Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Алексей ЧИБИСОВ: «Предприятиям нужна стабильность»


Алексей ЧИБИСОВ: «Предприятиям нужна стабильность»

По объему промышленного производства на душу населения Прикамье занимает 16–е место в России. Среди ведущих отраслей Прикамья – машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно–бумажная. Лидирующие позиции занимает пермское машиностроение в производстве такой продукции, как авиационные и ракетные двигатели, топливная аппаратура, газоперекачивающие агрегаты и газотурбинные электростанции, нефтепромысловое оборудование, аппаратура цифровых и волоконно–оптических систем передачи информации, навигационная аппаратура.

О том, как обстоят дела в пермском машиностроении сейчас, нам рассказал Алексей ЧИБИСОВ, заместитель председателя правительства – министр промышленности и торговли Пермского края.

– Алексей Валерьевич, 2020 год стал годом кризиса из–за пандемии коронавируса. Но любой кризис – это проверка отрасли на устойчивость, возможность оценить проделанную работу и убедиться в эффективности предприятия. Как предприятия машиностроения справились с ситуацией?

– Практически все предприятия машиностроительного комплекса в это сложное время работали. Фактически часть из них приостанавливалась только на две недели в объявленный Президентом РФ период самоизоляции. Далее часть офисных сотрудников работали на так называемой удаленке. А в целом предприятия работали. Сейчас можно сказать, что сложности возникли только у предприятий, которые выпускают продукцию для нефтегазовой отрасли, потому что в силу соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи

нефти, поддержанного и Россией, многие компании либо уменьшили объемы добычи нефти и газа, а значит, приобретение оборудования отложили, либо отложили сроки по платежам за него. Для таких предприятий снижение объемов, действительно, случилось. Добавлю, что не всем предприятиям пришлось тяжело. Наша «Искра», например, загружена заказами ПАО «Газпром» на оборудование для газоперекачки на 100%.

В целом же машиностроительный комплекс устоял. Предприятия оборонно–промышленного комплекса нацелены на исполнение государственного оборонного заказа. Полностью загружены предприятия авиадвигателестроения. В списке заказов и изготовление газовых турбин для наземного комплекса, и программа ремонта авиационных двигателей. Работа есть. И будет.

– Несколько лет назад в Прикамье был создан кластер сельскохозяйственного машиностроения. Как обстоят дела с сельхозмашиностроением?

– Этот рынок активно развивается. Так, Краснокамский ремонтно–механический завод (КРМЗ), и ООО «Навигатор – Новое Машиностроение» сегодня вошли в программы Министерства сельского хозяйства РФ, как лизингополучатели, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», и в программы Министерства промышленности и торговли. К слову, КРМЗ стал лауреатом конкурса «Локомотивы Роста Пермского края». Пермский край стал пилотным регионом, где проходит конкурс «Локомотивы Роста». Его цель – отметить развивающиеся предприятия, которые показывают рост выручки более 15%. Предприятия, отмеченные знаком «Локомотивы Роста», получат поддержку в развитии со стороны муниципальных и краевых властей.

– Имеет ли потенциал в плане экспорта пермское машиностроение? Куда поставляется пермское оборудование, кроме России?

– Безусловно, потенциал есть. Продукция машиностроительных предприятий Прикамья востребована на мировом рынке. Среди основных стран, где используется продукция пермских производителей, можно выделить Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Китай, Таиланд, Индию.

Среди самых крупных экспортных поставщиков машиностроительной отрасли Пермского края можно выделить АО «Новомет–Пермь», которое поставляет нефтепогружное оборудование в Норвегию, США, Канаду, Малайзию, Румынию и Венесуэлу. Общий объем экспорта предприятия за первое полугодие составил более 2,2 млрд рублей. Такой завод, как ООО «Камский кабель», является крупнейшим поставщиком кабельной продукции в Европе. Предприятие осуществляет поставки в Азербайджан, Армению, Беларусь, Великобританию, Грузию, Казахстан, Молдову, Украину, Вьетнам, Германию, Латвию, Литву, Монголию, Польшу, Чехию, Эстонию. Общий объем экспорта предприятия за первое полугодие составил более 0,9 млрд рублей. ООО «Инкаб», производитель волоконно–оптического кабеля, активно продвигает свою продукцию на зарубежные рынки Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Молдавии, Беларуси, Армении, Таджикистана, Германии, США, ЮАР. Общий объем экспорта предприятия за полгода составил более 0,3 млрд рублей, а к концу года предприятие планирует выйти на показатель в 1,3 млрд рублей. ООО «Элкам» осуществляет поставки скважинных штанговых насосов, запасных частей, инструментов и принадлежностей к штанговым глубинным насосам. География поставок представляет собой достаточно большую сеть: Сербия, Литва, Румыния, Венесуэла, Бразилия, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Беларусь, Узбекистан.

– Предприятия, работающие на экспорт, получают весомую поддержку от власти?

– Да. Для поддержки экспорта в Прикамье создан и активно используется механизм Корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК). Данный инструмент дает возможность льготного кредитования с дисконтом 4,5% от банковской ставки. Максимальный объем одного кредита – до 60 млрд рублей по инвестиционным кредитам и до 30 млрд рублей по прочим кредитам. Сроки действия программы – до 2024 года.

Уже 19 компаний региона подали 25 заявок на реализацию КППК. Среди драйверов роста экспорта можно выделить три системообразующих предприятия: ПАО «Уралкалий», ООО «ЕвроХим–УКК», АО «ВКК». Ряд предприятий регионального значения также заключили соглашения о реализации КППК. Это ПАО «Метафракс, ООО «Пермская химическая компания», АО «Медисорб», ООО «УЗПМ», ООО ТД «Уралхимсорб», ООО «Навигатор–ПМ», ООО «НПО «Эталон», ООО «Плитпром», ООО «Кама Картон», ООО «Красный Октябрь», ООО «Инкаб», ООО «Чайковский текстиль», ООО «Суксунский оптико–механический завод».

Многие предприятия, и не только машиностроительные, успешно работают на экспорт. Сложности возникали, но предприятия их успешно преодолели.

– Еще одна тема – инвестпроекты. Сколько их реализуется в машиностроительном комплексе?

– Сложно выделить только инвестпроекты в машиностроении. Сейчас в регионе сформирован пакет инвестпроектов, из них 78 – крупные, на сумму в 1,6 трл рублей. Мы приветствуем и новых инвесторов, для них регион готов предложить инвестиционно–налоговую льготу, соответствующие предложения уже подготовлены.

Хочу отметить, что свои инвестпроекты реализуют пермский завод «Машиностроитель» – строительство нового цеха под мотогондолы для двигателя ПД–14; ОДК «Пермские моторы» – инвестпроект по созданию испытательной базы для перспективного двигателя большой тяги ПД–35; «Протон ПМ» строит новую площадку в Новых Лядах. Ждут «Мотовилихинские заводы» –  Ростех готов вложить в этот проект большие средства в ближайшие три года.

– Тема цифровизации производства, роботизации и автоматизации промышленности становится все более актуальной. Какие из пермских заводов можно считать освоившими новые цифровые технологии?

– На всех предприятиях ситуация обстоит по–разному, но, уверяю, на каждом пермском предприятии к этому вопросу подходят серьезно и взвешенно, понимая, что за цифровизациней – будущее. Активно занимаются цифровизацией производства на «Новомете», «Авиадвигателе», ПНППК. ОДК ПМ получил грант от РВК на цифровизацию производства.

– Как на данный момент выстроен диалог между промышленниками и министерством?

– Наше взаимодействие – ежедневное и постоянное. Мы сотрудничаем в реализации самых разных проектов, в том числе в промышленной кооперации. И это очень важно сейчас, потому что раньше предприятия были так называемого полного цикла. Так, по поручению главы Пермского края Дмитрия Махонина мы работаем в сторону увеличения числа участников промкооперации – с 250 до 500 в ближайшие несколько лет. Сейчас же многие предприятия готовы и передают часть работ малому и среднему бизнесу. Главный смысл промышленной кооперации – выпускать качественный продукт в приемлемые сроки с максимально низкой себестоимостью. При этом в программе уже 11 крупнейших федеральных и региональных холдингов, объем заказов которых для малого бизнеса Прикамья исчисляется десятками миллиардов рублей в год.

Матвей Настин

 



IN-календарь
INосказательно
Дмитрий МАХОНИН, губернатор Пермского края

Есть проблемы, которые нужно решать немедленно, и мы это делаем 

Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

За три года на приведение в порядок шоссе и магистралей региона планируется направить 65 млрд

Александр ИВОНИН, председатель Регионального отделения Паралимпийского комитета России в Пермском крае

Занятия адаптивным спортом – это самовыражение, оптимизм и уверенность в будущем 

Станислав Аврончук, Управляющий отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю

Международный день пожилого человека – это повод еще раз вспомнить о проблемах старшего поколения