Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Все, всё и паровоз Люмьеров


Все, всё и паровоз Люмьеров

Новая культурная революция грядет. Окно возможностей, открывшееся отчасти благодаря предстоящему юбилею, Пермь использует для формирования территории социокультурного кластера. На этот раз энергия обращена не во вне, как это было десять лет назад, когда информационный взрыв привлек в провинцию амбициозных культуртрегеров, а внутрь, на творческое преобразование пространства в самом сердце трехсотлетнего города.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПЕРВОГОРОД – РАЗГУЛЯЙ

В декабре собрался Совет по культуре при губернаторе Пермского края. Прежде совет работал при профильном министерстве. Вероятно, изменение статуса означает возвращение культуры на позицию приоритетной отрасли. Министр культуры Вячеслав Торчинский во вступительном слове сослался на генерала де Голля, провозгласившего культуру нефтью Франции. Мастера искусств, художественные руководители театров и лидеры творческих союзов откликнулись на цитату сдержанным оптимизмом. А последовавший доклад «О преобразовании территории завода им. А. А. Шпагина и прилегающего к нему пространства» вызвал настоящее воодушевление.

Архитектурный проект разрабатывает бюро SPEECH под руководством Сергея Чобана. Визитной карточкой компании может служить многофункциональный комплекс «Башня Федерация» на территории «Москва–Сити» (самое высокое здание в Европе), апарт–отель «Актер Гэлакси» в Сочи, проект реконструкции стадиона «Лужники», комплексов в Санкт–Петербурге, Ялте, Нижнем Новгороде, Ростове–на–Дону, Ереване, Стамбуле и других городах. В феврале проектировщики планируют передать техническую документацию на государственную экспертизу, и в том же году могут начаться работы по возведению на Егошихе здания Пермской художественной галереи. Музей с 1922 года находится в помещении церкви. Появилась надежда к своему столетию переехать.

Сергей Чобан демонстрировал слайды с планами размещения объектов культуры. Корпус цеха №5 предназначен краеведческому музею. Это здание, напоминающее в плане букву Ш, – самый сложный объект с точки зрения архитектуры. В цех №4 переедет музей современного искусства PERMM. Неподалеку от «ЛУКОЙЛ» встанет оперный театр. В бывшем трамвайном депо разместится фермерский рынок. Напротив видны отремонтированные фасады характерных домов пермского Разгуляя. У воды встанут реконструированные медеплавильные печи.

НЕУЖЕЛИ ВСЕ СБУДЕТСЯ?

– Если я чем–то известен на архитектурном поле, это тем, что проекты, которые я вел и защищал, реализованы, и реализованы в абсолютном соответствии либо очень близко к документации, – заявил Сергей Чобан. – Это важно для российского пространства. У нас архитектурные проекты не реализуются или реализуются так, что бывает страшно смотреть. Я готов работать день и ночь, чтобы проект был реализован в полном соответствии с идеями, которые в него вложены.

Ключевая идея – сохранение исторической памяти, отказ от разрушения заводских объектов, даже не имеющих статуса памятников архитектуры. Проектировщики вписывают производственные постройки в рекреационный контекст, наделяют новыми функциями, интегрируют в новые здания. Творчески задача сложная, но позволяет уйти от необходимости вкладывать единовременно огромные средства в строительство.

В итоге будут открыты устье и пойма Егошихи, территория первогорода с искусственным озером на месте бывшего заводского пруда. Водоем можно использовать зимой в качестве катка, на склонах Егошихинского лога предполагается оборудовать лыжные трассы и дорожки для променада, пешеходным станет исторический трамвайный мост. Пермь получит рекреационное пространство от Северной дамбы до набережной Камы. Пешеходная проницаемость и трамвай, который пройдет по улице Монастырской, сделают эту территорию доступной, а детская железная дорога свяжет первогород с Политехническим музеем в Мотовилихе.

НОВЫЕ ЛЮДИ, ФОРМАТЫ, КОМПЕТЕНЦИИ

Руководитель публичных программ проектного офиса завода им. Шпагина Мария Лямина рассказала об актуальности будущего многофункционального пространства.

– На основании фокус–групп и социологических исследований мы делаем вывод о том, что городу необходима площадка, объединяющая и формирующая локальные сообщества, и генерирующая новые форматы событий. Завод им. Шпагина востребован как центр реализации социальных инноваций, коллаборации существующих локальных сообществ и формирования новых сообществ, образовательных, благотворительных, спортивных, творческих и прочих. Появилась прослойка людей с инновационным мировоззрением, много путешествующих, открытых, готовых непрерывно получать новые компетенции и самообразовываться. Они являются не только потребителями, но и самостоятельными акторами, этих людей отличает стремление быть вовлеченными в социокультурные процессы. Это актуальная тема, Пермь получает преимущество в соревновании городов за молодых профессионалов, – сказала Мария Лямина.

Она также рассказала про благотворительный йога–марафон и мастер–классы ремесленников в цехе №4, про локальное сообщество молодых отцов, про намерение группы художников открыть на территории завода им. Шпагина школу стрит–арта. Разумеется, здесь запланированы площадки для проведения форумов, конференций регионального и федерального масштабов, брендовых событий, таких, как Дягилевский фестиваль или открытие «Флаэртианы».

К слову, президент «Флаэртианы» Павел Печенкин заявил:

– Я думаю, будет справедливо, если там найдется место для «поезда братьев Люмьер», который будет стоять где–то на железнодорожном пути, паровоз и два–три вагончика, для музея кино и различных образовательных мероприятий.

– Мысль по поводу паровоза стоит проработать, – откликнулся председатель Совета по культуре. – И вот еще что, у института культуры нет учебного театра. Почему бы не найти для него место на той территории?

Паровоз для целей просвещения и нужд киноискусства взяли на заметку так же, как и учебный театр. Предложенной концепции социокультурного кластера Перми еще предстоит прорастать в городское пространство многими интересными деталями.

Любовь Соколова

Фото: permkrai.ru

КОММЕНТАРИИ

Олег ЛЕЙБОВИЧ, профессор кафедры культурологии ПГИИиК:

– Архитектурным проектом я могу только восхититься. Он прекрасен. А социокультурная разработка выглядит очень романтической. Мы уже находили миллионную толпу креатов, движущихся куда–то в едином порыве. На бумаге находили. В действительности видели десятки, сотни тысяч людей, которым это попросту не интересно. Они не протестуют против креатива. Просто не интересуются. Вопрос, кто будет потребителем культурных услуг на преобразованной территории, кто потом оплатит из собственного кошелька все, что будет построено? Хотелось бы иметь менее романтические и более реалистичные ответы.


Юлия ТАВРИЗЯН, директор Пермской государственной художественной галереи:

 – Услышала сейчас, что выход на строительную площадку, на бетонные работы планируется в 2019 году, и просто камень с души упал. Многолетняя мечта города и края о новом музее должна реализоваться, наконец.

Коллеги спрашивают, видели ли мы этот проект? Подходит ли нам? Конечно! Мы тесно работаем с архитектурным бюро. Очень благодарны за отклик на каждое наше предложение, за то, как принимают наше представление о том, каким хочется нам видеть новый музей. Спасибо!

Борис МИЛЬГРАМ, художественный руководитель Пермского академического Театра–Театра:

 – Я был вовлечен прежде в поиски решений, но этот проект вижу впервые. Такого проекта еще не было, я счастлив видеть такой проект. Особенно хорош он тем, что правильно предложены якорные объекты. Пермь никогда не строила музеи. Пермь задолжала музеям. Это будет мощный якорь, который нас прикует к этой земле. Сейчас надо принять эту концепцию и двигаться дальше. Только одно вызывает вопросы: как будет жить все то, что за пределами якорных проектов? Опыт государственного управления показывает, что это не очень эффективно. При всех оговорках, касающихся бизнеса в нашей стране, есть примеры, когда объект содержится частным образом, и люди начинают извлекать содержание хотя бы потому, что им надо оправдать это экономически. В любом случае я желаю успеха этому проекту.

Максим РЕШЕТНИКОВ, губернатор Пермского края, председатель Совета по культуре:

 – Проект нам всем нравится. Территория, на которой предстоит создать культурно–рекреационное пространство, всегда была скрыта за забором. Теперь она открыта. И вот выходишь впервые на место, а там ЛЭП идет. И это еще не все. Территория на Егошихе сложнейшая, с гидротехническими сооружениями, с подстанциями, которые надо переносить. Нужна единая система инженерного обеспечения.

Вы творчески смотрите на проект, а мы отвечаем за вывоз снега, за канализацию, нам эти помещения надо отапливать. Вы приветствуете эстетику наклонных пологих крыш. А нам важно, чтобы сосульки ни на кого не упали с этих крыш. Первогород, реставрированные деревянные дома – хорошо. Но это частная собственность. Есть в других городах, в Иркутске, например, опыт решения таких вопросов, мы воспользуемся их опытом. И все же надо отдавать себе отчет, как это будет не просто. Если после всех обсуждений мы идем дальше и проектируем всю эту тяжелую инфраструктуру, параллельно надо обсуждать, чем все это насытить, какие активности там будут, какой бизнес окажется востребованным. Хочется при всех затратах в итоге хотя бы выйти в ноль. Поэтому скепсис я понимаю и принимаю. Должен быть здоровый скепсис. И тем не менее все в наших руках. Мы уже встали на этот путь и должны прийти к успеху.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений