпаниях по всему миру. А двигатель ПС–90А, установленный на самолете Ту–204–300 авиакомпании «Владивосток Авиа», отработал без съема с крыла более 11 000 часов, что соответствует передовым мировым показателям ресурса двигателя.

СОХРАНИТЬ РАБОТУ ЛЮДЯМ

В 1992 году по инициативе Юрия Решетникова была развернута программа создания и серийного производства газотурбинных установок наземного применения. Основой для них стали пермские авиационные двигатели. Их модификации начали использоваться для газотранспортной системы страны и энергоблоков электростанций. Интересно, что вхождение пермских предприятий в «наземный» бизнес происходило в рамках программы «Урал–Газпром» на абсолютно взаимовыгодных условиях. «Газпром» столкнулся с тем, что часть поставщиков газотурбинного оборудования после распада СССР оказалась за границей и их продукция автоматически стала экспортной. А у завода и МКБ возникли трудности с финансированием, вызванные существенным снижением объема заказов авиационных двигателей на фоне общего экономического спада в стране.

Программа «Урал–Газпром» позволила сохранить и создать в Пермском крае около 25 тысяч рабочих мест. И это – в «лихие девяностые», на предприятиях машиностроения, приборостроения и электротехники – когда по всей стране машиностроительные заводы закрывались, а людей увольняли тысячами! Сегодня эта «программа–кормилица» является лучшим примером конверсии в России за последнюю четверть века: она объединила практически всю отрасль. Со временем разработка газотурбинных установок стала для предприятий Пермского моторостроительного комплекса одним из профильных видов деятельности, а ПАО «ОДК–Пермские моторы» имеет широкую линейку газотурбинных установок мощностью от 2,5 до 25 МВт, которые используются в качестве приводов газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных насосных агрегатов и электростанций. При этом пермские газотурбинные установки выигрывают у конкурентов благодаря тому, что разработаны именно на основе авиадвигателей: они более надежны, у них выше топливная эффективность, низкие уровни шума и выбросов, большой рабочий ресурс.

Во многом отношения «Газпрома» и пермских моторостроителей сложились именно благодаря Юрию Решетникову. Все вопросы, возникающие у заказчиков, решались оперативно и в рабочем порядке. «Газпром» с его опытом эксплуатации газотурбинного оборудования понимал, что у любой новой техники есть стандартный набор «детских болезней». А на заводе были готовы дорабатывать проекты и создавать технику, которая удовлетворяет требования заказчика.

СБЕРЕЧЬ ИННОВАТОРА

Одно из важнейших достижений Юрия Решетникова, пожалуй, в том, что в годы испытаний и реформ, когда лихорадило всю машиностроительную отрасль и инженеры сотнями уходили в «челноки» и бизнесмены, на «Авиадвигателе» и «Пермских моторах» удалось сохранить коллектив. Пермская школа моторостроения сегодня, пожалуй, лучшая в России – именно у нас разработан и проходит испытания единственный на сегодня авиадвигатель нового поколения. А сплоченный, лучший в современной России по результативности конструкторско–производственный коллектив ОАО «Авиадвигатель» – настоящий генератор идей и образец в деле инновационного развития российского двигателестроения.

В 1998 году Юрий Решетников одновременно возглавил ОАО «Пермский моторный завод» (сейчас – ПАО «ОДК–Пермские моторы») и ОАО «Авиадвигатель». Под его руководством было восстановлено серийное производство авиационных двигателей. Стабильно с ростом выплачивалась заработная плата, своевременно осуществлялись платежи в бюджет и Пенсионный фонд, началась генеральная реконструкция механических цехов и участков, сформирован долгосрочный задел заказов производства двигателей.

Много лет Юрий Евгеньевич возглавлял совет директоров и был генеральным директором ЗАО «Управляющая компания «Пермский моторостроительный комплекс». Там он также добился слаженной работы, четкого взаимодействия, значительного роста капитализации всех производственных «бизнес–единиц» двигателестроительной кооперации.

Юрий Решетников награжден орденом Почета, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, он лауреат Премии Правительства РФ и Государственной премии СССР, почетный авиастроитель, почетный машиностроитель и почетный работник газовой промышленности.

Коллеги по работе – пермяки, руководители и специалисты предприятий, общественных организаций и ветераны двигателестроения – поздравляют Юрия Евгеньевича Решетникова с юбилеем и желают здоровья и благополучия.

Елена Фадеева


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов