Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Вместе – эффективнее


Вместе – эффективнее

В Усть–Качке прошел XII съезд Совета муниципальных образований Пермского края.

Впервые в съезде приняли участие федеральные власти – в работу съезда включились помощник Президента России по вопросам местного самоуправления Николай Цуканов и президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований, депутат Госдумы РФ Виктор Кидяев. В пленарном заседании также приняли участие губернатор Пермского края Максим Решетников, Главный федеральный инспектор по Пермскому краю Сергей Половников, председатель Законодательного Собрания Пермского края Валерий Сухих, глава Перми Дмитрий Самойлов, председатель Пермской городской Думы Юрий Уткин, главы сельских поселений и муниципальных образований Пермского края.

ОТВЕСТВЕННОСТЬ — НА ГЛАВАХ

Зачем нужен Совет муниципальных образований? В первую очередь он работает по принципу: одна голова хорошо, а много – лучше. Совет занят выработкой конкретных мер по защите интересов жителей поселений Пермского края. В рамках ежегодного съезда руководители территорий делятся опытом по решению стоящих перед ними проблем. А их немало – это и строительство дорог, и ремонт системы водоснабжения, и утилизация ТБО, и доступность медицинских услуг.

Как отметил помощник Президента России Николай Цуканов, опыт любого муниципалитета важен – причем как положительный, так и отрицательный. Этот опыт учитывается при подготовке к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления. Однако оценивать, насколько успешно работает глава муниципального образования, должны не чиновники из Москвы и не региональное правительство, а жители.

– Сейчас президент по просьбам жителей решает вопросы местного значения «в ручном режиме», мы все знаем примеры, – отметил Николай Цуканов. – Это не нормально. Где–то органы местного самоуправления недорабатывают. Поэтому нужно посмотреть, где какая практика сложилась, по каким причинам что–то не получается.

Николай Цуканов уточнил, что руководить территорией должен человек, у которого есть личный интерес в ее развитии, который ездит домой по этим же дорогам, водит детей в местную школу.

УЧИМСЯ ЗАРАБАТЫВАТЬ

Главы поселений признаются – решение проблемы часто зависит от того, сколько денег удается «выпросить» у региона. В Пермском крае в прошлом году 45 процентов сельских поселений и 53 процента районов были дотационными более чем наполовину. Некоторые муниципальные образования потребляют втрое и даже вчетверо больше, чем производят, хотя за счет развивающихся территорий средний уровень дотационности в крае составляет всего 28%.

Можно ли муниципалитетам уйти от прямых дотаций и самостоятельно решать свои проблемы? Опыт Пермского края показывает – можно.

– В прошлом году пять муниципальных образований края подписали с региональным Минфином соглашение о замене дотаций отчислениями от НДФЛ. И не прогадали. По итогу года доходы этих территорий заметно увеличились. В этом году на замену дотации налоговыми отчислениями решились уже восемь муниципалитетов. Надо перенимать и транслировать этот опыт, – отмечает Александр Кузнецов.

Губернатор Пермского края Максим Решетников отметил, что одна из основных задач краевых властей в работе с муниципалитетами – укрепить их доходную базу. В частности, ведется работа по вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот.

– У нас обрабатывается 700 тысяч гектаров земли, а раньше – 1 миллион 400 тысяч. Надо возвращать их обратно. Выделять доли муниципалитетов, предоставлять их сельхозпроизводителям. Эта работа не даст сиюминутную прибыль, но в перспективе вовлеченные земли дадут бюджетам муниципалитетов доход от налогов. Надо сказать, что решение местных вопросов не дорогостоящее, поэтому, если вести плановую работу, то и вопросы будут постепенно решаться, – уточнил Максим Решетников.

НУЖЕН КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ

Только хорошего главы муниципалитету мало, шутят участники съезда. Часто малые поселения не могут принять участие в федеральных и региональных программах – на местах просто нет специалистов, готовых оформить документы. В муниципалитетах должны работать квалифицированные и компетентные специалисты, так как главы не могут быть экспертами во всех вопросах, говорят представители территорий.

На заседании правления Совета муниципальных образований Пермского края обсудили законодательную инициативу о повышении качества системы управления на местах. Речь идет о согласовании кандидатов на должности заместителей глав в рамках исполнения ими переданных госполномочий с экспертной комиссией при краевой администрации. В настоящее время готовится пакет нормативных правовых актов, предполагающих корректировку системы отбора кадров.

– Все понимаем, что управление должно быть эффективным, чтобы была интеграция взаимоотношений по отраслям. Сейчас по некоторым направлениям идет «пробуксовка». В системе управления должно быть единообразие. Это новшество поможет нам выстроить систему работы и поможет муниципалитетам двигаться в одном темпе, – отметил глава Октябрьского района Георгий Поезжаев.

Концепция документа согласована с прокуратурой Пермского края. Предполагается, что закон будет применяться к новым назначениям и новым изменениям структуры муниципальных властей. Подобная практика применяется и в других субъектах России – в Смоленской, Ярославской, Владимирской, Московской, Пензенской, Челябинской областях, Удмуртской республике и Ханты–Мансийском автономном округе. Она позволяет выровнять кадровый потенциал районов и «закрывать» текущие вакансии, замедляющие развитие территорий.

ВМЕСТЕ — ЭФФЕКТИВНЕЕ

В рамках съезда Николай Цуканов отметил, что в Прикамье назрел вопрос укрупнения территорий. Пермский край с таким запросом в «общефедеральном тренде» –укрупнение идет и в других субъектах РФ.

– С моей точки зрения, у процессов укрупнения есть объективные основания. Только 20% поселений Прикамья тратят на свое содержание меньше половины доходов. А 107 поселений тратят на свое содержание не только доходы, но и получаемые дотации, – отметил губернатор Максим Решетников.

Процедура преобразования в городские округа – это во многом упрощение системы управления. При объединении двух администраций происходит снижение расходов на чиновников и управленцев – например, в Чайковском при бюджете города в 1,5 миллиарда рублей экономия может достичь 80 миллионов.

– И эта экономия возникает только за счет оптимизации управленческих структур в результате объединения! Плюс рост эффективности. Задача экономии бюджетных средств – первоочередная, но она не так важна, как вопрос ответственности. Потому что в результате объединения появляется один хозяин на территории, одно ответственное лицо. Наличие на одном объекте двух управленцев ни к чему хорошему не приводит. И главное, отражается на людях, – отметил Максим Решетников.         

Дмитрий Николаев

КОММЕНТАРИЙ

Юрий УТКИН, председатель Пермской городской Думы:

Юрий Уткин  – Съезд – мероприятие высокой практической значимости, это подчеркивает и то, что в его работе приняли участие эксперты федерального уровня. Реальная польза Совета муниципальных образований в том, что на основе общения с коллегами мы формируем предложения, которые затем продвигаются на региональный уровень. В дальнейшем они уже в виде законодательных инициатив поступают в правительство и Государственную Думу. Мы имеем реальный результат, влияющий на улучшение работы местного самоуправления, создание более комфортной городской среды.


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона