Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Завет предка: «жить справно»


Завет предка: «жить справно»

Пермскому купцу и меценату Федору Каменскому - 205 лет.

Фёдор Козьмич Каменский — российский предприниматель, меценат и общественный деятель, оказавший существенную поддержку развитию учебных заведений в городе Перми, член Пермского окружного правления Общества спасения на водах, Пермский городской голова в 1865—1869 годах.

Именно он, человек, неравнодушный к судьбе своего родного города, заработав себе капитал, заботился о тех, кто в жизни добился меньшего. Обычный крестьянин, не получивший образования, он стал миллионером и одним из основателей экономического развития Пермской губернии.

ИЗ «КРЕПОСТИ»

Фёдор Козьмич Каменский родился 22 февраля (10 по старому стилю) 1810 года в Загорье в Пермском уезде. Каменские были крепостными – семья жила тяжело, часто голодала. Когда два сына Козьмы Каменского, Фёдор и Григорий, подросли, у мальчишек уже сформировалось твердое намерение – заработать денег самим, выкупить из крепости себя и семью и стать купцами.

В 30–е годы XIX века в свободное от барщины время братья Каменские занимались извозным промыслом, что считалось одним из прибыльных занятий для населения губернии. Так, например, за доставку товаров из Нижнего Новгорода на Ирбитскую ярмарку плата составляла полтора рубля с пуда. Поскольку в ту пору конные перевозки были единственным средством доставки купеческих товаров, дело Каменских процветало. Братья, нажив первоначальный капитал, в 1857 году откупились на волю и вплотную занялись организацией перевозок, непрерывно расширяя их.

Пути, обслуживаемые их обозами, пролегли от Москвы до китайской границы – почти на 6 тысяч верст. Такое расстояние конные обозы с извозчиками, идущими обычно пешком, преодолевали не менее чем за 5 месяцев. Особенные трудности возникали в период длительных весенних и осенних распутиц и разлива рек. Крестьяне, как правило, отказывались от сквозных перевозок, которые в оба конца затягивались на целый год. Поэтому Каменские строили перевалочные базы, нанимали сменных извозчиков, ставили на всем пути своих постоянных доверенных.

Скопленного первоначального капитала хватило не только на выкуп воли, но еще и на покупку участка земли на правом берегу Егошихи у купца Красильникова. Купив его за 100 рублей, через некоторое время Фёдор Козьмич выгодно перепродал землю под строительство железной дороги.

ПАРОХОДЫ КАК БИЗНЕС

Федор КаменскийВ 1858 году Фёдор Каменский начал новую страницу своей жизни – он записался в купцы 3–й гильдии. К сведению, согласно высочайшему указу от 14 ноября 1824 года купцы 3–й гильдии должны были иметь капитал 8 тысяч рублей, 2–й гильдии – 20 тысяч рублей и купцы 1–й гильдии – 50 тысяч рублей.

В 1859 братья Каменские на Сормовских заводах построили свой первый буксирный пароход «Работник». Дело оказалось прибыльное – часть доходов от пароходных перевозок Каменские направили на развитие своего дела, строительство новых пароходов. Благодаря Каменским, например, пассажирское движение от Перми до Нижнего Новгорода стало регулярным, или, как говорили в те времена, «правильным».

Казалось, что братья Каменские вышли не совсем в удачное время на рынок судоперевозок – только открылся судозавод в Екатеринбурге, всерьез за перевозки взялась Тюмень… Пермяки «отстали» с собственным строительством пароходов, и конкуренция на этом рынке была крайне высока. Тем не менее в 1862 году у братьев было уже два буксирных парохода, а в 1865 году основано собственное пароходство братьев Каменских. Перевозка пассажиров между Пермью и Нижним Новгородом осуществлялась пароходами «Иоанн», «Михаил», «Александръ», «Василий», названными в честь сыновей братьев Каменских. На Каме начали действовать несколько пароходных компаний – и чтобы выдержать конкуренцию, помимо перевозок нужны были дополнительные услуги. Каменские построили несколько пристаней, складских помещений и амбаров, где можно было «передержать» грузы перед перевозкой.

В 1871 году был основан торговый дом «Товарищество пароходства и транспортирование грузов Ф. и Г. Братья Каменские», осуществлявший перевозку грузов по России водным путем. Пароходы купцов Каменских были всегда обеспечены работой – они стали вытеснять извозный промысел, теперь и товары все чаще отправляли водой, и путешествовать предпочитали с комфортом, в специально оборудованных каютах. Уже в 1862 году Фёдор Каменский стал купцом второй гильдии, а к 1874 – первой.

Интересен тот факт, что Каменские, бывшие крепостные, часто вступали в споры с властями. Так, в 1893 году губернатор предложил изменить установившееся расписание отправки пассажирских пароходов братьев Любимовых и Каменских одновременно в 9 часов утра, так как «стремление за возможность получить пассажиров на последующих остановках служит причиной гонки между пароходами и представляет опасность как для пароходов, так и для пассажиров».

По проекту губернатора один из пароходов ежедневно поочередно должен отправляться позже на 1 час. На это Любимовы изъявили полное согласие, а вот Каменские ответили решительным отказом.

Федор Каменский

ПО ЖЕЛЕЗНОЙ РЕКЕ

В декабре 1868 года Фёдор Каменский стал членом только что созданного по разрешению министра путей «Комитета по вопросу об уральской железной дороге». Вопрос строительства железной дороги для Перми был очень острым – развивались промышленность, сталеплавильные заводы, и гужевой транспорт не справлялся со все возрастающими нагрузками. Однако только в 1874 было получено разрешение на строительство Уральской железной дороги – и она сразу стала центром торговой жизни!

О собственных ветках просили и Кизеловские шахты, и Мотовилихинский оружейный завод, и кунгурское купечество, переправлявшее в среднюю Россию товары из стран Востока – чай, специи, фарфор…

В 1874 году Каменские пустили в действие литейно–механический завод для ремонта судов и… выработки железа. Они понимали: Мотовилихинский завод, «нацеленный» в основном на военные нужды, с потребностями Урала в металле не справляется. Завод братьев Каменских был построен англичанином Гектором Гуллетом. Именно этот инженер–строитель, переехавший на постоянное жительство в Тюмень, был основателем всего уральского пароходства, он строил и Тюменский, и Екатеринбургский пароходные заводы, заимствуя новейшие технологии у Великобритании и Америки.

НА БЛАГО ПЕРМЯКОВ

Важной частью жизни Фёдора Каменского стала благотворительность – на «душеугодные дела» он стал тратить средства с первых же своих заработков! В 1860 году, когда первые прибыли принес пароходный бизнес, Каменскими было приобретено здание на улице Пермской. Там была произведена перепланировка, после чего здание было подарено женскому училищу (позднее – Мариинской женской гимназии). В этом здании учебное заведение работало 27 лет, а сами братья Каменские были попечителями гимназии до конца своей жизни.

В 1862 году, после успешного навигационного сезона, братья пожертвовали 8 тысяч рублей на строительство Воскресенской церкви в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. О своих корнях они никогда не забывали, старались всегда помогать крестьянам.

Когда у Каменских появилось собственное пароходство, средства пошли на строительство церкви при пересыльной тюрьме (ныне Пермский кукольный театр) во имя Николая Мирликийского, которая была освящена 18 ноября 1873 года. Мысль об основании церкви принадлежала губернатору Пермской губернии Николаю Андреевскому, а вот сооружение храма всецело на себя взяли братья Каменские.

Пермяки относились к братьям Каменским с глубоким уважением и почтением. Фёдор Каменский был гласным в городской думе, членом Пермского окружного правления Общества спасения на водах, местного управления Российского общества Красного Креста, попечительских советов женской гимназии и городской общественной богадельни. Помимо этого вместе с Григорием Козьмичем они были названы потомственными почетными гражданами Перми.

В 1865 году Фёдор Козьмич стал городским головой. В 1866 году он в составе пермской депутации ездил в Петербург к императору Александру II по случаю его спасения во время покушения Каракозова. Пермяки преподнесли царской семье памятный адрес и икону Покрова Пресвятой Богородицы. Обязанности головы Фёдор Каменский исполнял до 1869 года.

ДЕЛО ЖИЗНИ

Активное храмостроительство, начатое Каменскими, продолжалось... В 1879 году на их средства была построена Успенская каменная церковь в женском монастыре. Вообще, Успенский женский монастырь – это практически дело жизни купцов Каменских. В течение 1870–1880 годов был сделан банковский вклад на сумму 50 тысяч рублей, которые предполагалось направлять на содержание монастыря, – он был рассчитан на проживание 200 монахинь. Вклад еще в 10 тысяч рублей предназначался на содержание второго священника и псаломщика. Фёдор Козьмич лично внес еще 10 тысяч рублей – на них был воздвигнут каменный храм с тремя приделами в честь Успения Божией Матери, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и св. Феодора Тирона и св. Григория Богослова, с пещерною церковью внизу во имя св. Антония и Феодосия Печерских. Церковь была разрушена в тридцатые годы ХХ столетия. Ранее здесь появилась деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Помимо этого при монастыре были возведены здания для жительства монахинь и приют для девочек. Поддерживали монастырь и дети Фёдора и Григория Каменских.

В 1882 году Фёдор и Григорий Каменские приобрели дом для детского приюта. Также они купили дом для общественной богадельни – в небольшом флигеле была устроена временная церковь для призреваемых, а затем выстроен обширный каменный корпус и в нем – домовая церковь.

Но их благотворительность не ограничивалась только Пермью. Братья подарили 250–пудовый колокол Афонскому монастырю, жертвовали деньги на содержание православных миссий в Иерусалиме и Японии.

КОГДА СКОРБИТ ГОРОД…

Фёдор Козьмич скончался в 1885 году. В этом же году на средства, собранные по подписке служащими в торговом доме «Братья Ф. и Г. Каменские», при мужской гимназии была учреждена стипендия его имени.

Под сводами храма Успения Божией Матери был устроен родовой склеп, где впоследствии были захоронены оба брата. После кончины основателей торгового дома «Ф. и Г. Братья Каменские» дело перешло в руки их сыновей. Умирая, Ф. К. Каменский завещал своим детям и детям своего брата «... жить справно, в мире и согласии, не делиться и вести общее дело».

Михаил и Василий Фёдоровичи, Алексей, Александр и Иван Григорьевичи в 1893 году приобрели за 325 000 рублей Суксунский, Тисовский и Молебский заводы в Пермской губернии, позднее имели хлопковый и канатовитейный заводы в Ташкенте, хлопковые плантации в Ташкентском уезде местности Дорхаль, пристани и склады во многих городах России... Дело Каменских продолжало расширяться – основной капитал торгового товарищества достиг 5 миллионов рублей.

С расширением деятельности торгового дома Каменских правление было перенесено в Москву, филиалы располагались в Перми, Нижнем Новгороде, Санкт–Петербурге, Риге. Товарищество перевозило грузы и пассажиров по рекам Волго–Камского бассейна и Сибири, транспортировало грузы всеми способами в пределах Российской империи и за границу.

Однако со временем между двоюродными братьями Каменскими возникли разногласия, и, вопреки завещанию отцов, был произведен раздел имущества. Деятельность торгового дома «Ф. и Г. Братья Каменские» постепенно разладилась. Железоделательные заводы прекратили свое существование по причине выработки рудников. На Каме и Волге появился более сильный конкурент – Н. В. Мешков, который в 1914 году купил имущество компании и перерегистрировал ее под названием «Ф. и Г. Братья Каменские и Н. В. Мешков». Став руководителем огромной фирмы, Мешков в кратчайший срок с присущей ему энергией ликвидировал царивший там хаос, привел дела в порядок и не оставил конкурентам никаких шансов на успех. А 5 февраля 1918 года по декрету о национализации многомиллионное хозяйство компании и вовсе полностью перешло в собственность государства…

Однако главные памятники жизни и работе братьев Каменских – построенные ими храмы – стоят до сих пор…

Татьяна Свешникова


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

С праздником земляков поздравляет Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

Меры поддержки должны быть распространены на всех представителей малого и среднего бизнеса 

Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них