Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Обрадуют ли перемены?


Обрадуют ли перемены?

Бизнес называет налоговую непостоянность одним из главных факторов остановки развития.

Заседание секции «Налоги и современное право: актуальные проблемы и практика» на форуме «Дни пермского бизнеса» оказалось многолюдным: для изрядного числа участников эта тема более чем злободневна.

– Самое главное, что сегодня волнует бизнес, это грядущая перенастройка налоговой системы в условиях, когда вроде бы на него не повышается налоговое бремя, – начал свой доклад эксперт секции Аркадий Брызгалин, генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук, член Президентского совета Палаты налоговых консультантов России (Екатеринбург). – Да, идет косвенное давление через усиление налогового администрирования, эдакое вялотекущее давление через ликвидацию льгот, ужесточение доступа к ним. И теперь бизнес с тревогой ждет анонсированную Правительством РФ новую систему налогообложения к 2019 году. А ведь два года назад эту систему уже переделывали, и сейчас идет вал поправок к ней. Так не лучше ли сначала с ней разобраться?!

ПОЛНОМОЧИЯ — ЩЕДРОЙ РУКОЙ

По словам Аркадия Викторовича, регулирование налоговой сферы в стране идет в режиме какой–то спецоперации: мы выхватываем какой–либо вопрос, пытаемся его решить, но не в системе, порознь. Яркий пример: провал с регистрацией самозанятых граждан. А ведь в налоговой системе все должно быть взаимосвязано: на то она и система!

– Актуальная проблема, о которой говорил на пленарном заседании вашего форума глава Прикамья, – взятый правительством страны курс на ужесточение налогового законодательства, зарегулирование всего и вся, – отметил Аркадий Брызгалин. – Почему–то государство считает, что чем больше будет законов и регламентов, тем бизнесу станет лучше. И невдомек правительственным чиновникам, что количество законодательных актов дошло уже до такой степени, что предприниматель как бы ни старался, все равно что–нибудь да нарушит!

Давайте посмотрим на результаты «новаций» правительства в прошлом и нынешнем годах. И мы увидим усиление федеральной налоговой службы: законодатель щедрой рукой отсыпал ей массу полномочий – от загсов до валютного контроля. Исключительные полномочия у ФНС теперь в банкротной теме, что болезненно сказывается на общей деловой среде.

Как иронично подчеркнул докладчик, ситуация с усилением ФНС скоро дойдет до такой степени, что мы уже не будем понимать, кто кого контролирует: Минфин – ФНС или наоборот.

СТАНЕТ ЛИ АУДИТОР ШПИОНОМ?

– Мы видим ужесточение контроля по всем направлениям, – продолжил господин Брызгалин. – Идет внедрение новых электронных сервисов и вводится фактически система тотального электронного контроля в налоговой сфере. Появляются новые формы учета. Так, из ниоткуда возникла система параллельного бенефициарного учета: все должны иметь сведения о своих конечных собственниках. В результате этого появляется новая система регламентации, уже принимаются новые подзаконные акты. Напомню: отсутствие сведений по бенефициариям карается штрафом до полумиллиона рублей. Ответственность – прямо как за терроризм!

Далее. Намечается реформа аудиторской деятельности, в результате которой аудиторы станут не помощниками заказчика, а чем–то средним между шпионами и добровольными информаторами ФНС, но на средства все того же заказчика.

Аркадий Брызгалин привел немало фактов прямо–таки репрессивных мер ФНС по отношению к предпринимательству.

ИНТЕРЕСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ — ПОД ЗАЩИТОЙ!

А какова ситуация в Прикамье? В какой–то степени ее прояснил модератор секции Вячеслав Белов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае:

– Наш регион отличается от большинства субъектов Федерации тем, что у нас было сделано немало полезного для развития МСБ. Это – налоговые каникулы, введение пониженных налоговых ставок, системы налогообложения на основе патентов и т. д.

Дополнила докладчика и еще один эксперт секции – заместитель председателя Арбитражного суда Пермского края Татьяна Мещерякова:

– Хочу коснуться затронутой Аркадием Викторовичем темы изменений в судебной практике в связи с налогами. Практика рассмотрения дел в нашем суде Пермского края показывает, что мы далеко не всегда соглашаемся с налоговиками: из 360 рассмотренных за последние два года дел в 190 случаях удовлетворены интересы предпринимателей и юрлиц.

И, конечно же, поддерживаю тот тезис о необходимости законодательного закрепления всего, что касается определения необоснованной налоговой выгоды. Здесь должны быть четко урегулированные и регламентированные позиции законодателя относительно тех или иных ситуаций, которые суды могли бы принимать при рассмотрении дел.

Своим видением ситуации поделился еще один эксперт секции – руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук, вице–президент некоммерческого партнерства «Палата налоговых консультантов» и сопредседатель штаба ОНФ в Пермском крае Геннадий Сандырев:

– Считаю, что в нашей налоговой системе – две ключевые проблемы: бессистемность законодательства и то, что налоговая система не стимулирует развитие МСБ. На этом заседании мои уважаемые коллеги уделили этому, но мой взгляд, достаточно много внимания.

Не повторяясь, отмечу как представитель ОНФ: ко мне на прием приходит немало предпринимателей, которые прямо заявляют: «С налогами столько непонятного и неприемлемого, что я вынужден либо разориться, либо уйти в теневой бизнес!». И пока не поздно, ситуацию в налоговой сфере нужно срочно исправлять!

Павел Агапов

КОММЕНТАРИИ

Евгений РЕМПЕЛЬ, директор ООО «ПермЕвроГаз»:

– На заседание этой секции я пришел с надеждой узнать, какие практические улучшения следует ждать в налоговой сфере. Но, увы, надежда не оправдалась: в очередной раз убедился в том, что система не нацелена на развитие предпринимательства и практических изменений к лучшему от нее ждать не стоит. Прозвучала старая песня: МСБ жалуется, а налоговики оправдываются тем, что ничего сделать не в состоянии – таково законодательство.

Конечно же, прозвучавшие здесь предложения организовать отдельный налоговый форум, наладить диалог с властями, чаще встречаться ценны и, может быть, все это станет теми каплями воды, что камень точат. Но на сегодня ситуация для бизнеса просто критическая и требует срочного вмешательства законодательной и исполнительной федеральных властей. Ждать до 2019 года и в очередной раз убедиться в порочности системы мы уже не можем!

Юрий УТКИН, председатель Пермской городской Думы:

– Три года назад мы в Перми изменили стратегию налогового просвещения, которая, по–моему, до сих пор работает, и неплохо. Но мы, естественно, хотим сделать наш любимый город краше, благоустроеннее. А для этого все пермяки должны быть заинтересованы в том, чтобы собираемость налогов была на должном уровне.

Конечно, бюджет Перми сбалансирован по доходам и расходам, он бездефицитный. Поэтому у нас нет необходимости, как говорится, нагибать предпринимателей с целью пополнения городской казны. А вот чего у нас пока нет, так это нормального, полноценного, на доступном языке диалога власти, налоговиков и предпринимателей. И организацией этого, на мой взгляд, нужно заниматься незамедлительно. Поэтому предлагаю учредить специализированную дискуссионную площадку – отдельный «Налоговый форум». Со своей стороны, обещаю всяческое содействие организации такого форума!

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель ГК «Налоги и право», кандидат юридических наук, вице–президент НП «Палата налоговых консультантов»:

– С точки зрения подъема проблематики нынешнее заседание удалось: мы смогли открыто заявить о недостатках налоговой системы в стране, реально тормозящих экономику. И я не понимаю, почему их не видят государство и налоговые органы. Да, как положительный момент они преподносят пополнение в этом году бюджета. И при этом умалчивают, что подобрали то, что было не собрано в 2016 году. Завтра же такого роста не будет: сейчас все выгребается подчистую.

Сегодня нужно вести речь о том, чтобы власть шла навстречу бизнесу, стремилась к заинтересованному диалогу. Но, похоже, она до этого еще не дозрела. А нужно незамедлительно за столом переговоров вырабатывать совместно с бизнесом единые правила игры – четкие, понятные и прозрачные, и в дальнейшем их уже не менять. Еще одна функция власти – вести разъяснительную работу среди самозанятых граждан с тем, чтобы они понимали, для чего нужно платить налоги, насколько от этого зависит реализация таких необходимых всем нам социальных программ.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений