Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Шахерезада, да не та…


Шахерезада, да не та…

Главный балетмейстер Алексей Мирошниченко представил свою версию «Шахерезады» на музыку симфонической сюиты Николая Римского–Корсакова. Казалось бы, жди очередную пряную историю с восточным колоритом, но хореограф вновь обратился к дягилевскому репертуару, переосмыслив его в духе современности: в его интерпретации классический сказочный сюжет о девушке редкой красоты и живого ума обрел реальные исторические формы.

Иранская Золушка

Пермская версия «Шахерезады» – балет, вдохновленный судьбой последней и единственной императрицы Ирана Фарах Пехлеви, одной из самых поразительных женщин XX века.

– С самого начала мы понимали, что балет на эту музыку должен быть по мотивам биографии некоей выдающейся женщины. Вместе с Татьяной Ногиновой и Альоной Пикаловой мы пересмотрели множество великих имен и остановили выбор на Фарах Пехлеви. Сейчас все выглядит так, что мы просто не могли пройти мимо нее, потому что ее жизнь похожа на сказку, и такого уже не будет. Мы не занимаемся политикой, наш спектакль о любви, стойкости, вере, надежде, самоотдаче. Пример Фарах Пехлеви стал для нас красивым эстетическим поводом рассказать языком хореографии ее историю, – рассказывает Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета, автор либретто.

Дочь обедневшего дворянина (семья была богата, однако ранняя смерть отца разорила их) Фарах Пехлеви училась во Франции в архитектурной школе по стипендии, учрежденной иранским правительством. На официальном приеме в Париже познакомилась с Мохаммедом Реза–шахом Пехлеви и уже через несколько месяцев стала его женой. А в 1967 году шах принял беспрецедентное решение – он короновал Фарах, и она стала первой и единственной коронованной императрицей в истории страны (хотя всего у шаха было три жены). Королева была самой популярной женщиной Ирана: возложила на себя ответственность за культурную и социальную жизнь страны, боролась за права женщин, популяризировала образование, покровительствовала искусству, способствовала возвращению старинных персидских раритетов (с этого момента и начинается спектакль, когда постаревшая Фарах открывает выставку «Сокровища Персии» и словно бы встречается со своим молодым двойником). Во время исламской революции 1979 года вся семья была вынуждена покинуть Иран. Спустя год Мохаммед Реза Пехлеви скончался. А Фарах Пехлеви до сих пор живет в США, в городе Потомаке.

– Я отправил ей полное либретто балета, – рассказал Мирошниченко. – Фарах одобрила его и даже высказала желание увидеть сам балет.

Видеозапись пермской премьеры уже отправили Фарах Пехлеви. Но в театре не исключают, что и сама бывшая императрица сможет как–нибудь посетить Пермь. Несмотря на свои 80 лет, она ведет очень активный образ жизни.

«Балетов много, Диана — одна!»

Для хореографа «Шахерезада» стала первым спектаклем, в котором он обходится без пуантного танца. Все артисты танцуют в мягких туфлях, а главная героиня — босиком. По словам Алексея Мирошниченко, «эта деталь — характеристика ее избранности и человеческой хрупкости…

В этом балете нет традиционных арабских танцев, все, что зрители увидят, сочинено по мотивам, в ассоциативном ключе, но, я надеюсь, получилось достаточно убедительно в художественных координатах спектакля».

Главные партии на премьерных показах исполнили мировая знаменитость, прима–балерина Мариинского театра и Американского театра балета Диана Вишнева и ее постоянный партнер, танцовщик и хореограф Марсело Гомес. В следующих спектаклях будут заняты пермские танцовщики Полина Булдакова и Георгий Еналдиев.

– Я очень рада участвовать в этом проекте, потому что это живая история, – Диана Вишнева не скрывает радостных эмоций. – Обычно мы танцуем или аллегорию, или сказку. А тут исторические события, причем случившиеся совсем недавно. То, как Алексею удалось уложить в 49 минут балета 50 лет из жизни этой женщины, – просто невероятно! Я окунулась в эту историю и до сих пор ее переживаю. Перед началом репетиций я углубилась в документальные фильмы о Мохаммеде Реза и Фарах Пехлеви. Я не могу сказать, что я играю, я старюсь соответствовать исторической жизни императорской четы, в которой много и романтических, и трагедийных событий.

Мирошниченко предложил мне этот балет два года назад. Но на следующий год я забеременела и спросила Алексея, готов ли он подождать меня. Он сказал: «Да, конечно». И вот прошло два года – и все сложилось.

Балет получился грандиозный! Представьте, у меня в нем девять платьев – то есть девять переодеваний.

Эта партитура мне очень хорошо знакома, всю свою карьеру я танцевала Фокина. Я думала, что тело будет мне мешать, отзываясь на то, что я делала до этого. Но этого не произошло ни разу, до такой степени меня увлек материал!..

Кстати, поддержать подругу в Пермь специально прилетел миллиардер Роман Абрамович: последний раз его видели в нашем городе два года назад на Дягилевском фестивале…

Костюмы в спектакле, созданные художником Татьяной Ногиновой, действительно потрясают роскошью фактуры и богатством отделки.

Идея поставить балет для Дианы Вишневой у Алексея Мирошниченко появилась давно. Они знакомы еще по Вагановскому хореографическому училищу. «Но балетов много, а Диана – одна», – пошутил по этому поводу Алексей. Так что реальные черты идея получила совсем недавно.

За визуальное соответствие спектакля эпохе отвечают постоянные соавторы Алексея Мирошниченко: сценограф Альона Пикалова и художник по свету Алексей Хорошев. За дирижерским пультом — маэстро Артем Абашев. После премьерной серии повторный показ «Шахерезады» в этом сезоне состоится в рамках Дягилевского фестиваля 22 мая.

Дорогой и богатый миманс

Видно, что вся творческая команда яростно вдохновлена и идеей балета, и его реализацией. Но совершенно пластического спектакля не получилось, хотя за 50 минут зрители увидели несколько действительно блестящих танцевальных партий, кульминацией которых стал «брачный» дуэт юных молодоженов. Диана с распущенными волосами, босиком, в струящейся белой сорочке, восхитительно молода, хороша, божественно сложена и не менее божественно пластична. Это было настоящее романтическое, страстное адажио иранских Ромео и Джульетты. Думалось, что в финале, когда несчастная женщина теряет мужа и ребенка (в реальной жизни она потеряла двоих из четырех), свою невыносимую боль передаст с помощью трагического монолога тела. Но пока бесновался народный гнев (и это тоже отлично удалось выразить с помощью танцев кордебалета в красном мареве пожаров и варварских, почти утробных звуков толпы), шахиня, не шелохнувшись, стояла столбом посреди сцены.

Вообще, статики в постановке, которая по определению должна быть динамичной, хоть отбавляй – наверное, это тот пробел, который неизбежно возникает, когда балетмейстер берется за написание либретто…    

Маргарита Неугодова

Справка IN

Премьере был посвящен и новый цикл «Лаборатории современного зрителя». Зрителей ждали традиционные открытые репетиции и лекции от признанных специалистов. Знаток балета, музыковед Богдан Королек рассказал об ориентальных мотивах в мировой хореографии и истории «Шахерезады», начиная с постановки Михаила Фокина. Марина Монахова, музыковед и редактор Санкт–Петербургской филармонии, прочла лекцию о творчестве Николая Андреевича Римского–Корсакова. Кроме того, зрителей ждала крайне увлекательная встреча с публицистом, обозревателем телеканала «Дождь» и радиостанции «Коммерсантъ FM», главным редактором московского бюро русской службы «Би–би–си» (2002 – 2009) Константином Эггертом, на которой он рассказал о новейшей истории Ирана и исламской революции 1979 года. А для увлеченных историей Востока театр подготовил экскурсии в Краеведческий музей, на которых можно было познакомиться с коллекцией иранского сасанидского серебра.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов 

Любовь Елсукова, директор  ООО «Деловой Интерес»

Уже десятый раз в краевой столице проходят «Дни пермского бизнеса»  

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Проблема недобросовестного бизнеса мешает развиваться добросовестным предпринимателям.