Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Человек и самолет


Человек и самолет

В Перми отмечают сто лет со дня рождения Павла Соловьёва, легендарного конструктора авиационных двигателей.

В Перми Павла Соловьёва любят, ценят, уважают. В его честь названа улица, его бюст стоит возле именного самолета «МиГ на взлете», а один из пермских самолетов носит имя «Павел Соловьёв». В юбилейные дни для популяризации имени пермяка, принесшего родному городу мировую славу, возле «Тетра–Театра» открылась выставка о Павле Соловьёве.

ДАР ПРЕДВИДЕНИЯ

Почему этого человека еще при жизни называли гением? Его современники одним из главных достоинств Павла Соловьёва, помимо знаний и умений, считали дар предвидения, позволившего пермскому конструкторскому бюро на десятки лет обогнать конкурентов.

И сегодня на предприятии «Пермские моторы» об этом помнят. В честь юбилея выдающегося пермского конструктора Павла Соловьёва возле завода «Пермские моторы» прошел памятный митинг, посвященный этой дате. Собравшиеся возложили цветы к бюсту Павла Соловьёва и добрым словом вспомнили конструктора и его дела.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ В ДЕТСТВЕ

Павел Соловьёв делился в своих воспоминаниях о том, что всегда мечтал о небе и хотел создавать самолеты. Будущий конструктор родился и вырос в деревне Алекино Ивановской области. В 1934 году, сразу после окончания школы, он отправился в Рыбинск – туда, где учили летать, и поступил в Рыбинский авиационный институт. После завершения учебы в 1940 году Павла Соловьёва направили в Пермь в опытно–конструкторское бюро (ОКБ) №19. С того последнего предвоенного года и началась совместная биография Павла Соловьёва и Перми.

Опытно–конструкторское бюро в то время возглавлял знаменитый конструктор Аркадий Швецов. В начале сороковых ОКБ–19 занималось разработкой двигателей для многих советских самолетов, в том числе Су–2, Ла–5, Ла–7 и Ту–2. И Павел Соловьёв сразу же влился в коллектив. Через год пришла война. И работать в ОКБ стали еще больше, чтобы разработать и создать, собрать моторы для советской военной авиации. Очень скоро инициатива в небе войны была перехвачена советскими летчиками. Совместными усилиями – у станков и в небе – авиаторы приближали Победу.

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР

После смерти Аркадия Швецова в 1953 году Павел Соловьёв был назначен главным конструктором предприятия и руководил им на протяжении целых 35 лет, вплоть до 1988 года. Все это время работа над разработкой и созданием новых двигателей велась непрерывно.

Вскоре пермское ОКБ стало одним из ведущих разработчиков авиадвигателей в СССР. При участии главного конструктора ОКБ Павла Соловьёва были созданы двигатели для более чем десятка отечественных самолетов: Ту–124, Ту–134, Ил–62М, Ил–76, Ил–96, Ту–154М, МиГ–31, Ту–204, а также вертолетов Ми–6 и Ми–10.

В советские годы под началом Павла Александровича трудились многие нынешние руководители «ОДК–Авиадвигатель» и «ОДК–Пермские моторы». В их числе – генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев. Александр Иноземцев гордится тем, что он – ученик Павла Соловьёва

– Для меня лично, как и для многих, кто с ним работал, он был Учителем. Павел Александрович был только с виду добрым, а когда ты ошибался, доброта слетала. Воспитывать и поддерживать он умел. Я считаю, что мы должны помнить нашего учителя, и главное, что мы должны делать в память о нем, – это создавать новые двигатели и развивать тот уникальный стиль, который характерен для пермской конструкторской школы,– отметил на торжественном митинге в честь Павла Соловьёва Александр Иноземцев.

Павел Соловьёв стал основоположником двухконтурного газотурбинного двигателестроения в нашей стране. Его разработки опередили время на десятки лет. При нем в авиационных двигателях стали широко применяться алюминий и устанавливаться титановые лопатки.

– К сожалению, большинству из нынешних работников предприятия не повезло работать вместе с Павлом Александровичем, – добавил Александр Иноземцев. – Роль этого человека в нашей жизни, в жизни предприятия, страны, в мировом двигателестроении переоценить невозможно. Благодаря его таланту, трудолюбию и терпению были достигнуты огромные успехи нашей Родины в этом направлении…

ЛЕГЕНДАРНЫЙ МОТОР

Под руководством Павла Соловьёва в Перми разработали двигатели для многих отечественных самолетов и вертолетов. Более того, во многом благодаря усилиям и прозорливости главного конструктора пермские двигателестроители сегодня имеют возможность разрабатывать и производить новейшие образцы авиационных моторов, таких, как ПД–14. Научные разработки конструктора Соловьёва нашли признание и у ученых. В 1961 году Павел Соловьёв получил звание профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института, а в 1981 году был избран членом–корреспондентом Академии наук СССР. Павел Соловьёв также лауреат государственных наград и премий.

Главным мотором в его жизни стал двигатель ПС–90. В конце 1980–х годов при непосредственном руководстве Павла Соловьёва в Перми спроектировали и создали абсолютно новый двигатель Д–90А, который стал основным мотором для многих отечественных самолетов, в том числе и для президентского борта Ил–96–300ПУ. В 1987 году Министерство авиационной промышленности СССР присвоило двигателю индекс «ПС», и теперь мотор носит имя своего «родителя» – «Павел Соловьёв».

Авиаконструктор Александр Снитко, в 90–е годы руководивший программой наземного применения двигателя ПС–90, из которой выросла вся пермская кооперация по производству газотурбинных установок для «Газпрома», вспоминал, что Павел Соловьёв всегда ставил перед конструкторами пермского ОКБ планку на уровне мировых достижений – и еще чуть–чуть выше. Именно эта амбициозность помогла «Авиадвигателю» выжить в трудные времена и сохранить коллектив, а теперь стать фактически российским КБ №1 в гражданском двигателестроении.

ОТЕЧЕСКАЯ ПРОЗОРЛИВОСТЬ

Разрабатывал Павел Соловьёв и двигатель Д–30Ф6, на котором сейчас летает МиГ–31. Именно этот двигатель сделал самолет таким грозным для вероятного противника. Говорят, когда в лихие 90–е годы американцы в лице компании «Пратт–Уитни» вошли в число акционеров «Пермских моторов», первое, что они сделали, – настояли на отправке в металлолом 40 комплектов уже готовых Д–30Ф6, лежавших на складе.

Между прочим, Соловьёв, проживший до 1996 года, предупреждал пермских моторостроителей и от сотрудничества с «Пратт–Уитни», совершенно точно предсказывая, что американцы пришли в Пермь не поддержать, а уничтожить конкурента.

Как вспоминал Александр Снитко, в начале 90–х годов у «Авиадвигателя» и «Пермских моторов» был выбор – между «Пратт–Уитни» и французской «Снекмой». Французы даже опережали американцев, потому что действительно были готовы на реальное сотрудничество. Доказательство – французско–российский двигатель SaM146 для «Суперджета», который «Снекма» разработала вместе с «Рыбинскими моторами» уже после того, как ее «завернули» в Перми. Если бы на роковом совете директоров, где решали – с кем сотрудничать, прислушались к голосу присутствовавшего Павла Соловьёва, вполне вероятно, что «Суперджет» летал бы на пермском двигателе, его локализация в России была бы намного выше, чем сейчас, а бессмысленной «вендетты» пермских и рыбинских «моторов» не было бы вообще.

Впрочем, сейчас пермские моторостроители и конструкторы создают новый двигатель пятого поколения для среднемагистральных самолетов ПД–14, а в течение десяти лет планируется разработать принципиально новый двигатель для дальнемагистральных и грузовых самолетов ПД–35. База для этих проектов в Перми была создана благодаря трудолюбию и старанию Павла Александровича Соловьёва.

Андрей Зуев


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений