Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Экспортеры против границ


Экспортеры против границ

Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере $250 млрд к 2024 году. На практике это означает, что прирост такого экспорта должен составить 9,4% – то есть расти он будет почти в 4 раза быстрее мирового. Именно вопрос исполнения этого указа и варианты решения стали главными на Межрегиональном экспортном форуме, проходящем сейчас в Перми.

– Задача, поставленная президентом, на первый взгляд, кажется крайне сложной, амбициозной и почти недостижимой. Но если посмотреть на темпы роста экспорта в 2017 году, мы убедимся, что задача вполне реальная. Марафон с темпами роста в 10 – 15% ежегодно мы сможем осилить, – отметил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков, координатор реализации национального проекта «Экспорт». – Мы будет опираться на регионы в поисках новых экспортеров и оказывать поддержку этим компаниям. Мы верим, что наши коллеги в регионах способны эффективно решать эту задачу.

ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА

В первый день работы форума состоялась панельная дискуссия по теме «Международная практика акселерации для экспортоориентированных компаний», где эксперты обсудили ключевые вопросы развития российского экспорта.

Напомним, что еще в 2013 году было проведено международное исследование, в котором участвовали руководители 2100 компаний из 21 страны мира. Тогда количество небольших бизнесов, генерировавших более 40% выручки за пределами домашнего рынка, выросло на 65%. За пять лет на 129% увеличилось число компаний, которые предполагают вести дела больше, чем в шести странах мира.

В 2013 году в России была создана первая международная платформа для работы и роста компаний на международных рынках. Такая платформа – необходимость, считает Алексей Кожевников, вице–президент АО «Российский экспортный центр».

– Мы не делаем революции, а берем лучшие мировые практики по всем направлениям поддержки экспортеров. Кроме того, РЭЦ совместно с министерствами выстраивает единую сеть продвижения российских продуктов на международном рынке. До сих пор существовало три системы поддержки экспорта, которые действовали вразнобой. Это – центр поддержки экспорта Министерства экономики РФ, система РЭЦ, а также система торговых представительств, которая работала в отрыве от остальных инструментов. Сейчас по решению президента создается единая система продвижения – в каждом субъекте РФ будет свой фронт в формате «единого окна», где можно будет продвигать свои продуктовые линейки. Мы будем продвигать российские компании на внешний рынок, и должны получить качественный продукт в виде линейки коммерческих и финансовых инструментов поддержки экспортеров и одновременно единую систему продвижения.

ВАЖНО РАБОТАТЬ С РЕГИОНАМИ

Алексей Кожевников особо оговорил, что сегодня важная задача – работа с регионами. Необходимо научиться приходить к объектам малого и среднего предпринимательства и протягивать им руку помощи. Сегодня в России всего 0,6% от числа субъектов МСП являются экспортерами, и это число ниже, чем в развивающихся странах.

– Для нас сейчас чрезвычайно важно развивать экспорт, вовлечь максимальное количество объектов малого и среднего предпринимательства в работу на экспорт, вместе с тем параллельно развивая сервисы и помогая им становиться больше и крупнее. И такие проекты, как акселерация на экспорт, – хороший совместный спасательный круг, чтобы быстро достичь результатов, – уточнил Алексей Кожевников.

Сейчас РЭЦ активно работает сразу в трех направлениях, чтобы достичь поставленной цели. Во–первых, это образовательный проект Министерства экономики РФ по повышению производительности труда, и сейчас ее пилотный проект реализуется в нескольких регионах, в том числе и в Пермском крае. Еще до завершения программы одна компания–участник уже вышла на внешний рынок, заключен контракт, еще три компании – в стадии подписания контракта.

Во–вторых, создаются в регионах партнерские акселераторы с коммерческими банками. Сейчас запущен пилотный проект партнерского акселератора со Сбербанком – через Сбербанк онлайн теперь можно попасть на международную платформу, провести обследование компании о готовности работы на экспорт и получить предложения по совместному плану выхода на экспорт. Первые 30 компаний уже зарегистрировались на этой платформе.

– Третье – наши собственные программы, – сказал Алексей Кожевников. – Будем сотрудничать с теми, кто не попадет в работу по другим направлениям. Наша глобальная задача – помочь регионам максимально эффективно выйти на продвижение компаний на экспорт, помочь сориентироваться на экспортной арене и сделать оценку экспортной готовности, закрепить компетенции компаний, чтоб они быстрее вышли на экспорт.

Большое количество мер поддержки Алексей Кожевников объяснил тем, что нельзя стоять на месте, это грозит российскому бизнесу стагнацией. Особенно нужны принципиально иные инструменты поддержки, иная регуляторика, иное количество экспортеров в стране.

ОСОБЕННОСТИ УРАЛА

Пермский край входит в 15 топ–регионов по объему экспортных операций. Однако и в Прикамье необходимы меры для развития экспорта – он в нашем регионе в основном сырьевой. В 2019 году в крае будет запущен свой региональный экспортный акселератор. – до сих пор большинство акселераторов по обучению экспорту находились в Москве. Это комплексная практикоориентированная обучающая программа, она позволит компаниям, ориентированным на экспорт, пройти все стадии этого процесса с профессиональными наставниками.

Планируется, что в течение первого года через него пройдут порядка 30 компаний. Участие в акселераторе предполагается на условиях софинансирования по принципу 50/50 из бюджета региона.

– Мы планируем начать с модели оценки экспертной зрелости, и компании смогут получить обратную связь, а также рекомендации, что нужно доработать, чтобы сделать следующий шаг. Мы планируем обучать не менее трех человек от компании из руководящего звена, – сказала Ирина Григоренко, заместитель министра экономического развития и инвестиций. – Акселератор запустим в начале следующего года, будем анализировать результаты и далее планировать обучающие циклы.

МЫ УЖЕ РАБОТАЕМ

Продолжили дискуссию о мерах поддержки экспорта в регионах и на вечернем пленарном заседании. Василий Осьмаков подчеркнул, что работать при решении этой задачи придется не на пустом месте – в стране около шести лет целенаправленно создавалась сеть для поддержки бизнеса, например, открыто более 60 региональных Фондов поддержки промышленности, создано региональное законодательство, заключены специальные инвестконтракты – это мощный стимул привлечения инвестиций.

Он добавил, что ситуация в экономике достаточно сложная, но единственный залог создания долгосрочного стабильного бизнеса в России – это экспорт.

– Будущее продуктов на внешних рынках не только в конкуренции товаров, учитываться должны технологии, уровень развития конкуренции, тренды и даже бренды, мировые компании. И еще – конкуренция юрисдикции. Конкуренция состоит из регуляторных пакетов федерального и регионального уровней и может стать помехой для экспорта товаров местного производства, – отметил в ходе дискусиии Алексей Кожевников. – Когда мы ставим перед собой столь амбициозные цели, мы должны думать и о соответствии конкуренции юрисдикции. И в первую очередь проблему надо решать в регионах. Пермский край в этом плане идет с опережением, в следующем году мы будем активно работать с администрацией края и с помощью предпринимателей региона вместе нарабатывать практику, которую сможем тиражировать на территории всей страны.

– Регионы очень живо откликаются на вопросы по экономическому развитию. Нацпроект по развитию экспорта вызвал интерес как у крупных компаний, так и у малого и среднего бизнеса. Но до конца роль регионов в нем пока не понятна, – отмечает губернатор Пермского края Максим Решетников.

По его мнению, на федеральном уровне оказывается достаточная поддержка крупным российским компаниям А вот на уровне регионов есть предприятия среднего уровня, которые существенно влияют на жизнь территории в целом. И с высоты Федерации они менее заметны. Но на их работу влияют слишком резкие перемены, в том числе и в смене документации.

– Специфика нашей работы с национальными проектами в том, что мы реагируем на те документы, которые есть, – говорит Максим Решетников. – В то время, как работа с утверждением паспортов нацпроектов еще не закончена. Мы понимаем, что экспорт без регионов немыслим. Но необходимо плавно входить в новые проекты и не отменять те документы, которые есть.

В Прикамье многие предприятия воспользовались поддержкой государства и существенно нарастили производство. Для региона это, например, «Новомет» или «Промобот», предприятия, которые расширяют производство, взаимодействуют с наукой и инвестируют в производство. С ними руководство региона связывает много надежд.

Вопросы же у таких компаний вызывают проблемы таможенной статистики, участие предприятий в экспорте только в качестве звена технологической цепочки, равенство регионов в участии экспортных операций.

– Каждый регион должен публично предъявить свои компетенции и защитить их, команду надо обучать, надо перенимать опыт, бизнес–миссии – это очень полезно, – сказал губернатор.

Важно также, что экспорт не заперт только в рамках промышленной продукции. Есть еще экспорт услуг, образования, медицины и так далее. Как пример пермский губернатор привел Пермскую медицинскую академию, которой удалось привлечь в систему образования тысячи зарубежных студентов. Сейчас и другие пермские вузы готовы к продолжению этой традиции. А в Перми остро стоит вопрос строительства студенческого кампуса.

Однако самые лучшие достижения не смогли закрыть недостатки работы властей с предпринимательским сообществом. Настоящий фурор вызвало выступление Алексея Южакова, которого приводил в пример губернатор. Его – в рамках вопроса работы на экспорт – спросили, не собирается ли компания «Промобот» менять юрисдикцию?

– Собирается, – пояснил Алексей и добавил, что зарубежные инвесторы предлагают финансирование предприятия на весьма выгодных условиях, без промедлений и задержек. На Родине за два года ничего сделать не удалось. А ведь именно эта компания продвигает свою продукцию на экспорт весьма активно, роботы–промоботы пользуются спросом, переезжают в Эмираты и Штаты…

Конечно, пока еще официально юридический адрес «Промобота» начинается с города Перми. Но власти должны помогать бизнесу более активно и убирать перед ними не только территориальные, но и административные границы. И тогда никому не придется менять свой адрес. Фото: пресс-служба губернатора администрации Пермского края  


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов