Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Из космических просторов – в морские глубины


Из космических просторов –  в морские глубины

На ПАО «Протон–ПМ» состоялось совещание по итогам работы в 2018 и планам на 2019 год, где было констатировано резкое увеличение доли ракетно–космической техники в продуктовом портфеле предприятия. Если в 2017 году эта доля падала до 37,4%, то в прошлом поднялась до 56,8%. Для ГКНПЦ им. Хруничева пермские ракетостроители сделали шесть комплектов двигателей (по шесть в каждом) РД–276 ракеты–носителя «Протон–М». Однако для самой ракеты фактически это была лебединая песня, потому что в 2019 году по уже заключенным ранее контрактам осталось сделать еще два комплекта – и все.

Как это скажется на финансовых показателях предприятия, можно только предполагать, особенно с учетом того, что, несмотря на увеличение доли космической тематики, общий объем выручки предприятия в 2018 году уменьшился с 6,2 млрд рублей до 4,7 млрд. То есть прибыло в космосе, зато уменьшилось по другим направлениям, и весьма существенно. Тем не менее вместе с реализацией программы по сокращению затрат на «Протоне–ПМ», давшей годовой экономический эффект в 411,4 млн рублей, практически полная загрузка линии по сборке РД–276 помогла предприятию снизить убытки с 1 млрд 367 млн рублей в 2017 году до 696 млн в году минувшем. Судя по бухгалтерской отчетности, если бы не выплаты долгов по ранее взятым кредитам, «Протон–ПМ» вообще мог бы свести концы с концами в «ноль», но, по словам исполнительного директора предприятия Дмитрия Щенятского, прибыли ракетостроителям не видать, по крайней мере, до 2021 года.

Кредитная нагрузка на «Протон–ПМ» действительно велика. Только в прошлом году Сбербанк открыл предприятию невозобновляемую кредитную линию на 8 млрд рублей под 8,72% годовых до 2025 года. Срок первой выплаты в два миллиарда – декабрь 2022 года, и далее через каждый год по такой же сумме до августа 2025 года, когда кредит должен быть полностью погашен. Кроме того, в конце декабря «Протону–ПМ» предоставил кредит в два миллиарда рублей Пром­связьбанк, проценты ориентировочно могут составить 563,5 млн рублей. Чтобы понимать величину долгов, достаточно сказать, что приблизительная стоимость активов предприятия на конец прошлого года составляла 17,5 млрд рублей. Другое дело, что «Роскосмос» и государство пропасть «Протону–ПМ» никак не дадут, будут вытаскивать, как ранее спасали тот же центр имени Хруничева. Из–за проблем на котором (в результате чего «Протоны–М» год не летали) началась «черная полоса» и у пермских ракетостроителей.

Так или иначе, 2018 год стал для «Протона–ПМ» не самым худшим. Все обязательства перед заказчиками выполнены, и в первую очередь по первой ступени ракет–носителей «Протон», для производства которых предприятие и было основано в далеком 1958 году. Не менее важно, что в рамках утвержденной кооперации в головную организацию (АО «НПО Энергомаш») отправлены детали и сборочные единицы перспективного двигателя РД–191, предназначенного для ракеты–носителя «Ангара». По новой ракете в прошлом году «Протон–ПМ» завершил освоение таких деталей и сборочных единиц РД–191, как горючий насос, бустерные насосные агрегаты, клапаны окислителя и трубопровод с эжектором. Кроме того, освоена дополнительная номенклатура узлов для «Редуктора–ПМ» и «ОДК–Пермские моторы».

В рамках диверсификации производства в номенклатуре ракетостроительного предприятия появились такие интересные пункты, как корпус турбины, колеса турбины и соединительный патрубок для турбокомпрессора дизельного двигателя В–92, устанавливаемого на танки Т–90 и модернизируемые Т–72 (заказ ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак»). А для ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» «Протон–ПМ» делает не менее интересные агрегаты для противокорабельной ракеты 3М80Е «Москит». В целом доля продукции для оборонно–промышленного комплекса в общем объеме продаж предприятия по итогам 2018 года зафиксирована на уровне 23,8%. Выручка, полученная от испытаний газотурбинных установок, сборки газотурбинных электростанций серии «Урал» и других работ для предприятий пермского моторостроительного комплекса, занимает 16% продуктового портфеля «Протона–ПМ».

Несмотря на сложное финансовое положение, ракетостроители продолжают свои инвестпроекты. В рамках компактизации производства в 2018 году на загородной площадке предприятия в Новых Лядах была продолжена организация заготовительного производства: возведен пристрой к корпусу 58, приобретено и смонтировано технологическое оборудование, ведутся пусконаладочные работы. Кроме того, созданы центральная заводская лаборатория (две из семи лабораторий уже аккредитованы), линия автоматизированной термообработки и участок раскроя. С площадки бывшего завода им. Свердлова перенесен участок изготовления сильфонов. По проекту «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД–191» были установлены металлоконструкции каркаса нового корпуса, получили 20 единиц технологического оборудования. А на площадке в Перми завершена модернизация литейного производства: созданы участок титанового литья и спектральная лаборатория, реконструированы участки стального литья и изготовления восковых моделей. Объем финансирования инвестиционных проектов за 2018 год составил 1 млрд 72,6 млн рублей, из них 757,8 млн рублей – государственные средства. Это еще раз к слову о том, что «Протон–ПМ» в беде не бросят.

Наконец, выполнены планы по повышению производительности труда и оптимизации численности персонала, не задействованного в производстве продукции (сейчас на «Протоне–ПМ» работают 3500 человек), по снижению затрат на инструмент и оснастку, по рационализаторской деятельности и другим направлениям. На производстве продолжилось внедрение цифровых технологий, используются электронная маршрутная карта и электронный наряд, отслеживаются остатки незавершенного производства и осуществляется мониторинг загрузки прогрессивного оборудования. В этом году при освоении новых изделий предстоит внедрить на станках с ЧПУ примерно 2500 позиций для механообработки.

– С целью обеспечить доходность и снизить кредитную нагрузку «Протон–ПМ» реализует программу финансового оздоровления, – заявил на совещании Дмитрий Щенятский. – Это позволит выполнить все производственные планы, расширить продуктовый портфель, сохранить рабочие места и ключевой персонал, а также наши уникальные компетенции в производстве жидкостных ракетных двигателей. Реализация мероприятий по освоению новой продукции, повышению производительности труда и его компактизации гарантирует, что предприятие будет обеспечено стабильным заказом на многие годы вперед, и уже в 2021 году сможет получить прибыль.

Но все это сбудется только в случае, если будет развиваться проект «Ангары». Именно с участием в кооперации по созданию РД–191 на «Протоне–ПМ» строят планы по обеспечению дальнейшей загрузкой производственных мощностей (сейчас загрузка составляет 88%). В 2019–2020 годах в дополнение к уже освоенной номенклатуре по «Ангаре» пермские ракетостроители планируют поставить НПО «Энергомаш» девять турбонасосных агрегатов двигателя РД–191. Ну и, само собой, продолжат освоение новых изделий в интересах оборонно–промышленного комплекса России. Более того, к 2025 году здесь предполагают увеличить объемы диверсификации в два раза, до 2,5 млрд рублей в год. Так что ассортимент «Протона–ПМ» еще может пополниться самой неожиданной продукцией.

И все же, что там с «Ангарой»? По крайней мере, в плане пиара ситуация улучшается. В начале марта основатель компании Space X Илон Маск и глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин обменялись любезностями насчет «Ангары» в Twitter. «Россия располагает первоклассным ракетостроением и лучшими двигателями из тех, что летают в настоящий момент. Версия ракеты–носителя «Ангара» для многоразового применения должна быть отличной» – написал Маск, на что Рогозин ответил, что с этим трудно спорить.

Кроме того, в защиту ракеты выступил и бывший гендиректор центра Хруничева Владимир Нестеров в своей книге «Космический ракетный комплекс «Ангара». История создания». В открытой продаже этой книги нет, она распространяется только среди специалистов ракетно–космической отрасли. Так вот, Нестеров, возглавлявший ГКНПЦ им. Хруничева в 2005–2012 годы, а в 2009–2014 годах работавший генеральным конструктором средств выведения легкого и тяжелого классов, пишет, что двигатель РД–191, использующийся на УРМ–1, «по всеобщему признанию, лучший в мире, и в ближайшие 10–15 лет никто ничего подобного сделать не сможет». Он также считает, что инженерные решения, заложенные в создание ракет «Ангара», – от легкого до сверхтяжелого классов, на базе всего двух УРМ, обеспечивают высокую серийность, надежность и низкую стоимость. «Конструкция ракеты–носителя сделана по последнему слову науки и техники, и если будет проведена запланированная модернизация, то по конструктивному и массовому совершенству она превзойдет лучшие зарубежные образцы», – резюмировал генконструктор.    

Семен Шизокрылов

Фото с сайта svopi.ru

Справка IN

ПАО «Протон–ПМ» (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения АО «НПО Энергомаш») – одно из ведущих предприятий ракетно–космической промышленности России. Компания специализируется на изготовлении жидкостных ракетных двигателей и является координатором программы развития кластера ракетного и авиационного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный».

«Ангара» – семейство экологически чистых ракет–носителей различных классов. В него входят легкие носители «Ангара–1.2», средние – «Ангара–А3», тяжелые – «Ангара–А5» (модификация «А5М» (модернизированная)) и повышенной грузоподъемности – «Ангара–А5В».

Основой для создания вариантов «Ангары» служат кислородно–керосиновые универсальные ракетные модули (УРМ), представляющие собой законченную конструкцию из баков окислителя, горючего и двигательного отсека. Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты–носителя.

В 2014 году состоялись первые пуски ракет легкого класса «Ангара–1.2ПП» и тяжелого класса «Ангара–А5» с космодрома Плесецк. Второй пуск «Ангары–А5» планируется в декабре 2019 года, третий – в 2020 году, а пуск «Ангары–1.2»
с южнокорейским спутником KOMPSAT–6 намечается в 2020 году. Первый пуск ракеты «Ангара» с космодрома
Восточный планируется в 2023 году.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов 

Любовь Елсукова, директор  ООО «Деловой Интерес»

Уже десятый раз в краевой столице проходят «Дни пермского бизнеса»  

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Проблема недобросовестного бизнеса мешает развиваться добросовестным предпринимателям.