Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Сердцем не с нами


Сердцем не с нами

Российский самолет МС–21 полетел без пермского ПД–14.

Минувшие выходные ознаменовались крупнейшим достижением отечественной авиационной промышленности за весь постсоветский период – 28 мая на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет нового пассажирского самолета МС–21–300. Прессу не приглашали, поэтому о событии страна узнала только из блога вице–премьера российского правительства Дмитрия Рогозина. На радостях, как сообщил пресс–секретарь Президента страны, Владимир Путин даже позвонил президенту корпорации «Иркут» Олегу Демченко и поздравил его, коллектив предприятия и всех работников отрасли с этим знаменательным событием.

Вот только пермяков поздравлять никто не спешит, потому что на крыльях нового авиалайнера стоял американский двигатель PW1400G производства компании «Пратт–Уитни», а не пермский ПД–14. Несмотря на то, что управляющий директор «ОДК–Пермские моторы» Сергей Попов еще в прошлом году выражал твердую уверенность, что первый полет МС–21 состоится именно с отечественным движком, реальность оказалась намного суровей. Хотя, спрашивается, что мешало – ведь ПД–14 уже год как летает на крыльях Ил–76ЛЛ?

Теперь «воссоединение» нового отечественного самолета и отечественного двигателя состоится не раньше 2018 года. По планам корпорации «Иркут», в следующем году будут собраны первые четыре МС–21 – и вот какой–то из них, скорее всего, и поднимут в небо пермские двигатели. Дальше, по словам директора по бережливому производству Иркутского авиазавода Сергея Яманова, «Иркут» начнет плавно наращивать производство до 20 самолетов в год в 2020 году и 70 самолетов – к 2023 году. Будет очень хорошо, если хотя бы на половине из них будут стоять ПД–14.

В любом случае взлету МС–21 остается только радоваться – ведь дальше тянуть с первым полетом было больше нельзя. Китайский аналог COMAC С919 взлетел в Шанхае еще 5 мая – и это при том, что вице–премьер российского правительства Дмитрий Рогозин анонсировал взлет МС–21 до конца весны этого года еще полгода назад. Ну вот за три дня до конца срока и успели. Кстати, хотя оба новых самолета, и российский, и китайский, громко называют конкурентами «Эрбаса» A320 и Боинга–737, вообще–то прежде всего они будут конкурировать между собой.

У китайца тоже западный движок – двигатель LEAP–1C производства консорциума CFM International, созданного на паритетных началах американской корпорацией «Дженерал Электрик» и французской «Снекмой». И китайцы по этому поводу особо не заморачиваются, тем более что пока слабы в двигателестроении. Но для пермяков и пермского «куста» авиационных предприятий, прежде всего «Авиадвигателя» и «ОДК–Пермские моторы», это слабое утешение.

После пробного полета в Иркутске МС–21 перегонят в подмосковный Жуковский, где начнется такой же долгий комплекс летных испытаний, как и с ПД–14. Только после завершения летных испытаний и получения сертификата типа от Росавиации начнутся серийное производство самолетов и их регулярная эксплуатация.

Сам первый полет прошел совершенно нормально. МС–21 летал 30 минут на высоте 1000 метров со скоростью 300 км/час. В соответствии с программой в ходе полета была выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом. Самолет пилотировал экипаж в составе летчика–испытателя, Героя России Олега Кононенко и летчика–испытателя, Героя России Романа Таскаева. После приземления Олег Кононенко заявил: «Полетное задание выполнено полностью. Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено».

В качестве утешения для жителей Пермского края можно сказать, что американский PW1400G в некотором роде проторит дорожку пермскому собрату – потому что самолет с зарубежными комплектующими, которые уже серийно выпускаются и давно сертифицированы, гораздо проще выпустить на рынок и получить все необходимые разрешения для эксплуатации. Китайцы тоже так делают, а уже потом оформляют собственные движки и авионику как модернизацию уже летающего и сертифицированного борта. Возможно, именно эти прагматические соображения сказались на том, что ПД–14 уступил американцу «право первой ночи».

Иван Семенов


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений