Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Белая птица, устремленная ввысь


Белая птица, устремленная ввысь

В лицее №8 уютно по–домашнему. Напротив входа – белая птица, летящая ввысь, символ лицея. Нас радушно встречает директор Ирина Борисовна Петрова. А пришли мы сюда с единственной целью – выведать секрет успеха этой одной из самых больших школ Перми и всего региона. В лицее №8 учатся 1628 школьников.

– Секрет только в том, что учебный процесс в лицее организован с учетом потребностей и возможностей каждого ребенка, – говорит директор. – Лицей дает и универсальное образование, и профильное. А главное – мы воспитываем в наших учениках умение делать выбор, осознавая свои возможности, и умение нести ответственность за свой выбор.

В лицее №8 учатся ребята по месту жительства – сам лицей стоит в центре большого микрорайона. Здесь подрастающему поколению дают возможность получить универсальное школьное образование и дополнительно – профильное. Возможности и ресурсы предоставляются всем. А заодно учат, как этими возможностями пользоваться активно.

Ресурсов много. Потому что здесь стараются максимально учесть интересы каждого. Здесь живут уже десять лет под девизом «Лицей – это место, где сбываются мечты». И остаются верны своему девизу.

– Мы стараемся найти и предоставить каждому ребенку возможность для самореализации, – уточняет Ирина Борисовна. – С этого и начиналась наша работа в проекте «Основная школа – пространство выбора», для этого мы десять лет назад буквально перекроили образовательный и воспитательный процессы, введя поточное обучение, курсы по выбору, профпробы, тьюторство.

В начальной школе все дети учатся по образовательным стандартам и получают базовое образование, но и здесь мы пробуем в 4–м классе использовать поточное обучение. А с пятого класса в лицее формат поточного обучения уже считается нормой. Теперь дети могут делать выбор и брать на себя ответственность за него. Ребята сами решают, в каком потоке им обучаться. Конечно, обучение идет по единым базовым  учебным программам. Каждый поток отличается друг от друга прикладным характером и технологиями. Для желающих углубить знания есть курсы по выбору, которые очень востребованы в лицее. Кроме того, ведутся «Дневники успеха» – эта работа дает ученику возможность задуматься, что нужно сделать сегодня, чтобы быть успешным завтра.

С 8–го класса в лицее начинается уровневое изучение предметов: углубленное, профильное, базовое. С учетом этого составляются индивидуальные учебные планы, выбираются потоки для обучения: гуманитарно–педагогический, инженерно–технический, естественнонаучный. Здесь каждый ученик может найти себя, определиться с будущим, то есть ребенок сам для себя планирует траекторию развития, которая фиксируется в «Дневнике успеха».

– Мы стараемся увидеть индивидуальные особенности ребенка и создать необходимые условия для его развития, – рассказывает Ирина Петрова. – Каждый год мы традиционно проводим директорские уроки – встречи с детьми в каждой параллели. Мы ведем разговор как партнеры, соратники, которые сегодня вместе строят свое настоящее, способное существенно повлиять на будущее. Нам важно научить ребенка думать о будущем заранее и правильно проектировать свою деятельность. К этому процессу мы подключаем и родителей, как активных участников образовательного и воспитательного процессов. Работа с «Дневником успеха» планируется на весь год. В нем фиксируется, что запланировал ребенок на это время, и помогают ему командой – родитель, классный руководитель, заместитель директора, тьюторы. В течение года мы обеспечиваем ребенку педагогическое и тьюторское сопровождение к его успеху.

Отдельно стоит сказать об институте наставников – тьюторов, которые активно помогают ребенку в самоопределении, в познании самого себя. Тьюторами могут быть как педагоги, выпускники лицея, так и старшеклассники для младших учащихся.

Разумеется, в лицее активно работают по Программе организации профессиональных проб и практик. Программа выстроена на перспективу. Здесь используются как традиционные формы знакомства детей с миром профессий, так и нетрадиционные. Например, выезды на предприятия и самостоятельные профессиональные стажировки. У лицея №8 есть договоры с ведущими предприятиями Индустриального района, в котором расположен лицей, и города. Всегда готовы встретить делегацию из лицея на «Лукойл–Пермнефтеоргсинтезе» и «Сибуре», других предприятиях Перми. Используются активно и возможности сетевого взаимодействия.

– Мы помогаем ребятам найти предприятие или организацию, где они смогут пройти пробу или стажировку с учетом их предпочтений, – делится Ирина Петрова. – Есть практика, когда ребята сами находят «место работы» и самостоятельно договариваются с руководителями, а потом приносят отчеты. Это серьезная проба – найти место работы и отчитаться о том, что смог или успел сделать.

Профессиональные пробы ребята проходят и в лицейских предприятиях. Работа в них помогает учащимся в определении дальнейшего жизненного пути. И это совсем не игра «в работу», это реально существующие предприятия, так называемый модуль программы развития лицея «Лицей как город», в котором жизнь идет совсем по–взрослому. В лицейских предприятиях есть свой штат сотрудников, клиенты, директор, план деятельности и символика. Ребята могут попробовать себя в разных сферах деятельности, например, стать менеджером в туристическом агентстве Tour’nFoot, языковом центре Welldone, строительной компании, проектном бюро, официантом в лицейском кафе, сотрудником агентства по организации досуга и отдыха «Стиляги», дизайнерского агентства, арт–студии «ФЛиК», актером лицейского театра…

Кстати, стоит отметить, что многие начинания и проекты стали инсталляциями в рекреациях лицея. Например, буклеты к историческим датам – дням рождения Индустриального района и города Перми – теперь стали почти музейными экспонатами выставки в одной из рекреаций.

Мы проходим с Ириной Борисовной школьными коридорами. Здесь нет ни одного одинакового. Вот на стене портреты пермских детских писателей, некоторые с автографами, и рядом – обложки книг пермских писателей и поэтов. Многие стали друзьями лицея, проводят здесь литературные гостиные и тоже помогают школьным талантам проявить себя и определить свое место в будущем.

Успешность учителя определяется успешностью его учеников. И это тоже – секрет успеха. Сегодня в лицее десять педагогов – выпускники этого учебного заведения. Они вернулись сюда, чтобы помочь обрести крылья следующим поколениям лицеистов. Ведь символ лицея –
белая птица, стремящаяся ввысь.

Матвей Настин

 

lyceum8perm.ru


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов