Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Крылатая Пермь


Крылатая Пермь

В подмосковном Жуковском открылся международный авиакосмический салон МАКС–2017. Для российского авиастроения этот салон – главный поставщик заказов. Именно здесь представляются новинки отечественного авиапрома, занимающие основную часть программы, – к сожалению, на других выставках Россия все чаще остается на задворках, уступая солирующие партии Китаю и США.

Главными событиями первого дня юбилейного авиасалона МАКС в Жуковском стали визит президента России Владимира Путина, полеты новейшего истребителя МиГ–35 и подписание контрактов на поставку лайнеров МС–21.

Естественно, речь на МАКС–2017 зашла и о пермском авиастроительном комплексе. Многие руководители пермских предприятий называют нынешний МАКС «расставившим точки в контрактах». В частности, ОДК подтвердило свою готовность заказать авиадвигатели ПС–90А, появилась информация по первым поставкам самолета МС–21, укомплектованного пермской новинкой ПД–14, а «Ростех» и «Роскосмос» недвусмысленно дали понять, что заинтересованы в пермских производственных площадках.

ПЕРМСКИЕ ДВИГАТЕЛИ НУЖНЫ

В первый же день авиасалона глава Пермского края Максим Решетников встретился руководителем промышленных государственных корпораций – генеральным директором АО «ОДК» Александром Артюховым. Главные вопросы у руководства региона традиционные: готовы ли госкорпорации инвестировать в пермские разработки и загрузят ли наши компании – в частности, группу предприятий «Пермских моторов» – заказами?

Пожалуй, главная для моторостроителей новость – Александр Артюхов подтвердил заказ по производству двигателя ПС–90 А2 для самолетов Ил–76-МД-90А. На 2017 год планируется выпуск 16 двигателей этой марки – тяжелые транспортники семейства Ил будут поставляться Вооруженным Силам России.

– Это далеко не предел загрузки предприятий. Но, учитывая те проблемы, которые есть в смежных производствах, очень хорошо, что этот объем заказа подтвержден, – отметил Максим Решетников.

Кроме того, на уровне федеральных министерств сейчас обсуждается следующая модификации двигателя ПС-90А – ПС-90 А-76. Пермский «Авиадвигатель» еще весной сообщил, что займется модернизацией этого двигателя для дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов Ил–96–400М. Новый пассажирский самолет будет создан на базе грузового Ил–96–400Т – его производством займется Воронежский авиазавод. Россия надеется, что эти самолеты составят конкуренцию уже известным широкофюзеляжным самолетам. Программа по модернизации обойдется примерно в 53 млрд рублей, из них чуть менее 10 млрд пойдет на опытно–конструкторские работы. Кроме того, сообщалось, что воздушные судна будут предназначены для госструктур, в первую очередь, для специального летного отряда «Россия».

Кстати, подтверждение поставок для ОДК – не единственная хорошая новость. АО «ОДК–Пермские моторы» в рамках авиасалона МАКС заключило трехстороннее соглашение с ЗАО «ИФК Техник» о поддержке по эксплуатации двигателей ПС-­90А самолетов Ту­-204 авиакомпании Red Wings.

МОЖНО, НО ОСТОРОЖНО

Сегодня упор в российском двигателестроении, впрочем, делается на гражданскую, а не на военную авиацию. Для России создание конкурентоспособных гражданских воздушных судов является одним из ключевых условий улучшения транспортной доступности отдаленных регионов, повышения комфортности перемещения граждан. По словам Владимира Путина, отрасли сейчас оказывается достаточно широкая поддержка. Только в прошлом году было направлено почти 52 миллиарда, а в этом году планируется 60 миллиардов.

– В наших планах нарастить долю российской авиатехники на внутреннем и мировом рынках. Для этого важно не только улучшать ее качество и надежность, но и развивать систему послепродажного сервиса. Мы с вами знаем (это, кстати говоря, и в «оборонке» тоже часто слабое звено: нужны склады, нужны запасные части, нужна подготовка кадров, сервисные центры нужно открывать), преимущество в конкуренции принадлежит тому, кто обеспечивает дальнейшее обслуживание проданной техники, гарантирует ее оперативный ремонт и поставку запчастей, – отметил Владимир Путин на совещании по вопросам развития гражданского авиастроения.

ОДК на МАКСеДля этого важно не только продавать самолеты, но и обеспечивать их своими комплектующими. Потому так серьезно встает сегодня перед всеми вопрос сертификации пермского двигателя ПД–14 и оснащение им самой перспективной разработки последних лет – магистрального самолета МС–21.

О перспективах пермского двигателя заговорили в первый же день работы авиасалона: возможно, первые ПД–14 будут проданы уже в 2019 году.

Лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко» (основной акционер — «Объединенная авиастроительная корпорация») и авиакомпания Red Wings договорились о передаче в операционный лизинг 16 самолетов МС–21–300. Лишь четыре борта из поставляемых будут оснащены пермскими двигателями – в основном из опасений, что ПД–14 к моменту поставки не сумеет пройти сертификацию. Двигатели для остальных МС021 изготовят американцы, Pratt & Whitney.

Кроме того, «Ильюшин финанс Ко» подписала соглашение о намерениях с авиакомпанией «ВИМ–Авиа» на поставку 15 МС–21. Однако тип двигателя будет определять заказчик – и заказы для пермяков серьезно зависят от того, сумеет ли ПД–14 получить все необходимые сертификаты – по планам, ПД–14 должен получить российский сертификат в 2018 году, а европейский — в 2019 году.

– В принципе мы готовы к серийному выпуску ПД–14, – отмечает генеральный директор «ОДК–Пермские моторы» Сергей Попов. – Сейчас произведено более 28,5 тысячи единиц специальной оснастки и инструмента, эта работа продолжается. До конца этого года закончится сборка опытной партии двигателей – всего из будет 18, сейчас уже собрано 12. Мы рассчитываем, что к 2026 году «Пермские моторы» будут выпускать до 50 двигателей ПД–14 в год.

Договоренность о поставке ПД–14 для нужд производителей МС–21 уже есть. На МАКСе АО «ОДК–Пермские моторы» и ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» подписали соглашение об основных условиях поставки 8 новых новых пермских двигателей. Подписи под заключенным соглашением поставили управляющий директор АО «ОДК­Пермские моторы» Сергей Попов и генеральный директор ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» Александр Рубцов.

– Основная работа по доводке двигателя лежит на пермяках, но в этом проекте участвует вся корпорация ОДК: заводы в Рыбинске, Москве, Уфе, – отметил Сергей Попов. – Это один из первых примеров работы корпорации в широкой кооперации, и мы успели убедиться, что такой формат только помогает.

Впрочем, ОАК определенно осторожничает с поставками МС–21 с российскими двигателями – хотя разработки дополнительных модификаций ПД–14 уже ведутся.

В начале этого года стартовала программа научно–исследовательских разработок по двигателю ПД–35. ПД–35 будет иметь номинальную тягу не ниже 33 тонн, а максимальная – до 40 тонн.

Объем инвестиций в проект двигателя составляет 180 млрд рублей на шесть лет. Примерно треть этих средств уйдет на строительство испытательных стендов и лабораторий. Финансирование на стартовую часть этой программы из федерального бюджета уже выделено. По словам Сергея Чемезова, главы корпорации «Ростех», двигатель ПД–35 появится в готовом виде и будет выведен на испытания к 2020 году.

– Совокупность этих программ позволит загрузить производственные и научные мощности региона. Предприятие «Авиадвигатель» – один из крупнейших центров разработок в авиакосмической отрасли в масштабах всей страны, – отметил Максим Решетников.

САМОЛЕТЫ ДЛЯ СЕЛА

Еще одна важная договоренность МАКС–2017 – сотрудничество Пермского края и корпорации «Ростех» в области создания всероссийской системы управления авиационными химическими работами. Соответствующее соглашение подписали индустриальный директор Государственной корпорации «Ростех» Сергей Абрамов и губернатор Пермского края Максим Решетников.

«Ростех» предлагает создать новый продукт – специализированный самолет аграрного назначения Т–500, состоящий из композитных материалов, имеет современное остекление из высокопрочного поликарбоната и оснащенный быстродействующей парашютной системой, обеспечивающей спасение машины и пилота.

– Это дополнительные возможности для обработки сельхозугодий, – отметил Максим Решетников. – У сельского хозяйства есть в этом потребность. Сейчас преждевременно говорить о конкретной экономике – объемах заказов и стоимости, но это перспективная тема, которая одновременно решает задачи развития авиастроения в стране и в то же время эффективности сельского хозяйства. Мы возвращаемся к тому, что было хорошо развито в Советском Союзе, но уже на принципиально новой технологической базе.

– Мы заинтересованы в этом проекте не только с точки зрения развития малой авиации, но и с точки зрения создания условий для интенсивного прогресса сельского хозяйства, – подвел итог встречи Сергей Абрамов.

врио губернатора Пермского края Максим Решетников и индустриальный директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех» Сергей Абрамов

СНОВА К ЗВЕЗДАМ

Кроме того, по словам главы Пермского края Максима Решетникова, «Роскосмос» подтвердил планы по развитию производственной площадки «Протона–ПМ» в Новых Лядах. Таким стал итог встречи Максима Решетникова с руководителем НПО «Энергомаш» Игорем Арбузовым и главой «Роскосмоса» Игорем Комаровым.

– Ключевая тема по технополису «Новый Звездный» – подтверждение развития площадки в микрорайоне Новые Ляды. Сегодня на совещании руководство «Роскосмоса» подтвердило, что все деньги для этого есть в федеральном бюджете, эти средства защищены, проект будет развиваться. Это перспективное производство создается на 20–30 ближайших лет, – отметил Максим Решетников.

До 2021 года в развитие кластера будет инвестировано 8 млрд руб. Проект предполагает комплексное развитие территориального кластера и основной задачей краевых и городских властей в этом направлении является развитие социальной и жилищной инфраструктуры – власти региона возьмут на себя возведение и реконструкцию дорог, строительству социально значимых объектов.

встреча в рамках деловой программы


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений