Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

На суд публики


На суд публики

Слушание дела по коллективному иску предпринимателей и председателей ТСЖ об отмене штрафов за нарушение Правил благоустройства при размещении нестационарных торговых объектов состоится 21 мая.

О деле подробно

Это уже не первый перенос слушания дела. Однако и на этот раз решение суда было оправданным – обстоятельства дела изменились, и истцам необходимо было поменять свои требования, чтобы они соответствовали закону. Буквально на следующий день после заседания суда вступил в силу новый Закон Пермского края от 19 апреля 2019 г. N 384–ПК «О внесении изменений в статью 6.7.1 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

Именно положения этой статьи и оспаривают истцы, доказывая, что административные наказания, предусмотренные статьей, мягко говоря, не соответствуют федеральному законодательству. Они оспаривают штрафы, выписанные администрацией для предпринимателей, ТСЖ, УК и ЖСК. Во многих случаях за один киоск штрафы выписывали дважды – и предпринимателю – собственнику НТО, и председателю ТСЖ, на чьей территории киоск появился за несколько лет до принятия Правил благоустройства города Перми, согласно которым нестационарные торговые объекты и стали незаконными.

Изменения в законе, на первый взгляд, невелики. В статье Правил о благоустройстве «О нарушении правил благоустройства территории в части размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг населению» слова «нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг населению» заменены словами «некапитальных нестационарных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению». В чем же именно суть? Теперь эта статья отсылает читателей при ознакомлении с ней на совсем другие пункты Правил по благоустройству, принятые Пермской городской Думой. Значит, и исковые требования должны быть изменены.

ЗАДНИМ ЧИСЛОМ И В УСКОРЕННОМ РЕЖИМЕ

Изменения в нормативно–правовой акт были внесены в ускоренном режиме, буквально за пару суток. Формально изменения были определены, и закон с внесенными поправками был направлен на процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ).

Фактически – 12 апреля, в пятницу, документ был направлен на ОРВ заинтересованным лицам, в том числе деловым объединениям, но поступил он на рассмотрение только в понедельник. По закону на оценку нового законодательного акта дается не менее трех рабочих дней. На самом же деле для обсуждения был представлен только один день, потому что 17 апреля изменения в закон были уже приняты.

Автором изменений стала депутат Законодательного Собрания Пермского края, председатель комитета по промышленности, экономической политике и налогам Татьяна Миролюбова. Она же – автор сводного отчета по ОРВ.

Была ли ОРВ аффилирована или проведена объективно? На последнем заседании в зале суда в качестве ответчика присутствовала представительница Министерства промышленности, предпринимательства и торговли, которую с нетерпением ждали истцы, чтобы уточнить подробности прохождения статьей процедуры ОРВ – именно в этом министерстве готовят сводный отчет по процедуре.

Однако ожидания не увенчались успехом. Представительница Минпрома утверждала, что процедура ОРВ была проведена согласно Указу губернатора с соблюдением всех правил, а затем сводный отчет по процедуре был передан для оценки в Министерство экономического развития и инвестиций. Почему при этом порядка десяти пунктов оказались в отчете незаполненными, сказать не может, потому что «процедура ОРВ была проведена согласно Указу губернатора с соблюдением всех правил» и далее, как в сказке про белого бычка. А главный факт, подтверждающий «правильность» проведения ОРВ, – то, что Минэкономразвития не вернул сводный отчет для доработки. Нет замечаний – нет и нарушений.

– Другого ответа у меня для вас нет, – уточнила представительница Минпрома.

По всем фронтам

Пермь стала первым в череде краевых городов, где наступление на неугодные киоски и ларьки велось по всем фронтам с использованием всех методов: и штрафы, и снос, и отказ в продлении договоров…

Сейчас аналогичная и достаточно критическая ситуация складывается в Чайковском. Предприниматели–арендаторы торговых павильонов сразу трех городских микрорынков получили уведомления о демонтаже строений до 1 июля 2019 года. Информация об этом опубликована на сайте chaikovskie.ru.

Хотя тут есть и некоторая разница. Рынки эти в своем большинстве – вещевые. Они были созданы в девяностых годах на месте стихийных рынков. После принятия Закона «О модернизации рынков» предпринимателям было предложено на отведенных земельных участках построить стационарные павильоны, которые должны быть электрифицированы и обеспечены водоснабжением и канализацией.

Все три микрорынка являлись филиалами МУП «Вещевой рынок». Но в 2016 году «Вещевой рынок» как МУП был ликвидирован, при этом администрация района внесла микрорынки в схему города. Согласно этому документу, предприниматели могли спокойно работать до 2021 года. Но уже через год, в ноябре 2017 года, правительством Пермского края было выпущено новое постановление «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО)». А в июне 2018 года приказом краевого Министерства и архитектуры были утверждены новые требования к внешнему виду НТО. Хотя, напомним, павильоны строились с размахом, стационарно, со всеми инфраструктурами.

Есть мнение, что предпринимателей в Чайковском не трогали, пока здесь шли политические разборки: Чайковский район стал городским округом, прошли выборы нового состава местной власти. И вот теперь эта самая власть активизировалась, арендаторы получили письма–уведомления о демонтаже строений.

Начальник отдела по работе с наружной рекламой и нестационарными торговыми объектами администрации Чайковского городского округа Алиса Исламова пояснила, что все действия новой администрации округа регламентированы Федеральным законом о торговой деятельности №381, Постановлением правительства Пермского края от 27.11.2017 г. П–966 «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», а также Приказом Министерства архитектуры и строительства Пермского края от 4 июня 2018 года N СЭД–35–01–12–138 «Об утверждении нормативных требований к внешнему облику нестационарных торговых объектов в Пермском крае в виде типовых архитектурных решений внешнего вида нестационарных торговых объектов».

Как и в Перми, не все предприниматели смогут пережить «кризис работы НТО». Теперь в южном прикамском городе предполагается оставить два рынка вместо трех.

Мораторий или ультиматум

Попытки договориться с властью местные предприниматели делают снова и снова. Так, еще в январе в Перми была создана новая некоммерческая общественная организация «За сохранение НТО». Это объединение предпринимателей и председателей ТСЖ, которые не согласились с новыми требованиями к размещению киосков и павильонов.

По инициативе предпринимателей и общественников Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пермском крае была создана рабочая группа по вопросам размещения нестационарных торговых объектов, заседания которой проводятся еженедельно.

Власти прислушиваются к предложениям рабочей группы. На днях администрация Перми предложила рабочей группе обсудить проект регламента рассмотрения заявления о включении дополнительных мест в схему НТО и представила его.

Члены рабочей группы поддержали проект регламента, однако внесли ряд предложений – например, возможность включения предпринимателем в заявление нескольких предлагаемых для рассмотрения мест под НТО.

Предполагается, что к следующему заседанию Министерство промышленности, предпринимательства и торговли также рассмотрит предложение членов рабочей группы по предоставлению субъектам малого бизнеса целевых микрозаймов на льготной основе на приобретение и установку НТО, а администрация Перми – по совершенствованию порядка заключения договора на размещение НТО. Однако главная проблема пока так и не решается.

– Буквально на каждом заседании рабочей группы мы говорим о необходимости введения моратория на действия властей по сносу киосков, некоего переходного периода для предпринимателей и собственников многоквартирных домов, размещавших объекты нестационарной торговли на законных основаниях, – уточнила Екатерина Безгодова, член рабочей группы и председатель ТСЖ «Ленина, 69».

Продолжаются и споры о законном или незаконном сносе киосков. В любом случае число киосков уже значительно сократилось. Сейчас в Перми работают около 400 из 627 – согласно последней схеме расположения киосков. Напомним, что эти цифры намного меньше тех, что указаны в докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Процитируем: «Общее количество нестационарных объектов, перечисленных в схеме по состоянию на начало 2017 года, составляло 1155. По информации администрации города Перми, представленной по запросу Уполномоченного в письме–ответе от 11.01.2018 года, в течение 2017 года из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми было исключено 305 мест размещения объектов нестационарной торговли, включено в Схему – 68. Таким образом, на начало 2018 года общее количество нестационарных объектов торговли уменьшилось до 918».

И еще одна цитата из доклада уполномоченного, но уже за 2018 год. «По состоянию на 31 декабря 2018 года количество НТО уменьшилось на 253 объекта. В действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми включено 570 объектов». Уточним – сейчас работают около 400!

Публично, всем миром

20 мая состоятся публичные слушания, на которых у пермяков будет возможность еще раз обсудить изменения в Правила благоустройства территории города Перми, принятые Пермской городской Думой 18 декабря 2018 года. Среди вопросов заявлены обсуждения типовых проектов (эскизы) НТО, требований к внешнему облику фасадов зданий, а также порядок демонтажа вывесок и их внешний облик.

На слушаниях предполагается обсудить внесение изменений в Правила благоустройства Перми в части определения требований к внешнему виду нестационарных торговых объектов (НТО). Проектом предусмотрены места размещения НТО по индивидуальным проектам. Документ включает требования к параметрам, конструкциям и материалам, цветовым решениям, применяемым при изготовлении и отделке некапитальных строений и сооружений.

Участники публичных слушаний могут представить предложения и замечания по проекту решения письменно или устно во время собрания или письменно в организационный комитет по адресу: улица Сибирская, 15, каб. 105 (департамент градостроительства и архитектуры администрации Перми) по 21 мая и в ходе проведения экспозиции по проектам.  

Дмитрий Николаев

Фото Михаила Чепкасова


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов 

Любовь Елсукова, директор  ООО «Деловой Интерес»

Уже десятый раз в краевой столице проходят «Дни пермского бизнеса»  

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Проблема недобросовестного бизнеса мешает развиваться добросовестным предпринимателям.