Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Правда – бог свободного театра


Правда – бог свободного театра

Мистический «У Моста» представил реалистичный спектакль «На дне».

Не удивили, а поразили предельной откровенностью. Не в стиле «У Моста» что–то скрывать, жалеть зрителя, когда дело касается серьезных проблем. Говорить – так говорить в лоб. Нате–ка вам правду, на которую глаза закрываете. «Правда – бог свободного человека!» И бог свободного театра.

А правда жизни в том, что эти Настя, Сатин, Бубнов, Пепел и другие – это не только герои пьесы, не только падшие люди, забывшие о человеческом, существуя в самых мерзких условиях, а это они и мы в одном.

Прошло больше ста лет, а пьеса продолжает звучать отчаянным гимном русской жизни, а если брать шире, то и в целом человеческой жизни: «Все порядка нет в жизни… и чистоты нет».

И тысячи, и сотни лет назад на Земле всегда существовала лестница, ведущая человека к «лжераю» – материальная независимость, слава, большой дом, сытость… А внизу лестницы толпились убогие, нищие, лишние люди, которые довольствовались самым малым и которым не было места среди тех, кто выше. С каждым веком меняются исторические декорации, но не человек, не система. Пока есть угнетатель, найдется страдающий. Пока есть власть, будут рабы. И неважно, в каком виде они будут «пахать» на благодетеля: в виде крепостных или офисных планктонов.

Удивительное открытие сделано театром «У Моста»: он переворачивает вертикально стоящую лестницу и кладет в горизонтальное положение: есть ли, например, разница между пьющими в сауне депутатами и пьющими на свалке бомжами? И где гарантия, что завтра ты не окажешься «на дне»? Ведь и в том, и в другом случае перед нами потерявшие себя люди, забывшие любимое. «В любимом – вся душа», – говорит нам со сцены все понимающий Лука (Сергей Мельников).

И все же, по чьей воле происходит потеря «любимого», что наполняет жизнь смыслом, делает ее цельной? По воле того, кто нарисован на доске и безмолвно смотрит на всех свысока, из «красного угла»? Актер (Василий Скиданов) сам променял страсть своей жизни – театр, на алкоголь и живет воспоминаниями о прекрасном прошлом, а его душевные декламации, которые так грубо, безразлично игнорируются другими, больше трагичны, чем смешны.

Вор Васька Пепел (Александр Шаманов), привыкший к ненависти, существующий с детства «по волчьим» законам, способен на настоящую любовь к ласковой молодой девушке Наташе. Человек–зверь меняется на глазах, стоя на коленях и прижимаясь к самому ценному для него существу во всем мире, обнаруживает в себе человечное. И, наоборот, теряет рассудок и совершает преступление, когда его пытаются лишить этой ценности.

Вечно пьяный Сатин (Владимир Ильин) с огромной дырой в груди и обезумевшими глазами с горькими слезами, отказывающийся принимать весь мир со всеми людьми как ненавистных обидчиков его родной сестры.

Слесарь Клещ, рабочий человек, стремившийся к свободе до тех пор, пока рядом была еще жива его жена, Анна, и совсем опустившийся после ее смерти, рыдающий и заливающий боль алкоголем.

Удивительно, как каждый из этих падших тянется к божественному свету, но как слепы они, не понимая, что истинная ценность в человеческом настоящем, в сиюминутном. И это настоящее здесь, рядом, а не вверху.

В этом спектакле воплотилось традиционное воспевание женщины в лице Наташи, Анны и Насти. Женский культ занимает особое место в спектаклях «У Моста»: настоящая женщина предстает как божественное существо. И поэтому такое беззащитное, хрупкое и ранимое в жестоких земных условиях. Хочется особо отметить Викторию Проскурину в роли девицы Насти, оставившей глубокий след в сердце финальной сценой: невинная жертва, возвышающаяся над всеми, стоя на столе, и раскинувшая руки в стороны, тянется к свету в этом замкнутом, Богом забытом уголке мира. Позже, затравленная, как звереныш, этими бессердечными мужланами. Истерзалось сердце за этот кусочек Бога.

Живые мертвецы. Без души, потому что убиваем любовь в мире и в сердцах других своими руками, потому что терзания ближнего не близки сердцу, потому что вместо того, чтобы утешить и приласкать, раздавим до конца. И вновь всех жаль: слабые, безвольные, несвободные до человеческого счастья не смогли почувствовать и услышать Бога в обычном страннике Луке, который принес в убогий мир простую истину: «Человек – может добру научить… очень просто!» Ведь проявление добра и любви к человеку есть близость к Богу. И для этого не нужны никакие слова и молитвы.         

Ольга Татаурова

Фото Натальи Злыгостевой


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений