Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

От Курентзис–панка до песен китов


От Курентзис–панка до песен китов

Исполнением «Немецкого реквиема» Иоганнеса Брамса в интерпретации Mahler Chamber Orchestra и пермского хора musicAeterna завершился XIII Дягилевский фестиваль–2019

Один из крупнейших музыкальных форумов Европы впервые расширил географию и выплеснулся за пределы города. После заключительного концерта в пятом цехе завода им. Шпагина состоялось аfter–party, ставшее финальным, неформальным, аккордом фестиваля. Впервые в Перми выступила исландская группа Kaelan Mikla – одна из любимых команд художественного руководителя фестиваля: три эксцентричных ведьмочки из Рейкьявика, исполняющие пост–панк и даже дэт–рок с элементами готики и хоррора.

Одиннадцать майских дней, с 20 по 30 мая, были посвящены исследованию нового театрального языка и современных тенденций академической музыки. В дни проведения Дягилевского фестиваля зрители стали участниками 34 событий основной программы, прослушав около 70 часов живой музыки, и около 200 событий фестивального клуба. Фестиваль охватил 15 площадок по городу и впервые вышел за пределы Перми — один из участников, пианист Михаил Мордвинов, дал концерт на сцене Детской школы искусств города Оханска. На все события было продано более 15 тысяч билетов, более 30 тысяч зрителей посетили мероприятия основной, клубной и образовательной программ. Два концерта — пианиста Алексея Любимова и ансамбля современной музыки Klangforum Wien — в прямой трансляции посмотрели около 250 тысяч зрителей.

В этом году, помимо жителей края, фестиваль встретил гостей из Москвы, Санкт–Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова–на–Дону, Нижнего Новгорода и других городов России. Кроме того, в Пермь приехали постоянные зрители из Германии, Швейцарии, Австрии и новые поклонники из Америки, Франции, Швеции и других стран.

По словам Теодора Курентзиса, «люди приезжают, чтобы встретиться и поговорить, думать и созидать. В это оказывается вовлечен весь город, и такое редко встретишь где–то еще. Мне хочется, чтобы люди уезжали от нас после фестиваля очень тронутые и радостные. С небольшой горечью от того, что все закончилось, и с предвкушением следующей встречи».

IN попытался обозреть самые нестандартные и далеко не бесспорные события прошедшего фестиваля.

ПЕСНИ КИТОВ И ЯЗЫК ЗВЕЗД

Сакральными звуками магии волн Мартено наполнила ночные своды Пермской художественной галереи Сесиль Лартиго. Если бы мы могли услышать песни китов, парящих в океанических глубинах, или перевести пульсацию звезд на земной язык, вполне возможно, он звучал бы подобным образом: ночной вселенной и мировым океаном француженка Сесиль Лартиго управляет при помощи кольца – прямо как в известной трилогии Джона Толкина.

Музыкальный инструмент Сесиль – волны Мартено – многоголосный, электронный, с семиоктавной клавиатурой фортепианного типа, с нитью и кольцом на указательном пальце руки исполнителя. Он изобретен в 20–х годах прошлого века французом Морисом Мартено, музыкантом по образованию. Первую мировую Мартено прошел радистом, после чего и загорелся идеей создания монофонического синтезатора. Сесиль – выпускница Парижской и Лионской консерваторий, лауреат фондов Франции и Мейера. В числе среди наиболее значимых произведений из ее репертуара – Концерт для волн Мартено, струнного оркестра и ударных Марселя Ландовски, а также четыре симфонических фрагмента Ивана Вышнеградского. Исполнительница сотрудничала с Теодором Курентзисом, режиссерами Ромео Кастеллуччи и Хайнером Геббельсом. Кроме того, Сесиль Лартиго занимается исследованием музыки Джона Кейджа, как музыковед выступает с лекциями на фестивалях.

Для волн Мартено писали музыку, главным образом, французские композиторы. Пермская публика убедилась в этом на прошлогодней премьере постановки «Жанна на костре» Оннегера. Партию волн Мартено как раз и исполнила Сесиль Лартиго.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ «ГИЕНА» ЛЕДИ В КРАСНОМ

На сцене Органного зала появляется она – Lady in red. Ослепительная блондинка в броских украшениях, воплощение пламени. «Пламя» слегка волнуется, хотя не ей, профессиональной актрисе и писательнице, переживать. Но тема выступления предельно откровенна: под музыку Георга Фридриха Хааса его жена, Моллена ли Уильямс–Хаас, рассказывает о «Гиене» – персональном аде, который она когда–то пережила.

Современного австрийского композитора Хааса называют Ларсом фон Триером в мире музыки, «представителем спектральной музыки, сосредоточенного на анализе характеристик спектра звука и тембра». Интеллектуал Хаас, создавая инфернальную музыку, исследует те пространства человеческого сознания, где возникает посттравматический синдром, девиантные желания и мистический опыт.

«Гиена» – название сочинения Георга Хааса, он написал его под впечатлением от видео Моллены с рассказами о себе. Актриса сотрудничает с театром, ТВ и радио, ее откровения расходятся в интернете, там же они, кстати, и познакомились пять лет назад.

– Это длинная история, все случилось, когда Хаас только приехал в Америку и на сайте знакомств написал очень милый емэйл, сообщил, что он – известный композитор, – улыбается Моллена ли Уильямс–Хаас сегодня. – Я послушала: о, что за чертова музыка, я не хочу такое слушать! Но все–таки решила встретиться…

«Гиена» – хищный зверь зависимости, восхитительно–обжигающая одержимость, она освобождает от ужаса бытия и стирает в пыль подчиненного, заглушает боль и заполняет пустоту. Много лет «Гиена» преследовала актрису Моллену и одновременно кормила ее творчество. Писательница однажды нашла в себе силы лечь в клинику с одной лишь целью – остановить смерть.

– Это был страх и абсолютно нутряной ужас, который захватил меня, когда я поняла, что вижу в зеркале черты трупа, а не живого человека, – содрогается актриса. – И я поняла, что, конечно, я люблю алкоголь, но жизнь я люблю гораздо больше.

Моллена смогла избавиться от своей «Гиены» в 2007 году, задолго до встречи с будущим мужем. Этот момент расставания с зависимостью украшает не только ее жизнь. Теперь «Гиена» существует не в ней, а на ней – на руке, в виде тату. О ней Моллена говорит смеясь: остроумие – одно из тех качеств, за которое ее так любит муж.

– Она очень умная женщина, высоких моральных стандартов! – поднимает верх указательный палец Георг Фридрих Хаас. – Спасибо Рейгану в кавычках: благодаря его расизму она, будучи из очень бедной семьи, не смогла продолжить обучение. Иначе бы стала очень большой актрисой или известным режиссером. И мы бы не встретились.

Не все выдержали накал выступления: часть публики растворяется в дверях на выход…

– Я посчитала – всего ушедших было 14, я отлично умею делать несколько дел одновременно, – Моллена ничуть не расстроена случившимся. – Я преподаю в нескольких классах, в том числе – человеческую сексуальность. И своим студентам на этом классе я всегда говорю: если вам некомфортно, в любой момент вы можете уйти. Потому что ваша некомфортная энергия загрязняет энергию остальных людей, которым это действительно нужно.

ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ?

«Все углеродные формы должны быть неприкосновенны!» Если перевести с языка химии это послание, оно прозвучало бы так: ничто живое не должно подвергаться насилию. Это крик–предупреждение нам сквозь десятилетия от химика Примо Леви – узника Освенцима. Из 650 итальянских евреев в лагере после освобождения в живых остались лишь двадцать. Опыт – кошмары наяву – ученый переживает в своей книге «Периодическая система».

С точки зрения мыслителя, Леви пытался осмыслить ту проблему, которая с ним случилась: то, что люди придумали такую систему уничтожения друг друга, которую было сложно представить в самых страшных снах. Выживали худшие, те, кто умел приспосабливаться, свидетельствовал Леви. Лучшие в лагере умерли все. И это тоже покаяние. Но ученый так и не смог до конца смириться с тем, как человечество смогло надругаться над себе подобными. Лабиринтом переживаний за героем следует современный зритель – в поисках собственного выхода.

Елена Фролова – автор идеи «Периодической оперы», лучший студент–продюсер образовательной программы прошлого года. Та победа стала пропуском на фестиваль–2019, но уже в качестве полноправного импресарио.

Либретто, музыка, режиссура – все творческой командой придумывалось практически с нуля.

Джереми Уолкер, художественный руководитель и дирижер проекта:

– Это первый раз, когда я работал над мировой премьерой. Было крайне интересно и очень полезно иметь возможность общаться с композитором и либреттистом прямо во время репетиций.

По словам композитора оперы, недавней выпускницы Московской консерватории Алины Подзоровой, в плане оперной формы она отталкивалась от Рихарда Вагнера. По крайней мере, ей так хотелось бы думать.

Герой оставляет нам в наследство свой опыт понимания периодической системы человеческого бытия, где самые разрушительные элементы – малодушие и равнодушие.

– Это абсолютно волонтерская история, у нас нет никаких гонораров, все эти потрясающие люди работали со мной восемь месяцев практически бесплатно, включая дирижера и исполнителей, – потрясена продюсер. – Оперы современных авторов дают большую возможность для развития. Из вузов выходит много специалистов, но сложно найти проекты, где бы они смогли реализовываться и дойти до зрителя.

Мы нашли удивительный отклик в Перми. У нас был прекрасный волонтер Сергей Вилисов – замдекана факультета музыки педагогического университета. Все камни для спектакля лично им собраны и вымыты. И эта история длится давно: я занималась в театральной школе блогера в Перми, все мои знакомства оттуда. И фотограф проекта тоже пермяк. Все пазлы сложились уникально.

Опера–притча поставлена в рамках проекта «Тонкая химия»: химия человеческих взаимоотношений может да и должна быть другой.

ПРЕКРАСНЫЙ АНСАМБЛЬ ХОРОШИХ ГРЕКОВ

Теперь они будут жить на два дома – на Кипре и в Перми. Хор ByzantiAeterna в переводе с греческого «Вечная Византия» – многолетняя мечта Теодора Курентзиса и его коллеги Антониоса Кутруписа – почетного правого певчего кафедрального Собора Святого Георгия в Венеции. В прошлом году эта прекрасная idee fixe, наконец, осуществилась. Хор был создан из 12 выпускников лучших музыкальных школ византийской музыки в Греции. В планах ансамбля – участие в хоровых ассамблеях, фестивалях духовной музыки, проведение мастер–классов по древнегреческому певческому искусству и летние школы византийской музыки.

– Я хотел собрать красивые южные, солнечные голоса, отличных знатоков византийской музыки, – Антониос Кутрупис отлично говорит по–русски, хоть и с акцентом, конечно. – Эти люди – прекрасные исполнители византийской музыки. Плюс все они очень славные по характеру. Получился прекрасный ансамбль хороших людей. Каждая древняя музыка имеет свою окраску. Эта музыка живет уже три тысячи лет. Она была создана великими древними греческими философами – Платоном, Аристотелем, Пифагором. Но эта музыка не находится в морозильнике, библиотеках или музеях, она не умерла и живет сегодня.

В византийской музыке главное – слово. Потому что голос – это самый искренний инструмент. Когда мы слушаем фортепиано, играющее что–то минорное, например, кто–то говорит, я чувствую, что это зима, другой скажет, – я чувствую, что это любовь, но одной определенной ассоциации нет. Только голос через текст передает самые искренние и точные смыслы. Поэтому в византийской музыке нет инструментов и нет полифонического звучания. И главное для нас – понять эти духовные гимны, глубокие тексты, которые написали люди для развития человека и спасения его души.

Два концерта на рассвете под сводами Пермской художественной галереи стали одним из главных событий второй части фестиваля и уникальным эмоциональным опытом для зрителей. В течение полутора часов два хора попеременно исполняли сочинения разных лет одного из самых значимых современных композиторов Арво Пярта и православные гимны, восходящие к раннехристианской и византийской традициям.

В ближайшее время оба коллектива можно будет увидеть на двух крупных европейских сценах. В октябре два хора выступят в парижском Театре Шатле, в ноябре станут участниками фестиваля в Баден–Бадене.

В КУРЕНТЗИСЕ ПРОСНУЛСЯ ПАНК

В каждом может проснуться панк. Особенно, если ты существуешь в суровой конструкции завода, являющегося олицетворением чего угодно: государства с жесткой вертикалью власти, строго регламентированной жизни с правилами неукоснительно–обязательными к исполнению. Взрыв изнутри подрывает конструкцию и освобождает энергию свободы, природа которой противоречит искусственной конструкции завода. Свобода здесь синонимична творчеству. Впрочем, это вольная трактовка перформанса «Удар молота» двух авторов из Германии Ammer и Einheit (экс–группа Einstürzende Neubauten), которые попробовали приблизиться к осуществлению замысла Алексея Гастева – русского революционера, поэта и ученого, основателя Центрального института труда, где велось изучение психотехники и организации труда, которую поэт воспринимал как «Гезамткунстверк» (всеобъемлющее произведение искусства). Его также называли «бардом века машин» за футуристические стихи, среди которых «Мы растем из железа» или «Пачка ордеров» (1921), которая и стала главной темой «Удара молота».

FM Einheit или Мартин Штраус стоял у истоков жанра «индастриал», в конце 1970–х играл панк в Гамбурге. Его коллега по сцене Андреас Аммер  – писатель и журналист, в его профессиональном анамнезе – степень доктора философии, дипломы по германистике и истории. Он занимается опытами в области экспериментального искусства. Во время перформанса, который исполнялся на русском, немецком и английском языках, к музыкантам присоединился Теодор Курентзис, прикрывший лицо платком. Он читал стихи и эффектно бил молотом. 

           Маргарита Неугодова


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Проблема недобросовестного бизнеса мешает развиваться добросовестным предпринимателям.     

Любовь Елсукова, директор  ООО «Деловой Интерес»

Уже десятый раз в краевой столице проходят «Дни пермского бизнеса»  

Геннадий Сандырев: "Пермь узнаваема под любым именем"

В преддверии Дня города IN встретился с Г.Г.Сандыревым, руководителем ГК "Налоги и право"