Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Большой кусок пирога


Большой кусок пирога

Пермское конструкторское бюро «ОДК–Авиадвигатель» получило самый большой заказ за всю свою историю.

На сайте госзакупок появилась информация о покупке услуг по выполнению НИОКР под шифром «ПД–35–1–Авиадвигатель» стоимостью в 64,3 миллиарда рублей. Заказчиком является Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), объединяющая более 80 процентов активов всего российского авиадвигателестроения. Таким образом, проект двигателя сверхтяжелой тяги ПД–35, на базе которого будет разработано целое семейство моторов, начал воплощаться в жизнь.

Срок действия договора – с 25 декабря 2017 года по 5 декабря 2023 года. Частично разработку двигателя финансирует «Роснефтегаз», остальное по годам распределено между государством и ОДК в определенных долях. В целом стоимость проекта ПД–35 оценивается в 180 миллиардов рублей, но это включая испытания, выход в серию, строительство новых производственных мощностей, покупку и модернизацию необходимого оборудования. Пока что речь идет только о «кульмане» – правда, на кульманах конструкторы «Авиадвигателя» уже давно не рисуют, все давно в «цифре».

Основное предназначение ПД–35 – совместный проект российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и китайской Корпорации гражданского авиастроения (COMAC) по разработке и производству дальнемагистрального широкофюзеляжного авиалайнера CR–929, получившего такое наименование по первым буквам названий стран–участниц проекта. Код 929 – продолжение линейки разрабатываемых в Китае самолетов, последним из которых был среднемагистральный узкофюзеляжный C–919 (COMAC 919), прямой конкурент российского «Суперджета». То, что Россию милостиво пустили в виде одной буквы, и то на втором месте, хорошо отражает отношение китайцев к проекту, инвестиции в который вообще–то распределяются 50х50. Кстати, в КНР будущий авиалайнер называют исключительно «китайско–российским».

Соглашение по проекту лично подписал Владимир Путин еще в 2014 году, когда для России после присоединения Крыма критически важным было показать, что она не одна на мировой арене. По замыслу организаторов проекта, CR–929 должен разрушить дуополию «Боинга» и «Эрбаса» на рынке самолетов большой дальности и вместимости. На выставке Airshow China–2016 публике впервые был представлен макет самолета, на разработку которого обе стороны готовы инвестировать 20 миллиардов долларов – 13 на разработку и создание производственных мощностей, остальные семь – на производство запчастей и маркетинг.

Естественно, наличие международных обязательств очень сильно влияет и на проект двигателя ПД–35, идея которого и родилась–то летом 2016 года только после объявления о старте проекта CR–929. Китайцу поначалу вообще хотели ставить на совместный лайнер двигатели британской корпорации «Роллс–Ройс», конкурирующей с американской компанией «Дженерал Электрик» на этом рынке. Больше двигатели тягой до 50 тонн и выше в мире никто не делает. Теперь добавьте в этот список «Пермские моторы», которые уже определили головным производителем будущего ПД–35, – и вы сразу ощутите прилив местного патриотизма.

Конечно, в идеале хорошо было бы разработать дальнемагистральный широкофюзеляжник на смену Ил–96 и Ту–204 совершенно самостоятельно, но у совместного авиалайнера больше шансов выйти на весьма перспективный азиатско–тихоокеанский рынок, где давно и прочно обосновались западные производители. Плюс геополитика, в силу которой вовлечение китайцев в совместные проекты отвечает стратегическим интересам России, втянутой в «холодную войну 2». В любом случае, двигатель большой тяги нашей стране совсем не помешает, тем более что на Западе такие движки появились еще 20 лет назад.

Тем более что применение для ПД–35 и всего семейства на его базе найдется. Одно из наиболее вероятных – тяжелый военный транспортник, о котором в последнее время часто говорят в российском Министерстве обороны. Ил–76 с пермскими двигателями ПС–90, конечно, хорош – только грузоподъемность маловата и новый российский танк Т–14 на базе платформы «Армата» в него по габаритам не входит. Также не менее вероятно, что в случае доведения до конца проекта модернизации Ил–96 на него будут ставиться не по четыре ПС–90 или ПД–14, а по два ПД–35.

Разумеется, в «Авиадвигателе» предполагают и разработку на базе газогенератора ПД–35 газоперекачивающих установок большой мощности для того же «Газпрома».

Государству новый двигатель большой тяги так нужен, что впервые в сумму, выделенную на научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы, включена и стоимость необходимого капстроительства. Как рассказал генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев, «впервые в эту программу включена и стоимость капитального строительства. Если, создавая ПД–14, мы обошлись модернизацией существующей производственно–испытательной базы, то для ПД–35 нужно строить новые мощности: комплекс испытательных стендов, логистический и сборочный цеха». То есть в заказ ОДК входит не только «работа с кульманом», но и будущие заказы местным строительным подрядчикам.

По сообщению пресс–службы «ОДК–Пермские моторы», стенды для инженерных испытаний узлов силовых установок ПД–35 планируется построить к 2021 году, а для полноразмерных двигателей – к 2023 году. Готовый ПД–35 будет сертифицирован не ранее 2027 года. Поскольку первый полет CR–929 анонсируется уже на 2020 год, поначалу летать он, по всей видимости, будет все–таки на двигателях «Роллс–Ройса». Ну а дальше – будет видно.

Степан Разинов


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений