Поделили на классы

Пока над новым российским авиалайнером МС–21 продолжают клубиться тучи (из–за санкций пришлось наладить отечественное производство композитов для «черного крыла», что сдвинуло начало серийного выпуска самолета с 2020 на 2021 год), ПАО «Ил» продолжает потихоньку доделывать проект дальнемагистрального пассажирского Ил–96–400М. В марте на круглом столе с потенциальными покупателями в Москве «Ильюшин» представил облик пассажирского салона перспективного самолета и его возможные компоновки. Для пермяков самое главное в этом то, что Ил–96–400М предполагается оснащать четырьмя двигателями ПС–90А1, а к серийному производству компания обещает быть готовой уже через год.
Хотя проект остается планово убыточным, в пользу обновленной версии старого доброго Ил–96 прежде всего говорит степень его российской локализации. По планам Правительства РФ, долю отечественных комплектующих на МС–21 с прежних 38% еще только предстоит к 2022 году довести до 97%, что неизбежно будет сказываться на сроках начала серийного выпуска, а Ил–96–400М (как и ПС–90) – полностью российского производства. При этом, строго говоря, новая версия дальнемагистрального широкофюзеляжника будет конкурировать и с МС–21, и с российско–китайским CR929, и с китайским COMAC C919, не говоря уж о Boeing–737 MAX, Airbus A220 и Airbus A320neo. Это своего рода авиационный «запасной бронепоезд» нашей страны, наиболее вероятный покупатель которого – специальный летный отряд «Россия». Однако с учетом санкций и прочих постоянно меняющихся условий никто не знает, как будет выглядеть коммерческая привлекательность Ил–96–400М к 2020 году, поэтому иметь такой резервный вариант на самом деле вполне оправданно.
Ну а пока компания «Ильюшин», в последние годы выпускавшая новые самолеты исключительно в интересах государственных заказчиков, фактически аккуратно приучает потенциальных покупателей к самой мысли о том, что у Ил–96 может быть продолжение. С точки зрения маркетинга ход совершенно правильный, тем более что ПАО «Ил», поначалу участвовавшее в разработке МС–21, в 2008 году вышло из проекта и на все происходящее с этим самолетом сейчас смотрит совершенно отстраненно. В конце концов, идущая еще с советских времен конкуренция между авиастроительными «школами» – вещь полезная. Это хорошо понимают в российском правительстве, поскольку решение о разработке и запуске в серийное производство модернизированного пассажирского самолета Ил–96–400М было принято еще в мае 2016 года параллельно с проектом российско–китайского широкофюзеляжника. Тогда многие недоумевали, зачем России два однотипных самолета, но теперь многое становится понятным. Ну и для хитроумных китайских товарищей это в некотором роде острастка.
В настоящее время ильюшинцы просто заняты пошаговым продвижением своего товара.
– Мы хотим уточнить пожелания потенциальных заказчиков и сформировать варианты компоновки под их индивидуальные потребности, – заявил на круглом столе генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин. – Сейчас стадия реализации программы Ил–96–400М еще позволяет учесть особенности условий эксплуатации каждого покупателя нашего самолета.
На встрече были представлены базовые варианты Ил–96–400М в трехклассной и двухклассной компоновке, соответственно, на 305 и 350 кресел. Также возможна и самая простая комплектация в виде чартерного варианта в одноклассном исполнении на 402 места. Отличительной чертой всех версий самолета является оснащение лайнера новыми пассажирскими сидениями российского производства, сделанными в соответствии с международными стандартами качества и комфорта. Это способствует реализации программы импортозамещения и увеличивает долю отечественных разработок при производстве воздушного судна.
Кроме того, салон будет укомплектован съемными детскими люльками и креслами для перевозки детей, оборудованы и места для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Для обеспечения двухразового горячего питания Ил–96–400М планируется оснастить буфетно–кухонным оборудованием по стандарту Atlas.
Также планируется установка информационно–развлекательной системы, куда войдут мультимедиа–комплекс с сенсорным дисплеем, системы управления освещением, демонстрация режимов полета, видеотрансляция с забортной видеокамеры переднего вида, спутниковая связь, обеспечение доступа в интернет и доступа по Wi–Fi c мобильных устройств. В общем, не хуже, чем в «Эрбасах» и «Боингах».
Напомним, что от базового Ил–96 новая модификация будет отличаться удлиненным на 9,65 метра фюзеляжем, применением более мощных двигателей ПС–90А1 и модернизированного комплекса авионики. Как тут в очередной раз не вспомнить пресловутое советское наследство, ведь в этом варианте самолет будет приближаться к первоначальной задумке – в свое время генеральный конструктор Генрих Новожилов «укоротил» планер из–за слишком малой тяги пермского ПС–90. Собственно, первоначально самолет проектировался под самарский НК–93, но тот отстал от последнего вагона госфинансирования и навсегда остался в прошлом. А пермская конструкторская школа живет и процветает, потому что и МС–21, и Ил–96–400М, и российско–китайский CR929 – все будет летать на пермских двигателях.
А вот кто первым взлетит в небо – это пока вопрос.
Алексей Клочихин
Справка IN
Ил–96–400М – перспективная модификация пассажирского широкофюзеляжного лайнера Ил–96 с удлиненным почти на 10 метров фюзеляжем и современным бортовым оборудованием. В данный момент на ВАСО, входящем в Дивизион транспортной авиации ОАК, идет производство первого опытного образца лайнера. Ожидается, к производству серийных машин Ил–96–400М приступят в 2020–2021 годы.