Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Цветовые тональности


Цветовые тональности

Экспозиция заслуженного художника России продолжает его юбилейную выставку, посвященную 70–летию автора, первая часть которой «Пространство графики: акварель, пастель, соус…» состоялась в декабре в Доме художника.

Содержание экспозиции – разнообразное по темам и сюжетам, характеру реальности и условности – раскрывает один из способов современного художественного мышления, в основе которого лежит метафизика как мифологизированное нравственно–этическое восприятие действительности.

По словам куратора вернисажа, искусствоведа, жены и музы художника Анны Ждановой, «по характеру творческого дарования Валентин Васильевич, прежде всего, живописец. Его произведениям присущи тончайшие нюансы живописной палитры, гармония цвета и света, экспрессия фактурных поисков в разработке образной системы традиционного и альтернативного языка искусства».

– Обращение к метафизическому видению своей живописи продиктовано образно–смысловым, ассоциативным характером творческого мышления и используется в качестве своеобразного контекста, придающего конкретному предмету символико–метафорическую многозначность и значительность. Метафизика живописи рождается из восприятия тайны мира, в котором художник живет и творит. В произведениях большого и малого формата мир современного человека как бы пребывает в осознании реальности и зазеркалья – тайны манящего непознанного, – раскрыла суть выставки Анна Жданова.

К ней присоединяется искусствовед Пермской художественной галереи Тамара Шмотенок:

– Валентин Жданов – активно действующий художник, принадлежащий к поколению лидеров. Это то поколение, которое искусствоведы условно называют семидесятниками – зрелыми, думающими, творящими, потому что многие 60–десятники уже ушли, а те, кто живы, занимаются педагогикой.

Сам Валентин Жданов кредо вернисажа выразил так:

– В физике все понятно, там действуют определенные законы. Искусство несколько сложнее. Если ты умеешь правильно рисовать, то это не значит, что ты создашь произведение искусства. Искусство – это нечто большее. Отсюда и название «Метафизика живописи». Я хотел показать ретроспективу разных периодов в своем творчестве. Существуют разные подходы к живописи, а выставка, собственно, о том, как и почему они меняются…

В современном взаимодействии человека с миром все более заметно включение сложных динамических систем духовной культуры. Мы становимся свидетелями переломной эпохи, когда появляются новые и исчезают старые образы, представления, понятия.

Свою картину «Соликамские храмы» художник писал на этюдах во время пленэра:

– Окна сделал чуть уже, чем они есть на самом деле, этого требовала вертикаль картины. Плюс чуть–чуть изменил расположение, но в целом удалось передать ощущение Соликамска и его белого света. В центре холста сначала видишь тень, а потом уже предмет, от которого она падает. Это – символ ускользающего времени.

Работа «Байкал«Художник революции». Портрет П.И. Субботина-Пермяка  – полиптих (с древнегреческого — состоящий из многих дощечек или складок. – Прим. авт.). Этюдные зарисовки были сделаны в Иркутске и Бурятии. Хотелось показать тайну Байкала, на его берегу еще есть маленькое озеро вулканического образования. Оно было темное по цвету, а Байкал – большой и светлый.

– На берегу – множество бараньих черепов и сухих деревьев, где местные и приезжие оставляют красные тряпочки – желания загадывают. Все это показалось мне архаическим, языческим, стихийным, я человек православный, а с бурятами связана совсем другая тема и другое миропонимание. Пытался его понять, – рассказывает Валентин Жданов. – Я использовал условный язык: где–то только намек на предмет, где–то прослеживается внутренняя связь между предметами, где–то предмет растворяется, остается только намек на него. Байкал, конечно, светлее, но тема связана с шаманами, поэтому использовал более низкую тональность, работал в более низком цветовом регистре.

Дата написания – 1991 год. Это был последний поток художников, который жил на творческой даче. Лето было прекрасное, хорошо поработали, много было сделано.

А вот еще одно полотно – «Кирилло–Белозерский монастырь» – посвящено обители в Вологодской губернии:

– Была весна, и было много людей у стен. Мне показалось, что это паломники пришли поклониться святым местам, а оказалось все будничнее и прозаичнее: народ сажал картошку! Двойственное прочтение показалось убедительным. Работа натурная. Одно время каждый год туда ездил, а всего был, наверное, раз пять. Хотя в самом монастыре был однажды. Интересные русские северные города: Великий Устюг – родина Деда Мороза. В Белозерске, к примеру, снимали «Калину красную». Там до сих пор сохранился крепостной вал.

– Со временем на свои работы смотрю абсолютно другими глазами: что когда–то беспокоило, оказывается вполне себе на месте, а что казалось безупречным – недоделано. Меняются и человек, и время. Восприятие, естественно, тоже.

Картина «Шахтеры» – работа 1985 года. Тогда шахтеры выходили из шахты уставшие, но удовлетворенные своей работой. А сегодня смотришь на нее же и думается: спасибо, что живые!

«Перекресток», по словам художника, – посыл: столкновение живого и механического, органики и урбанистики, механики. Это пластическая метафора перестройки, первых ее лет:

– Хотя такой задачи я себе не ставил, но искусство тем и многогранно, что считывается в разное время по–разному. Интерпретация – дело вообще деликатное, сложное и очень тонкое, ответственное, можно наговорить много и красиво, но действительности это не будет соответствовать.

– Большие работы придают выставке значимость, но хранить их сложно – в мастерской получается нагромождение. Да и пишутся такие картины не один год. Некоторые и десятилетиями такие работы создают. Но надо же и жить на что–то! Поэтому пишешь небольшие полотна. Раньше спасали госзаказы. Сегодня их нет, зато появились частные. Но здесь свои подводные течения: приходится считаться с мнением заказчика. При этом зачастую, честно, бывает не до творчества. Искусство, конечно, должно быть свободным, но художник голодным быть не должен, иначе ему не до творчества: он начинает думать, на что бы материалы купить и как за мастерскую рассчитаться!.. 

Дмитрий Николаев 

На снимке: «Август. Вечер». Диптих

СПРАВКА IN

Валентин Васильевич Жданов – живописец, автор станковых и монументальных произведений. Родился 24 мая 1948 года в поселке Суксуне Пермской области. Окончил художественно–графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института, Нижний Тагил (1971). С 1983 года – член Союза художников СССР (с 1992 года – Союз художников России). 2010 год – получил почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». С 2017 года член Международного Художественного Фонда (МХФ).

Произведения находятся в собраниях музеев, а также частных коллекциях России и за рубежом.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов 

Любовь Елсукова, директор  ООО «Деловой Интерес»

Уже десятый раз в краевой столице проходят «Дни пермского бизнеса»  

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Проблема недобросовестного бизнеса мешает развиваться добросовестным предпринимателям.