Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

«Протон» – последние старты


«Протон» – последние старты

Как заявил генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов, пермскому «Протону–ПМ» осталось сделать четыре последних комплекта двигателей РД–276 для ракеты–носителя «Протон–М» по уже заключенным договорам – на чем история этой космической «лошадки» заканчивается. С 2020 года пермское ракетостроительное предприятие должно начать производство основных агрегатов двигателя РД–191 для «Ангары», но когда еще она полетит, а зарплату сотрудникам нужно платить каждый месяц.

Напомним, что по итогам 2017 года чистый убыток предприятия НПО «Энергомаш» составил 1 млрд 367 млн 529 тысяч рублей, а доля космической тематики, ранее занимавшей в продуктовом портфеле предприятия свыше 70%, сократилась до 37,4%. И, судя по всему, станет еще меньше.

Дальнейшее производство РД–276, ради которого «Протон–ПМ» и был создан более 60 лет назад, возможно лишь в случае получения коммерческих заказов на запуски легкой модификации «Протона–М». Это своего рода «Протон–Лайт», обрезанный до невозможности ради максимального снижения цены пуска – без третьей ступени и с сокращенной на два блока первой ступенью. Таким образом, разработчики надеются опустить стоимость запуска ниже планки, установленной частной американской компанией SpaceX за свои Falcon 9 – 62 млн долларов за один старт. Цена старта трехступенчатого «Протона–М» сейчас составляет 65 млн долларов, что вместе с чередой аварий объясняет тот факт, что с 2016 года Россия утратила гордое звание «космического извозчика №1». А стоимость запуска «Ангары» вообще в два раза выше.

Более того, в будущем глава SpaceX Илон Маск грозит опустить цену еще ниже, до 48 млн долларов за пуск с тенденцией к дальнейшему удешевлению, так что будущее всей космической отрасли в нашей стране сейчас находится под угрозой. Большую часть прибыли на этом рынке вообще–то дают не старты, а продажа космических услуг – спутники, зондирование, связь и так далее.

Пермский «Протон–ПМ» оказался заложником этой ситуации и сейчас может уповать лишь на диверсификацию производства и помощь в рамках формирующегося двигателестроительного холдинга под управлением «Энергомаша». Кроме пермского предприятия и головного КБ в подмосковных Химках в него войдут воронежский механический завод, АО «КБХА» (конструкторское бюро хим­
автоматики), АО «НИИ Машиностроения», КБ химического машиностроения им. A. Исаева и опытно–конструкторское бюро «Факел».

По словам Арбузова (бывшего гендиректора того же «Протона–ПМ», отдавшего этому предприятию более 30 лет жизни), внутренняя кооперация между предприятиями холдинга строится таким образом, чтобы загрузка была равномерно распределена по всем участникам интегрированной структуры. Поддержка предполагает, в том числе, и кредитование под гарантии правительства по перспективным проектам. Кроме этого, «Энергомаш» за счет своих ресурсов поддерживает часть предприятий в форме займов под бизнес–проекты. А ресурсы в Химках есть, ведь именно отсюда в США поставляются разработанные еще в СССР жидкостные ракетные двигатели РД–180 и РД–181. Как с гордостью заявил директор «Энергомаша», когда он три года назад встал во главе объединения, кредитный портфель компании насчитывал 8 млрд рублей, а убыток – полтора миллиарда. Сегодня «Энергомаш» – лидер в российской космической отрасли с наиболее высоким уровнем доходности, кредиты выплачены, а основной акционер получает достаточно высокий уровень дивидендов.        

Иван Семенов


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов