Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Теперь и онлайн


Теперь и онлайн

Роструд автоматизирует проверки работодателей.

В этом году работодатели смогут лучше подготовиться к плановым проверкам трудового законодательства: помогут этому интернет–симулятор и проверочные листы. А сами инспекторы станут запрашивать меньше сведений. Подробностями делится и. о. заместителя руководителя по охране труда Гострудинспекции в Пермском крае Владимир КРАПИВИН.

РИСКИ

– Владимир Юрьевич, расскажите, что изменится в плановых проверках в 2018 году?

– В этом году план проверок впервые составлен на основе риск–ориентированного подхода. Подход делит работодателей по категориям риска: высокий – одна плановая проверка в 2 года; значительный – в 3 года; средний – не чаще, чем раз в 5 лет; умеренный – не чаще, чем раз в 6 лет; низкий – плановые проверки не проводятся (ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N294–ФЗ, п. 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 1.09.2012 N875).

Как видите, плановые проверки всех организаций проводятся только в двух категориях риска. В других Инспекция делает отбор. Так, в умеренной категории принципами отбора могут быть: травматизм, количество жалоб, невыплата зарплаты...

– Допустим, я – предприниматель и хочу узнать свою категорию риска...

– Тогда зайдите на сайт rostrud.ru и посмотрите перечни работодателей с высокой и значительной категориями риска. Скажем, вас там нет или вы желаете перепроверить расчеты. В этих случаях подавайте запрос (п. 21, 23 Положения).

Запрос подавайте в московский Роструд: именно он присваивает высокую и значительную категорию. По другим категориям риска обращайтесь в Инспекцию.

В ответ мы направим не только указание на категорию, но и сведения, которые стали основанием для расчетов. Несогласные вправе подать заявление об изменении категории риска. И некоторым уже удалось снизить в Роструде категорию (п. 17–22 Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N806).

Есть и другой вариант. Роструд (Инспекция) имеет право понизить категорию риска на ступень – после плановой проверки. Условие: отсутствие административных наказаний. Сегодня Правительство России планирует добавить еще 2 условия: отсутствие задолженности по зарплате и травматизма в предшествующем году (п. 8 Критериев, утв. Постановлением N875).

ЧЕК—ЛИСТЫ

– Что еще изменится в плановых проверках?

– Ныне инспектор может задавать только те вопросы, которые есть в проверочном листе по предмету плановой проверки. С 1 января эта норма применяется к работодателям с умеренной категорией риска, с 1 июля – ко всем остальным (п. 8 Положения, ч. 11.3 ст. 9 Закона N294–ФЗ).

В проверочные листы входят наиболее значимые требования трудового законодательства. Листы содержат такие столбцы, как: вопрос, ссылка на нормативный акт, ответ (Постановление Роструда от 10.11.2017 N655).

– Как поступит инспектор, обнаружив нарушение, которое отсутствует в чек–листе?

– Пока практики нет, есть только мнения. Например: инспектор подает служебную записку, и мы получаем в прокуратуре разрешение на внеплановую проверку.

В целом появление проверочных листов стало следствием систематизации обязательных требований в рамках реформы контрольно–надзорной деятельности. Другим следствием стала публикация на сайте Роструда перечней обязательных требований. Следующими этапами будут актуализация требований, исключение неэффективных.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР

– Да, теперь деловые люди заранее знают, чего ждать от инспектора...

– Знают только те, кто воспользовался сервисом «Электронный инспектор». Сервис позволит вам как работодателю заполнить проверочные листы – и утвержденные Рострудом, и проектируемые. После самопроверки вы увидите акт с нарушениями и узнаете о способах их устранения.

Сервис доступен на портале онлайнинспекция.рф без авторизации. В будущем вы сможете зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации. И тем самым – присоединиться к Единой информационной системе контрольно–надзорной деятельности на облачной платформе: создать личный кабинет. В частном случае – в АИС Госинспекции труда – личный кабинет понадобится для добровольного декларирования.

Порядок декларирования будет примерно таким. После авторизации вы отвечаете на вопросы из проверочных листов. Есть нарушения? Устраните их и пройдите самопроверку еще раз.

Когда нарушений нет, тогда появляется декларация. Вы ставите электронную подпись – и уменьшаете число плановых выездных проверок, снижаете категорию риска.

– Будет ли регистрация обязательной?

Скорее всего, да. В личном кабинете вы начнете заполнять анкеты по видам вашей деятельности. На основе этих сведений мы станем актуализировать реестры объектов контроля, относить объект к той или другой категории риска. А в личном кабинете на основе этих данных обновится перечень обязательных требований.

В личном кабинете вы будете и получать уведомления о проверках, отчитываться об исполнении предписаний, оплачивать штрафы...

На этом реформа контрольно–надзорной деятельности не заканчивается. И я мог бы рассказать о том, как инспекторы стали запрашивать у работодателей меньше сведений благодаря межведомственному взаимодействию. Или об электронном паспорте проверки. Но, наверное, это темы для другого интервью.

Андрей Пепелышев


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений