Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Деньги – в школы


Деньги – в школы

В Перми создается уникальный для России проект «Учимся – играя, путешествуя и зарабатывая!»

Вдохновителем и организатором проекта выступает Уральский инновационный форум (УИФ), на счету которого немало прорывных социокультурных и экономических проектов, успешно внедренных в Перми и Прикамье, других городах и регионах России и СНГ.

НЕ РАССТАНУСЬ С КОМСОМОЛОМ…

– В конце 1980–х годов в центрах научно–технического творчества молодежи (ЦНТТМ) под эгидой областного и Пермского городского комитетов ВЛКСМ с целью решения непростых социальных и экономических задач в пору кооперативного движения мы сумели объединить ученых и специалистов в творческие коллективы. За минувшие три десятка лет в нашем крае реализованы тысячи инновационных проектов в сферах энергоэффективности, экологии, модернизации производства и других направлений, получены миллиарды рублей экономического эффекта, – говорит Борис Поляков, генеральный  директор ООО «Уральский инновационный форум».

Прямым продолжателем такого инновационного развития Пермского края стал в наши дни Уральский инновационный форум. И тон здесь задает его руководитель Борис Поляков, талантливый менеджер и организатор, физик, экономист, изобретатель и известный предприниматель, автор книги «Трамплин в будущее. Азбука для устремленных».

– В начале нулевых мы вместе с Пермским городским управлением образования реализовали инновационный проект, который позволил создать в краевом центре самые энергоэффективные – по теплу – школы в России, – подчеркивает Борис Александрович. – А для этого пришлось изменить – ни много, ни мало – Бюджетный кодекс России! – говорит Борис Поляков, генеральный директор ООО «Уральский инновационный форум».

ЛИЦОМ К ШКОЛЬНИКАМ

Сегодня инноваторы УИФ работают над созданием глобального проекта «Система развития личности, бизнеса и территории». А его первой ступенью становится уникальный проект «Учимся – играя, путешествуя и зарабатывая!».

– Наш проект повернут лицом, в первую очередь, к детям, – поясняет Борис Поляков. – Почему? Чтобы понять, к чему мы готовим их, какое будущее ожидает нынешних школьников. Впереди – исчезновение из отечественной экономики более ста распространенных профессий. Уже сегодня на производствах людей вытесняют роботы. И наших детей мы обязаны готовить к такой работе, таким профессиям, которые не смогут исполнять роботы.

А это – сфера работы человеческого мозга. В нашем проекте дети и подростки смогут участвовать в создании нового, опробовать свои таланты и наклонности на занятиях в «Фабрике идей». Поэтому на первый план сейчас выходит роль школ и вузов, которые должны интегрировать генерацию идей в образовательный процесс, создавая прообраз «фабрик идей» будущего.

Выступая на презентации своего проекта перед педагогами Пермской гимназии №11 имени С. П. Дягилева, Борис Поляков сказал:

– Мы не случайно пришли, в первую очередь, именно к вам. Творческое содружество связывает нас вот уже более 20 лет. И мы вместе сумели добиться впечатляющих успехов, которые сегодня видны всем.

Вот и на этот раз я надеюсь на заинтересованное взаимодействие потому, что творческое и социальное развитие личности начинается со школы. А в этом направлении у вашего коллектива, возглавляемого заслуженным учителем России Раисой Дмитриевной Зобачевой, накоплен поистине бесценный опыт. И было бы замечательно, если бы ваша замечательная гимназия стала пилотной площадкой нашего совместного проекта.

КОРНИ И КРОНА

По словам руководителя УИФ, новый проект логически встраивается в систему развития новой экономики. В ее структуре – отраслевые корпорации во всех сегментах рынка и региональные центры образования, здоровья, культуры, развития бизнеса и территорий. Целью системы становится решение местных и общецивилизационных задач на уровнях района, города, региона, страны и мира.

А каков продукт системы? Создание и продвижение лучших технологий, товаров и услуг бытового и производственного назначения.

Говоря о контенте проекта «Учимся – играя, путешествуя и зарабатывая!», Борис Поляков удачно использовал образ корней и кроны мощного дерева:

– Я серьезно занялся вопросами законов самоорганизации природы. И если брать их за основу, то наш проект представляет собой крепкую корневую систему, питающую ветви, – конгломерат бизнес–моделей и предпринимательских инициатив. Но есть и обратный эффект – чем мощнее и обильнее ветви, тем сильнее корневая система: именно они ее питают благодаря фотосинтезу энергией Солнца. А вместе наш проект должен представлять собой мощный ствол, сильное, конкурентоспособное дерево.

На следующей дискуссионной площадке в кафе «Винорио», где присутствовали известные пермские предприниматели и педагоги, гендиректор УИФ отметил пути реализации проекта:

– Практика следующая: нужно объединить наши организационные и информационные ресурсы для того, чтобы выйти напрямую на наших потенциальных клиентов.

Как? Первое – размещение исчерпывающей информации в СМИ.

Второе – с помощью районных отделов образования нужно выйти на руководителей образовательных учреждений, заинтересовать их. Затем выйти в школы, встретиться с педагогами, родительским активом. Очень важно заинтересовать их расширением горизонтов дополнительных образовательных услуг для их детей.

ЧТО ИМЕЕМ, ТО НЕ ЦЕНИМ?

– Сегодня в тренде – ТРИЗ–педагогика: теория решения изобретательских задач, – говорит Борис Поляков. – В Малайзии, например, это – обязательный учебный предмет. У нас же, в России, – пока факультативный, о котором многие наши педагоги даже представления не имеют. И это тем более странно, что ТРИЗ–педагогика – отечественное достояние, которое как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 1980–х годов. В его основу положены теория и разработки школы известного российского педагога–новатора Генриха Альтшуллера.

Какова же цель ТРИЗ–педагогики? Формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.

Конечно же, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Сюда входят курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенность работы с каждой возрастной группой – выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п. При этом для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики.

Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Особое место занимает курс развития творческого воображения, предназначенный для преодоления стереотипов школьников, выработки у них умения работать с нетривиальными идеями. В этом направлении УИФ уже несколько лет подряд внедряет такой эффективный инструмент развития способностей школьников, как образовательные игры.

ИГРЫ — ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ

Они прекрасно развивают у ребят такие универсальные учебные навыки, как мышление, реакцию и коммуникабельность. А педагогический эффект проявляется в сокращении времени, усилий педагога и ученика на усвоение знаний, повышение эффективности обучения.

Как отмечает руководитель УИФ, благодаря вовлечению ребят в предлагаемые форумом игры идет интенсивная трансформация их игровой зависимости в получение знаний по школьным предметам. Положительна и реакция на эти игры родителей: впятеро снижаются их затраты на репетиторов.

У педагогов и школы в целом – сразу несколько аспектов интереса во внедрении игр: исследовательская деятельность, профессиональные пробы и самоопределение учащихся, развитие метапредметных связей, практико–ориентированное обучение и внебюджетные доходы: от одного до трех миллионов рублей.

Об аспектах внедрения игровых инноваций рассказала на презентации Ольга Чащина, руководитель Пермского учебного центра «Созвездие»:

– С помощью игр мы помогаем детям решать проблемы, связанные как с образованием, так и с повышением их образовательного уровня вне рамок школьной программы. У нас две площадки для занятий с детьми: в центре Перми и Индустриальном районе краевого центра. И мы готовы войти с ними в новый проект УИФ. Тем более, что вот уже больше года мы работаем с ним, в частности, во внедрении в пермских школах игровых методик обучения.

На собственном опыте я убедилась: в тех школах, где руководство, преподаватели не консервативны, а, наоборот, полны стремления идти в ногу со временем, применять инновационные методики обучения, наш проект дает отличный эффект. Как пример, пермская средняя школа №140. С нашим участием и под руководством преподавателей пятиклассники сами усовершенствовали процессы подготовки к занятиям по математике и русскому языку, придумывая свои игры и отрабатывая их на занятиях.

– В основе нашего проекта – весомые экономические преимущества, – продолжил Борис Поляков. – Участники вполне могут прилично зарабатывать на генерации идей и их продвижении. В этом случае начинает зарабатывать школа, которой, как правило, не хватает денег, сами педагоги, учащиеся и их родители.

ЧТО НОСИТЬ, РИСУЕМ САМИ

Примечательный момент: в генерации идей вполне могут участвовать и дети. В этом смысле ценным становится проект известной пермской предпринимательницы Веры Долгановой «Школьная мода».

– Он не что иное, как профессиональное самоопределение детей, и может охватить не только Пермь и Прикамье, но и Россию в целом, выйти на зарубежные страны, – особо выделяет Борис Поляков. – Вера Долганова так организовала процесс, что дети сами рисуют на уроках различные модели одежды, которую они хотели бы носить, быть в ней в школе на занятиях. И это дело можно правильно организовать: ребята начинают участвовать в компоновке деталей одежды, ее производстве.

Как еще одно направление – встраивание в школьную форму аксессуаров мобильной телефонии, которую прямо–таки рвется поставлять нам через пермских партнеров Китай.

А далее выходим на аудиторию учителей, родителей и детей. И организуем площадку интернет–продаж с демонстрационной зоной. На базе, например, краевой газеты «Деловой Интерес» можно сделать интернет–портал с тем, чтобы выйти на Россию с призывом: «Кто занимается школьной модой, присоединяйтесь!». И тогда мы становимся привлекательными для всей страны: у нас – опыт, приоритеты, кадры.

В таком же ключе будем запускать и образовательный туризм: вместе с кафедрой туризма Пермского педуниверситета. Ее преподаватели и студенты берутся за это дело с энтузиазмом.

По словам Бориса Полякова, сейчас уже начато создание групп проекта в соцсетях и «Школы блогера», идет формирование команды единомышленников.         

Павел Агапов


IN-календарь
INосказательно
Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

В IN появилась шутка, что редакционная политика нынче строится на трех китах– НТО, ЕНВД, ТБО