Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Фарфоровый путь


Фарфоровый путь

Пермская художественная галерея представляет выставку современного китайского фарфора.

«Фарфоровый путь: из древности в будущее» – так называется выставка, которая продлится до конца сентября. На ней представлены восемьдесят разнообразных фарфоровых изделий, в том числе ваз, подносов, стаканов, декоративных блюд… Экспонаты предоставлены музеем провинции Цзянси (г. Цзиндэчжэнь, Китай). Пермь стала вторым городом России, где можно увидеть работы китайских мастеров – проект подготовлен в рамках сотрудничества Пермского края и провинции Цзянси Китайской Народной Республики.

Напомним, что Китай стал ближе к Пермскому краю после поездки пермских студентов в Китай в рамках проекта «Волга – Янзцы» этим летом. Тогда по инициативе губернатора Пермского края Виктора Басаргина и было подписано соглашение между провинцией Цзянси с двумя ведущими вузами края: Пермским государственным национальным исследовательским университетом (ПГНИУ) и Пермским национальным исследовательским политехническим университетом (ПНИПУ). Документы предусматривают развитие научных связей, обмен студентами и преподавателями.

Где образование – там и культура. Поэтому Пермь стала принимающей стороной для выставки китайского фарфора, предоставив для этого зал Пермской художественной галереи. Китай – родина фарфора, его официальная история насчитывает 1600 лет, а город Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси, с которой у пермяков подписано соглашение, является центром сохранения и развития фарфоровой линии в китайском искусстве. Даже россиянину знакома бело–голубая изящная роспись по фарфору – это и есть визитная карточка города.

Ваза «Ранняя весна». Подглазурная росписьАлександра Пестова, куратор выставки «Фарфоровый путь», считает, что открытие выставки – историческое событие, для Перми это первая выставка такого рода. По сути это восстановление прерванных отношений, которые активно развивались в середине ХХ века. От тех времен в коллекции Пермской художественной галереи осталось немало графических и декоративно–прикладных работ китайских мастеров.

В Перми передвижная выставка стала совместным проектом, так как к экспонатам, привезенным из Китая, коллекционеры добавили свои сокровища, в том числе из собрания ПГХГ и из личного собрания скульптора Алексея Матвеева.

Современные работы китайских мастеров, а именно они представлены на выставке, тесно связаны с традиционной китайской живописью.

Ваза с лотосами. Смешанная техникаКитайский фарфор делится по трем техникам – надглазурная роспись, подглазурная и смешанная техника. Авторы произведений тоже делятся – на приверженцев старой школы и на тех, кто привносит некоторые новации в старинные техники.

В соответствии с китайской тради­цией, даже современные работы наполнены философскими размышлениями. Работы носят глубокомысленные названия: «Долголетие», «Кристальная чистота», «Незаметное достижение». В основном это вазы разных форм и размеров. Реже – блюда и даже фарфоровые скульптуры. Изображение фарфоровой собачки и скульптурный портрет девушки выполнены с вполне европейским натурализмом. Кроме традиционных орнаментов, пейзажей, на вазах встречаются и изображения, более легковесные по настроению, едва ли не шаржи – «Играющие дети», «Водяная фея в скромных одеждах», «Дети, собирающие цветки лотоса».

У современных мастеров китайского фарфора заметны проблески иронии, их можно приблизить даже к понятию постмодернизма. Скажем, ваза «Весеннее цветение» – только напоминает вазу, в ней нет отверстия для цветов, а образ цветения передан через образ… поганок.

Для современных китайских художников актуальным выглядит и реализм – так, на одной из ваз изображен вполне себе годный на суп пестрый петух.

На выставке привлекает внимание традиционный фарфор, впечатляет искусное и любовное пестование бело–синей росписи, в которой так преуспели художники, творящие в наши дни. Все работы, которые представлены на выставке, являются даром авторов музею провинции Цзянси.

Галерейное дело в Китае отличается от российского. Об этом рассказала директор китайского музея Чэнь Цзин на открытии выставки. Центральный музей провинции Цзянси по описаниям более напоминает краеведческий. В нем собраны экспонаты истории и культуры провинции за 10 тысяч лет. Среди произведений искусства в музее представлены керамика, медные изделия, живопись. Самому старому арт–объекту, высокому керамическому стакану – более 10 тысяч лет.

Открытие выставки посетили и китайские гости: заместитель начальника канцелярии департамента культуры провинции Цзянси, директор Центрального музея провинции т. Чэнь Цзин, представители провинции Тао–Тао. Представители китайской культуры, открывавшие выставку, подчеркнули, что их впечатлило русское искусство. Им лично нравится живопись маслом и иконы. С последним направлением русской живописи они впервые познакомились только в Пермской художественной галерее – и высоко оценили собрание нашего музея.

Возможно, в рамках сотрудничества и современные художники Перми в недалеком будущем смогут представить свои работы в Китае.

Вера Панова

Фото: отдел PR и маркетинга Пермской художественной галереи


IN-календарь
INосказательно
Алексей ЧИБИСОВ, министр промышленности, предпринимательства  и торговли Пермского края

В целом в 2017–2024 годах на территории Прикамья исполняется 78 инвестиционных проектов 

Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии