Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Культурный завод


Культурный завод

Четвертой симфонией Малера в блестящем исполнении Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса в Перми завершился двенадцатый Дягилевский фестиваль. Следующий, тринадцатый, пройдет с 18 по 29 мая 2019 года.

Программа нынешнего Дягилев–феста, как отмечают критики, была одной из лучших за все время его существования. Новые площадки, новые форматы, новые идеи – все ради решения главной задачи, которую команда Курентзиса поставила перед собой, приняв фестиваль у его основателя Георгия Исаакяна. Если коротко, задача эта – сделать Дягилев–фест одним большим спектаклем, а зрителей – его соучастниками. Если подробнее – снять традиционные преграды, переформатировать наши привычки, изменить наше представление о том, что жизнь – отдельно, а искусство – отдельно.

В дни проведения Дягилевского фестиваля—2018 зрители стали участниками 36 событий основной программы, в том числе увидели шесть российских и две мировые премьеры. Кроме того, более 100 событий прошло в Фестивальном клубе. На все события Дягилев–феста было продано 14 тысяч билетов, прозвучало 77 часов музыки. 

По статистике, представленной социологами Высшей школы экономики, 70% зрителей фестиваля — женщины, 30% — мужчины. Более половины фестивальной публики  — пермяки. Среди иногородних зрителей лидируют москвичи, екатеринбуржцы и петербуржцы. Из иностранцев на фестиваль приезжали жители Италии, Германии, Бельгии, США и Республики Кипр.

Ярчайшим примером нового подхода к искусству, расширения границ возможного в театральном языке, безусловно, стал спектакль–открытие Дягилевского фестиваля–2018 – драматическая оратория Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке Ромео Кастеллуччи (режиссер) и Теодора Курентзиса (дирижер). Постановка настолько необычная, так много в ней неожиданного, непонятного с ходу, загадочного, что далеко не каждый, побывав на премьере, мог признаться в получении удовольствия.

– «Жанна» – один из лучших спектаклей, которые я видел в своей жизни, – признался на пресс–конференции перед открытием фестиваля его художественный руководитель Теодор Курентзис. – Хотя опыт этот нельзят назвать удовольствием. Одухотворение подходит тут больше. Театр вообще не для удовольствия, он стимулирует другие органы. Разумеется, театр театру рознь. Существует и бытовая, реалистчная его модель, но это скорее из сферы развлечений, популярной сегодня как никогда. А вот разговор о вещах фундаментальных, апелляция к чувственному бэкграунду – именно то, что помогает нам заглянуть в себя, заставляет мыслить иначе.

Хорошая новость для тех, кто пока только слышал или читал о громкой премьере, но попасть на нее на Дягилев–фесте, увы, не смог: руководство театра намерено ввести «Жанну» в репертуар. И, возможно, произойдет это уже в следующем сезоне.

– Мировая премьера «Жанны на костре», являющаяся копродукцией Пермского театра оперы и балета, Лионской национальной оперы (Франция), театра Ла Монне/Де Мюнт (Бельгия) и Театра Базеля (Швейцария), состоялась в начале прошлого года в Лионе. На Дягилевском фестивале прошла ее российская премьера. Теперь этот спектакль должны показать в Брюсселе и Базеле. Если нам удастся создать копии оригинальных декораций, в репертуаре у нас он появится в следующем году. Если нет – после Базеля будет в нашем репертуаре стопроцентно, – отметил Марк де Мони.

Показывать его, как и большинство новых спектаклей, обещают блоками. Причем Одри Бонне, звезда французского кино, потрясшая пермскую публику в роли Жанны д’Арк, готова, по словам де Мони, возвращаться в Пермь снова и снова.

СОН ПОД МУЗЫКУ И КОНЦЕРТ В ЦЕХЕ

Предутренний концерт хора musicAeterna в зале деревянной скульптуры Пермской художественной галереи или, к примеру, ночной piano–gala в Доме Дягилева с участием знаменитых пианистов – эти фестивальные события при всей их необычности все–таки можно считать уже традиционными. 

А были на нынешнем Дягилев–фесте и концерты совершенно особенные – в формате sleep concert. В зале гостиницы «Урал» установили кровати с подушками, одеялами, белоснежным постельным бельем, и в течение восьми часов для пришедших сюда звучала живая музыка в исполнении скрипача Николая Скачкова и альтиста Сергея Полтавского.

Первым такие «концерты для сна» в помощь страдающим бессонницей устраивал американский композитор Роберт Рич еще в 80–х годах прошлого века. Однако в России они до сих пор воспринимаются как нечто странное. Тем интереснее любителям свежих впечатлений было примерить их на себя. Примерка показала: сон под музыку – это волшебно! Даже те, кто спал мало и часто просыпался, утром чувствовали себя бодрыми и отлично отдохнувшими.

НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Помимо «Урала» новыми фестивальными площадками в этом году стали ТЮЗ (здесь прошел музыкально–поэтический перформанс «Мадемуазель Смерть встречает господина Шостаковича»), Дворец культуры им. Солдатова (российская премьера объехавшего весь мир спектакля «Иглы и опиум» с фантастической декорацией–трансформером в постановке Робера Лепажа), Дворец спорта «Орленок» (российская премьера перформанса «Песни клетки» в исполнении Мередит Монк и артисток ее вокального ансамбля).

Но, пожалуй, главное расширение фестивального пространства произошло благодаря превращению в концертный зал одного из цехов завода «Ремпутьмаш» (в прошлом завод им. Шпагина). До 2014 года цех №5 производил кабины для снегоуборочных машин. Однако после того, как производство закрылось, жизнь тут замерла. И вот сейчас это место (Курентзис еще на этапе согласования с восторгом называл его «каким–то невероятным») превратили в место творческой силы.

В будущем, по задумке краевых властей, не только этот цех, а всю площадку завода с отреставрированными объектами культурного наследия преобразуют в культурный кластер. Там смогут разместиться и Пермская художественная галерея, и Краеведческий музей. Но первый шаг в этом направлении сделал нынешний Дягилев–фест, вдохнувший в заводские стены XIX века новую жизнь.

МАЛЕРА СМЕНИТ БРАМС

За день до официального закрытия фестиваля почти 100 музыкантов Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса исполнили в цехе №5 Четвертую симфонию Малера. Малер в промышленном антураже – это было круто! Заводское пространство словно идеально вписывает в себя прозрачную музыку Малера.

Эта же симфония стала финальным аккордом Дягилевского фестиваля на закрытии в Пермском оперном. Но если в театре ее предваряли фрагменты из  малеровского же вокального цикла «Волшебный рог мальчика», то в заводском пространстве компанию Густаву Малеру составили два потрясающих произведения современных композиторов: «if I die...she said» для струнного оркестра, двух скрипок соло и ударных Андреаса Мустукиса и «GHB/tanzaggregat» для оркестра Марко Никодиевича.

Последнего, впрочем, смогли услышать на «бис» и в театре. Овациям, казалось, не будет конца. Переполненный зал неистовствовал, желая продолжения огня и космоса. И Маэстро, определенно имеющий с космосом какую–то связь (а как иначе добиться такого звучания!), раз за разом выходил на сцену, раскланивался, принимал цветы, благодарил оркестр и зрителей.

Традиция закрывать фестиваль одной из симфоний Малера, как стало известно, впервые окажется нарушена в следующем году: финальной точкой Дягилев–феста в 2019–м будет «Немецкий реквием» Брамса. Исполнит его оркестр Mahler Chamber Orchestra, прославившийся как раз исполнением этого «Реквиема». Многие годы он сотрудничает с Теодором Курентзисом в Европе, но в Перми выступит впервые. Важная деталь: выступит совместно с пермским хором musicAeterna.

А откроет Дягилевский фестиваль–2019 премьера оперы Альбана Берга «Лулу» в постановке молодого московского режиссера Максима Диденко. Хореограф и актер, автор андеграундных панк–проектов и громких работ на традиционной сцене в крупнейших театрах России и Европы, за постановку оперы он берется впервые. Интерес к событию подогревает и то, что «Лулу», входящая в число лучших опер мира, осталась неоконченным произведением – ее третий акт не дописан. Так что каждая ее премьера неизменно привлекает внимание музыкального сообщества.   

Вера Шуваева 

КОММЕНТАРИИ

Максим РЕШЕТНИКОВ, губернатор Пермского края:

Максим Решетников – Год назад, когда стало известно о переносе производства завода имени Шпагина на другую площадку, у нас появилась мечта – дать этим стенам вторую жизнь.

Материальные ценности здесь создавались в девятнадцатом веке. В XXI веке здесь будут создаваться ценности культурные, духовные.

Конечно, это лишь первый шаг, и сейчас ведется разработка концепции всей площадки бывшего завода с разнообразным функционалом.


Марк де МОНИ, продюсер  Дягилевского фестиваля:

Марк де Мони – Одна из задач фестиваля – снять преграду, которая существовала многие десятилетия между зрителем и артистами, между зрителем и произведением и, представить новый подход к восприятию музыки и театрального действия.

Мы стремимся к расширению границ возможного в театральном языке и расширению представлений зрителей о том, что такое театр, музыка и искусство. Мы предлагаем зрителю стать соучастником творческого процесса, вместе задавать вопросы и искать на них ответы.


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ,  руководитель группы предприятий «Налоги и право», председатель попечительского совета АНО «ЦПП «Общественная инициатива»

Радует, что бизнес, пострадавший от пандемии, может снова получить поддержку от государства  

Марина ШИЛОВА, шеф–редактор газеты Dеловой INтерес

Приближающийся Новый год отличается от предыдущих ставшей привычной приставкой НЕ 

Олег ЖДАНОВ, президент Пермской торгово–промышленной палаты

2020 год внес серьезные коррективы в работу бизнеса. Ситуация изменилась кардинально.