Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Три кита космонавтики


Три кита космонавтики

День космонавтики как профессиональный праздник отмечают далеко не во всех регионах России. Пермский край здесь – избранный.

Пермь и космонавтика – неразделимы. Пермский край начал прокладывать себе дорогу к звездам уже в прошлом веке.

Сегодня ракетно–космическая отрасль стоит в Прикамье на трех «китах» – это ПАО «Протон–ПМ», НПО «Искра», пермский завод «Машиностроитель».

«ПРОТОН—ПМ»

Днем начала отсчета истории пермских ракетных двигателей считается 12 марта 1958 года. В этот день приказом Совнархоза Пермского экономического административного района было создано специальное производство по изготовлению жидкостных ракетных двигателей на Пермском моторостроительном заводе №19 им. И. В. Сталина.

Главной задачей нового производства стало освоение двигателей РД–214 ракеты Р–12 и ракеты–носителя «Космос». В январе 1959 года пермский РД–214 с успехом выдержал суровую проверку на стенде советского опытно–конструкторского бюро по разработке жидкостных ракетных двигателей в Химках.

В 1962 году на предприятии разворачивается подготовка к изготовлению более мощного двигателя — РД–253 для ракеты–носителя «Протон». Этот двигатель пермский завод будет выпускать почти четверть века. В 1964 производство ракетных двигателей выделилось в отдельную структуру и получило название «второе производство». А в 1987 году началось освоение производства модифицированного РД–253, значительно увеличившего возможности ракеты–носителя «Протон». Новый двигатель получил название РД–275.

Во время «лихих девяностых» «второе производство» включилось в процесс реструктуризации ОАО «Пермские моторы». При использовании базы этого производства совместно с возможностями и активами Новолядовского агрегатного завода было создано и зарегистрировано ЗАО «Протон–ПМ».

«Протон–ПМ» – это, прежде всего, жидкостные ракетные двигатели для ракет–носителей «Протон» и в будущем – для «Ангары». Пермский край здесь впереди планеты всей – примерно 30% мирового грузопотока на околоземную орбиту сейчас отправляется с помощью ракет «Протон». Остальные 70% почти в два десятка стран, включая США, Францию, Индию, Бразилию, Японию, Южную Корею и Китай. Хотя в Прикамье делают только первую ступень – это основная часть ракеты, которая является мировой космической «лошадкой» №1.

Максимальный срок использования «Протона» – 2020 год. Их сменит экологически чистая «Ангара», что немаловажно, потому что в «Протоне» используются вредные для экологии гептил и амил. А двигатель РД–191 для «Ангары» работает уже на более чистых компонентах – кислороде и керосине.

В прошлом году ПАО «Протон–ПМ» произвел 24 двигателя РД–276 для ракет–носителей «Протон–М», а также узлы и агрегаты двигателя РД–191 для ракет–носителей «Ангара». Доля продукции космического назначения в общем объеме продаж компании составила 29,3%. По данным предприятия, ПАО «Протон–ПМ» успешно завершило освоение производства ракетных двигателей в интересах Министерства обороны РФ.

НПО «ИСКРА»

В начале пятидесятых годов, после появления первой американской межконтинентальной твердотопливной ракеты, встал вопрос о создании отечественной школы и производственной базы строительства ракетных двигателей, работающих на твердом топливе (РДТТ). Шел поиск заводов, способных выпускать новые ракеты, и в связи с этим Сергей Королев посещает Мотовилихинский завод.

С 1956 по 1958 год в СКБ–172 выполнены первые научно–исследовательские работы по разработке различных вариантов конструкции оперативно–тактической ракеты с подвижным стартом с различными двигательными установками: жидкостными, твердотопливными. Корпус двигателя ракеты был выполнен из высокопрочной стали толщиной всего в 1 мм, но уже с подмоткой из композиционных материалов. Это было сделано впервые. Практически все последующие разработки в данной области выполнялись с максимальным использованием композиционных материалов.

Ракета была сдана в серийное производство в 1968 году – тогда же бюро возглавил Лев Лавров, основатель пермской научной школы ракетостроения. Пермяки производили двигатели первой и третьей ступеней ракеты. РТ–2 стала ответом на создание Соединенными Штатами стратегической ракеты «Минитмен», обеспечив двум сверхдержавам ядерный паритет в период холодной войны.

В 1970 году НПО «Искра» получило техническое задание на разработку стартово–разгонной ступени для крылатой противокорабельной ракеты «Гранит». Проект оказался сложным – о том, что сроки для разработки новой ракеты установлены «нереальные», что в КБ не хватает специалистов, говорилось не раз. Однако – справились, уложились в сроки.

В 1971 году предприятие приступило к разработке РДТТ второй и третьей ступеней ракеты Р–39 комплекса «Тайфун» морского базирования. В 1983 году были сданы заказчику для тяжелых атомных подводных крейсеров типа «Акула». В конце семидесятых НПО «Искра» приняло участие в разработке уникального боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Молодец». Пермские двигатели III ступени БЖРК по энергомассовому совершенству до сих пор являются непревзойденными в мировой практике.

Но вернемся к истории космических полетов. Технические и финансовые подробности разработок НПО «Искра» не раскрываются, однако предприятие в рамках Федеральной космической программы участвует в разработке неохлаждаемых сопловых насадок для разгонного блока «Двина–КВТК» ракетно–космической системы «Ангара–5» и двигателя экстренного отделения для ракетного блока аварийного спасения перспективной пилотируемой транспортной системы.

«МАШИНОСТРОИТЕЛЬ»

Будущий «Машиностроитель» (тогда предприятие еще не носило такое название) был открыт 6 октября 1967 года. Предприятие было создано на базе филиала Пермского машиностроительного завода им. В. И. Ленина и названного Пермским заводом химического оборудования (ПЗХО). Завод создали для производства составных частей ракетных, ракетно–космических комплексов и ракетных двигателей на твердом топливе.

В мае 1975 года организовано производственное объединение «Искра» (ПО «Искра»), куда вошел и будущий «Машиностроитель». Разработанная пермским КБ ракета Р–12, начиная с 1968 года, была поставлена на серийное производство одновременно на четырех заводах: в Днепропетровске, Омске, Оренбурге и Перми. Однако через четыре года только Пермскому машиностроительному заводу имени Ленина было доверено на базе ракеты Р–12 изготавливать двухступенчатую космическую ракету–носитель «Космос–2» (11К63).

По словам Дмитрия Глотина, председателя Пермской региональной организации ветеранов–ракетчиков и Космических войск, всего таких ракет было изготовлено 150 штук, из них в варианте «Интеркосмос» – 28. Ракеты «Космос–2» изготавливались на заводе «Машиностроитель» более 10 лет и несли боевое дежурство более 16 лет. Эти комплексы осуществляли юстировку и испытания радиолокационных станций дальнего обнаружения системы противоракетной обороны СССР.

Затем, в начале шестидесятых годов прошлого века, в Пермь пришла первая в СССР твердотопливная ракета МБР РС–12. В течение 20 лет Пермский завод «Машиностроитель» изготавливал первую в СССР твердотопливную ракету РС–12 (8К98, 8K98П). Из ворот завода «Машиностроитель» на стартовые позиции полигона Капустин Яр ушло около 150 ракет–мишеней Р12.

Сейчас основными направлениями деятельности завода «Машиностроитель» являются разработка, производство, реализация и модернизация отечественной ракетно–космической техники, производство и утилизация ракетно–космических комплексов, производство продукции для авиационной, газодобывающей и нефтяной промышленности. Сегодня предприятие активно реализует ряд инвестиционных проектов, завершает этап реконструкции и технического перевооружения – в том числе, чтобы работать с «Ангарой».      

Матвей Настин


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов