Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

«Пермская внешность» Евгения Крылатова


«Пермская внешность» Евгения Крылатова

8 мая в возрасте 85 лет ушел из жизни знаменитый советский и российский композитор, народный артист России Евгений Крылатов. А буквально несколько лет назад он неожиданно для самого себя смог оказаться в роли героя одной из самых красивых своих песен «Где ты появился на свет». После долгого перерыва длиной более 70 лет он побывал на своей малой родине, в городе, где родился и провел первые годы детства, – в Лысьве. В один из недавних визитов замечательного композитора в Пермь корреспонденту IN удалось взять у Евгения Павловича эксклюзивное интервью. Печально, но оно, видимо, оказалось последним…

Дети на «дедушке Крылатове» висели гроздьями

Евгений Крылатов написал музыку более чем к 160 картинам. Среди них: киноленты «Приключения Электроника», «Чародеи», «Гостья из будущего», «Ох уж эта Настя!» (песни «Крылатые качели», «Три белых коня», «Прекрасное далеко», «Лесной олень», «Ольховая сережка», «Вжик, вжик, уноси готовенького...»), а также к мультфильмам «Умка», «Каникулы в Простоквашино», «Дед Мороз и лето» и т. д.

Когда Евгению было два года, семья переехала из Лысьвы в Мотовилиху, где его родители работали на заводе. Окончив Мотовилихинскую музыкальную школу, Крылатов поступил в Пермское музыкальное училище, затем продолжил образование в Московской государственной консерватории.

В прошлом году детской музыкальной школе №2, где некогда учился композитор, присвоено его имя, в связи с чем на фасаде здания появилась соответствующая мемориальная доска.

В Перми и своей alma mater – музыкальном училище – Евгений Павлович бывал часто. А в Лысьве ему удалось побывать лишь 11 лет назад после долгого перерыва длиной почти в целую жизнь. Именно в Лысьве состоялся первый в крае фестиваль детского творчества имени Е. Крылатова «Крылатые качели». В нем приняли участие более 15 танцевальных и певческих коллективов со всего Пермского края. Всего – более 300 участников.

Тогда композитор отсмотрел весь концерт, а потом вместе с детьми спел «Лесного оленя», «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», аккомпанируя себе на рояле. Несмотря на преклонный возраст, пел и играл он отлично. Дети на «дедушке Крылатове» висели гроздьями, требовали автографов и фотографий на память. Впрочем, взрослые от них тоже не отставали.

А вечером того же дня на центральном стадионе Лысьвы прошло официальное мероприятие, где Крылатову вручили муниципальную премию имени А. Зануцци. Увы, к сожалению, присвоить ему звание «Почетный житель города Лысьвы» было уже невозможно: Крылатов – почетный житель Пермского края, а это звание, понятное дело, выше.

Где эта улица, где этот дом?

Но главный сюрприз ждал народного артиста России чуть позже. Специально к приезду почетного гостя сотрудники местного музея и архива Лысьвенского завода тяжелого электромашиностроения («Элетротяжмаш–Привода») нашли личные дела его отца, мамы, бабушки и дедушек, которые много лет проработали на заводе. Композитору рассказали такие факты из биографий его родственников, которых он и сам не знал! Более того, выяснилось, что дом, где родился Крылатов, на улице Мира, до сих пор цел. Он вместе с сопровождающими поехал туда, нашел нужную квартиру. Дверь ему открыла многодетная семья, которая, узнав в визитере популярного композитора, совершенно растерялась от неожиданности. Крылатов был очень растроган и едва не плакал.

– Евгений Павлович, остались у вас в Лысьве родственники?

– Наверное, остались, но я же долгое время был оторван от здешних мест, поэтому их не знаю. Когда приехал с концертами в Ижевск, а это было довольно давно, там нашлось много моих родных по линии бабушки с маминой стороны, мы с ними до сих пор время от времени перезваниваемся. У моего деда, который, как мне сказали, родом из Кын–завода, было трое детей: старшая дочь Мария (она жила в Лысьве, возможно, и кто–то из ее детей еще живет здесь), средний сын Василий, после которого детей не осталось, и мой отец. Наверное, у меня есть двоюродные или троюродные братья и сестры, но о них ничего не знаю.

– Как вы восприняли приглашение приехать в Лысьву и открыть фестиваль?

– С большой радостью! Меня, например, связывает крепкая дружба с Чайковским. Этот город находится недалеко от Сарапула, родины моей мамы. А именно в Лысьву я очень стремился, особенно в последние годы. Время идет быстро – никогда не знаешь, что будет завтра. Было бы очень жаль не побывать в городе, где жили мои родители, где я родился. Знаете, бывает так, что люди рождаются в случайных городах, например, дети военных, у которых и родных городов как таковых нет, потому что они постоянно переезжают. А у меня здесь – корни: отсюда мои дедушка и бабушка, мой отец. В последние годы стал часто думать, что надо побывать там, где жили мои предки, где гуляла молодой моя мама. Сегодня побывал на металлургическом заводе, и для меня стало полной неожиданностью, что кроме дедушки на нем работал и отец, когда был молодым, и даже мама. Очень рад, что все так сложилось, и благодаря администрации Лысьвы мое желание осуществилось. Я мог бы приехать четыре года назад, когда у меня был концерт в Перми, – просто взять машину и приехать, но хотелось, чтобы мой приезд стал неким актом возвращения домой, чтобы вы знали, что я здесь родился, а я смог бы узнать вас поближе. Поэтому хорошо, что мой приезд совпал с фестивалем. Часто и много езжу, побывал в разных маленьких городах, но, сами понимаете, Лысьва мне особенно дорога.

В детстве был Крыласовым

Вообще–то, настоящая фамилия Евгения Крылатова – Крыласов. Ее носил и отец композитора, и дед, и прадед, который пел на клиросе, за что и получил «говорящее» прозвище. Но почему–то так получалось, что эту музыкальную фамилию постоянно перевирали. За свою жизнь Евгений Павлович успел побывать Кылосовым, Колосовым и даже Крысовым! Так что архивисты Лысьвы чуть ума не лишились, пока все это выяснили... Но однажды самому Евгению Павловичу это страшно надоело, он пошел в милицию, заплатил 25 рублей и заменил «с» на «т». Его пример воодушевил родственников, и все они тоже стали Крылатовыми. С тех пор фамилия композитора созвучна названию одной из самых известных его песен – «Крылатые качели». Правда, путаницы в жизни Крылатова от этого не стало меньше. Сам композитор рассказывал:

– Однажды в Сочи на «Кинотавре» ко мне подлетает съемочная группа с камерами, софитами и микрофонами: «Дорогой Юрий Петрович!» С Любимовым спутали... Одно время чуть не целый год принимали за бывшего мэра Гавриила Попова. В магазин было невозможно зайти. Вот она, пермская внешность!..

Кто знает, если бы не Пермь, Евгений Крылатов, возможно, не стал композитором, а вел бы скромный музыкальный кружок где–нибудь в Самарканде: именно в этот узбекский город будущего лауреата Государственных премий, народного артиста России распределили после Московской консерватории…

– Я, естественно, не поехал, – вспоминал Крылатов. – Деканат запретил выдавать диплом. Мама уговорила отправиться к пермскому начальнику управления культуры. Тот все понял, сделал вызов, оформил меня в Дом пионеров (после чего диплом выдали), откуда благополучно и уволил спустя два месяца. Я остался в Москве. «Пермский хвост» меня часто спасал... А может быть, я просто чувствовал крепкий тыл... Меня все везде любили: и в школе, и в училище. Педагог по фортепиано, знаменитая Маргарита Сергеевна Антропова, чуть ли не меня одного на «вы» называла. Я, естественно, обижался... И дебютировал я в Перми – в театре оперы и балета в 1949 году с концертом для фортепиано с оркестром Римского–Корсакова.

Словил кайф на «Нашествии»

– Евгений Павлович, у вас есть ваша любимая песня?

– Да, «Где музыка берет начало?». Этот поистине философский вопрос положен в основу одноименной песни из кинофильма «Чехарда». Но сегодня, увы, это произведение звучит, пожалуй, в основном только в кружках хорового пения…

– А любимый музыкальный инструмент?

– Я никогда не играл на балалайке, баяне, гитаре. Но очень люблю рояль. Не пианино, а именно рояль. В нем какая–то тайна, которой нет в других клавишных, в том числе и в электронных. С детства общаюсь с роялем, как с живым существом. В 14 лет в Перми получил в подарок от управления культуры рояль–прямострунку: он был длинный, черный и походил на крокодила. На частных квартирах были только пианино из проката (с гордостью). А сейчас в моем кабинете стоит «Аугуст Форстер». Открою вам тайну: хороший инструмент, как хороший коньяк.

– Кстати, о коньяках. Говорят, вы категоричный трезвенник?

– Не пью 35 лет, даже пиво. Это было мое личное решение. Раньше часто выпивал в творческой среде. Старался не злоупотреблять, потому что боялся наследственности: за отцом такое водилось. Однажды в поезде, выйдя из вагона–ресторана, где сидел с другом, перед сном я зашел в туалет, увидел себя в зеркале далеко не в трезвом виде и стал говорить вслух: «Как тебе не стыдно! У тебя же двое детей, жена не работает!». Когда очнулся от своего монолога, оказалось, что прошло около трех часов. Этот случай так меня напугал, что я решил бросить пить навсегда.

– Ваши песни зачастую поют актеры кино, а не профессиональные вокалисты. Работа с кем из них вам запомнилась больше всего?

– С Андреем Мироновым было очень интересно. Когда я ему сыграл песенку о шпаге, он сказал: «Ну что вы все пишете в одну дуду, куплет за куплетом. Давайте попробуем вальс». И мы сделали вальс. Кстати, эта песня, как, впрочем, и вторая, звучавшая в фильме «Достояние Республики» на стихи Бэлы Ахмадулиной – «Романс Маркиза» («Что будет, то будет»), также написана для Андрея Миронова.

– Евгений Павлович, вы отслеживаете, кто и когда записывает кавер–версии или симплы ваших песен – того же «Прекрасного далека» или «Лесного оленя»?

– Честно говоря, я не очень–то и понимаю, что означают эти термины. И не переспрашиваю, чтобы не показаться невеждой. Говорю: ну да, кавер, значит, кавер. Может быть, от слова «каверза»? Слышал, что мои песни исполняет группа «Приключения Электроников». «Лесной олень» в их исполнении – это не те ноты, не те слова временами, но она такая, как бы сказать, эстетская песня, и я считаю, – это их версия и пусть поют. А исполняют они «Лесного оленя» со страстью, с темпераментом! Меня это трогает. Музыканты звонили мне и прямо по телефону проиграли свою версию. Я говорю: ну и пусть звучит так, как вы воспринимаете песню. А «Три белых коня» сейчас только ленивый не поет. Недавно звонила группа из Нижнего Новгорода, а Дмитрий Маликов сделал клип «Снежинка» по моей песне из фильма «Чародеи». По–моему, вышло классно! Но я горжусь тем, что ребятам, оказывается, нужны песни 1970–х. Когда на рок–фестивале «Нашествие» хором пели «Лесного оленя», написанного в 1971 году, я, что называется, словил кайф. Ко мне без конца обращаются разные фирмы, переиздающие записи, выпускающие караоке, детские игрушки, мобильные телефоны. И многие исполнители поют мои песни: Лада Дэнс, Николай Басков, Лариса Долина, «Дюна». «Колыбельную медведицы» – и Елена Камбурова, и Анита Цой, и еще многие артисты поют. Меня это очень радует. Так что к современным интерпретациям отношусь не то чтобы спокойно, а, наоборот, с радостью, с гордостью, я бы даже сказал.

– А ваши дети, внучка какую музыку слушают?

– Внучка – молодая и, естественно, любит все современное, «всякие ансамбли». Да и моей дочери нравятся разные современные коллективы и певцы – Сосо Павлиашвили, Валерий Леонтьев. Но я и сам не чураюсь такой легкой эстрады и нашей, и западной. Есть много артистов на нашей эстраде, которые мне и моим родным очень нравятся. Они благородны, красивы, они несут хороший посыл в зал. А есть те, которые мне категорически не нравится. Но у этих артистов тоже своя аудитория. Весь вопрос: что это за эстрада и какое количество в процентном отношении другой музыки к эстраде звучит общедоступно? Мои дети и внучка воспитаны на классической музыке. Классику очень хорошо знают – большую настоящую классическую музыку. Поэтому у них все в нормальном балансе, гармонично: для отдыха, для души, для своего возраста. А классика – для постоянного внутреннего совершенствования души, для потребности своей души.

– Дети не пошли по вашим композиторским стопам?

– Нет. Сын окончил ВГИК, дочь ушла в литературно–религиозную деятельность – она очень верующий человек. Внучка окончила философский факультет МГУ. Так сложилось, что в моей семье музыкантов, кроме меня, нет.   

Маргарита Неугодова

 


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Проблема недобросовестного бизнеса мешает развиваться добросовестным предпринимателям.     

Любовь Елсукова, директор  ООО «Деловой Интерес»

Уже десятый раз в краевой столице проходят «Дни пермского бизнеса»  

Геннадий Сандырев: "Пермь узнаваема под любым именем"

В преддверии Дня города IN встретился с Г.Г.Сандыревым, руководителем ГК "Налоги и право"