Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Миллиарды уже нашлись


Миллиарды уже нашлись

Российские ведомства дают «зеленый свет» пермскому «Авиадвигателю».

Похоже, проблемы с «Русланами» и «Мриями» резко подстегнули и без того сумасшедшую скорость, с которой проект тяжелого двигателя ПД–35 этим летом ворвался в медийное пространство на волне разговоров о российско–китайском широкофюзеляжном самолете. Только теперь его видят скорее заменой украинским двигателям Д–18Т производства запорожского «Мотор Сич», стоящим на крыле и Ан–124, и Ан–225.

Все российские ведомства, имеющие хотя бы какое–то отношение к авиации, буквально обеспечивают «зеленый свет» пермскому «Авиадвигателю», выбранному головным разработчиком ПД–35, хотя, без всякого сомнения, как и в случае с ПД–14, новый «тяжеловес» будет детищем всего отечественного двигателестроения.

Главное, чего хочет российское руководство от пермских конструкторов, – скорей, скорей, скорей. Согласно графику работ, уже утвержденному Минпромторгом РФ и согласованному с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК), первый полет самолета со сверхмощным двигателем для дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолетов запланирован на 2020 год. К этому времени самолет–лаборатория Ил–76ЛЛ (тот же самый, что сейчас испытывает ПД–14) должен не просто подняться в воздух, а начать выполнять полноценные исследовательские полеты с новым движком под крылом. То есть от момента появления идеи до ее воплощения «в железе» должно пройти всего четыре года.

БЫСТРО, ОЧЕНЬ БЫСТРО

Темпы разработки мотора невероятные. Для сравнения: двигатель ПД–14 официально разрабатывается с 2008 года, а на самом деле – с конца 90–х годов. Первый полет на крыле летающей лаборатории состоялся 30 октября прошлого года, то есть через семь лет после формального старта программы. И через 16 лет после неформального. Конечно, там были совершенно другие условия, а самое главное – другое финансирование, но семь–восемь лет на разработку – это обычная мировая практика. То есть ПД–35 должен быть разработан в два раза быстрее, чем это делают во всем мире.

По словам источника в ОДК, участвую­щего в программе ПД–35, «график работ был согласован в конце лета—начале осени. Отработка двигателя в воздухе — это самая сложная и длительная часть в программе создания изделия. Поэтому воздушные испытания требуется начать как можно быстрее. К 2020 году, помимо самого двигателя, также должны быть готовы мотогондола, в которую он будет устанавливаться, пилон для крепления к крылу самолета, а также все необходимые системы, которые соединят ПД–35 с бортовым оборудова­нием самолета…».

Ровно через десять лет, по утверждению источника, то есть в 2026 году, должен начаться серийный выпуск авиадвигателей. С высокой и даже высочайшей долей вероятности можно предполагать, что на право стать головным производителем ПД–35, как и ПД–14, претендуют «ОДК–Пермские моторы».

ЕЩЕ РАЗ О ФИНАНСАХ

Но планы – планами, а, простите, денежки – денежками. Кто–кто, а уж пермяки–то знают цену многочисленным прожектам, не подкрепленным ничем, кроме амбиций говорящего. В 90–е наслушались. Если кто–то внимательно отслеживал историю зарождения проекта летом этого года, то должен был обратить внимание на слова генерального конструктора «Авиадвигателя» Александра Иноземцева, еще в июле «выкатившего» цену ПД–35 с точки зрения необходимого государственного финансирования – 180 миллиардов рублей в течение десяти лет.

В российском правительстве эти слова услышали и, по сообщениям в центральных СМИ, требуемая сумма уже выделена из президентского фонда. По всей видимости, на это было легко пойти, потому что поначалу тяжелый двигатель планировалось устанавливать на перспективный российско–китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, меморандум о создании которого был подписан Владимиром Путиным еще весной 2014 года в ходе визита в Китай. Ра­зумеется, тогда же сделали и предварительные финансовые расчеты.

Итак, разработчик определен, деньги выделены. Можно приступать. Пермскому «Авиадвигателю» теперь завидуют все КБ страны – мало того что в Перми только–только заканчивают серийную доводку ПД–14, так уже и новый заказ готов, и его опять–таки ждет вся страна. Да еще китайцы висят за форточкой в виде только что созданного китайского аналога российской ОДК и умильно улыбаются – типа, ничего, если мы тут немножечко украдем?

Однако если представить себе ­объем задач, стоящих перед пермскими конструкторами, становится не до шуток. В свое время двигатель Д–18Т тягой в 23 тонны с небольшим, устанавливаемый на «Русланы» и «Мрии», девять лет делал весь СССР. Для отечественного двигателестроения ПД–35 станет самым мощным двигателем за всю свою историю. Поэтому неудивительно, что к разработке подключается вся ОДК.

На прошлой неделе в рамках научно–технической сессии РАН по газовым турбинам, которая с 20 по 21 сентября прошла в Рыбинске на базе НПО «Сатурн», генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев заявил о стратегическом сотрудничестве бывших соперников по вендетте между пермскими и рыбинскими «моторами».

– Перспективы у нас серьезные… На днях мы подписали решение с НПО «Сатурн» о том, что будем сотрудничать по созданию российского семейства больших авиационных двигателей тягой 30–40 тонн в новейшем российском авиационном проекте «Двигатель ПД–35». Этот суперпроект пойдет следом за ПД–14, – заявил Александр Иноземцев.

ПАРТНЕРЫ

Как пишут в рыбинской прессе, основной для нового двигателя тягой от 25–ти до 50–ти тонн станет ПД–14, при разработке которого использовались технологии «Сатурна», примененные в двигателе SaM–146. Ну пусть себе пишут, для пермяков здесь единственно важное, что даже бывшие соперники теперь гордятся участием в проекте ПД–14. Кстати, там же пишут, что речь о сборке ПД–35 на площадях «Сатурна» пока не идет, но контракт по серийному производству тяжелого двигателя сейчас оспаривают «Пермские моторы» и самарский «Кузнецов».

Вопрос, по всей видимости, будет решаться внутри ОДК с учетом реальной загруженности пермской площадки производством ПД–14, которая сложится к 2020 году. На стороне пермяков плотная кооперация с «Авиадвигателем», сосуществующим на одной площадке, и технологический задел по ПД–14, что позволит существенно снизить себестоимость следующего проекта. С другой стороны, одновременно и ПД–14, и ПД–35 «ОДК–Пермские моторы» могут не потянуть. Хотя, конечно, если Минэкономразвития к уже выделенным 180 миллиардам найдет еще 40 на строительство новой производственной площадки на танковом полигоне по дороге на Новые Ляды…

Одним словом, вокруг проекта ПД–35 сейчас идет такая «движуха», что предсказать ее итог весьма сложно. В любом случае мимо Перми проект не пройдет, потому что у пермяков есть весомый козырь – успешная разработка ПД–14. И этому факту ни Рыбинск, ни Самара ничего противопоставить не смогут. Скорее всего производство ПД–35 «размажут» по всей стране, однако кто будет головным производителем – пока вопрос.

На разработку же сейчас поднимается вся страна. По информации в центральных СМИ, помимо предприятий ОДК и ОАК к работам подключены практически все ведущие российские научно–исследовательские центры. В частности, Всероссийский научно–исследовательский институт авиационных материалов поможет пермякам с созданием новых материалов. Центральный авиагидродинамический институт проведет исследования, которые позволят выбрать оптимальную форму для мотогондол и пилона. А Институт прикладной механики окажет «Авиадвигателю» помощь в физико–математическом моделировании и исследова­ниях в области механики.

Таким образом, еще один пермский проект объединил вокруг себя все российское авиастроение. Интересно, что еще нужно для того, чтобы пермская площадка стала головной в дивизионе ОДК «Двигатели для гражданской авиации»?

Сергей Кулапов


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона