Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Белая птица, устремленная ввысь


Белая птица, устремленная ввысь

В лицее №8 уютно по–домашнему. Напротив входа – белая птица, летящая ввысь, символ лицея. Нас радушно встречает директор Ирина Борисовна Петрова. А пришли мы сюда с единственной целью – выведать секрет успеха этой одной из самых больших школ Перми и всего региона. В лицее №8 учатся 1628 школьников.

– Секрет только в том, что учебный процесс в лицее организован с учетом потребностей и возможностей каждого ребенка, – говорит директор. – Лицей дает и универсальное образование, и профильное. А главное – мы воспитываем в наших учениках умение делать выбор, осознавая свои возможности, и умение нести ответственность за свой выбор.

В лицее №8 учатся ребята по месту жительства – сам лицей стоит в центре большого микрорайона. Здесь подрастающему поколению дают возможность получить универсальное школьное образование и дополнительно – профильное. Возможности и ресурсы предоставляются всем. А заодно учат, как этими возможностями пользоваться активно.

Ресурсов много. Потому что здесь стараются максимально учесть интересы каждого. Здесь живут уже десять лет под девизом «Лицей – это место, где сбываются мечты». И остаются верны своему девизу.

– Мы стараемся найти и предоставить каждому ребенку возможность для самореализации, – уточняет Ирина Борисовна. – С этого и начиналась наша работа в проекте «Основная школа – пространство выбора», для этого мы десять лет назад буквально перекроили образовательный и воспитательный процессы, введя поточное обучение, курсы по выбору, профпробы, тьюторство.

В начальной школе все дети учатся по образовательным стандартам и получают базовое образование, но и здесь мы пробуем в 4–м классе использовать поточное обучение. А с пятого класса в лицее формат поточного обучения уже считается нормой. Теперь дети могут делать выбор и брать на себя ответственность за него. Ребята сами решают, в каком потоке им обучаться. Конечно, обучение идет по единым базовым  учебным программам. Каждый поток отличается друг от друга прикладным характером и технологиями. Для желающих углубить знания есть курсы по выбору, которые очень востребованы в лицее. Кроме того, ведутся «Дневники успеха» – эта работа дает ученику возможность задуматься, что нужно сделать сегодня, чтобы быть успешным завтра.

С 8–го класса в лицее начинается уровневое изучение предметов: углубленное, профильное, базовое. С учетом этого составляются индивидуальные учебные планы, выбираются потоки для обучения: гуманитарно–педагогический, инженерно–технический, естественнонаучный. Здесь каждый ученик может найти себя, определиться с будущим, то есть ребенок сам для себя планирует траекторию развития, которая фиксируется в «Дневнике успеха».

– Мы стараемся увидеть индивидуальные особенности ребенка и создать необходимые условия для его развития, – рассказывает Ирина Петрова. – Каждый год мы традиционно проводим директорские уроки – встречи с детьми в каждой параллели. Мы ведем разговор как партнеры, соратники, которые сегодня вместе строят свое настоящее, способное существенно повлиять на будущее. Нам важно научить ребенка думать о будущем заранее и правильно проектировать свою деятельность. К этому процессу мы подключаем и родителей, как активных участников образовательного и воспитательного процессов. Работа с «Дневником успеха» планируется на весь год. В нем фиксируется, что запланировал ребенок на это время, и помогают ему командой – родитель, классный руководитель, заместитель директора, тьюторы. В течение года мы обеспечиваем ребенку педагогическое и тьюторское сопровождение к его успеху.

Отдельно стоит сказать об институте наставников – тьюторов, которые активно помогают ребенку в самоопределении, в познании самого себя. Тьюторами могут быть как педагоги, выпускники лицея, так и старшеклассники для младших учащихся.

Разумеется, в лицее активно работают по Программе организации профессиональных проб и практик. Программа выстроена на перспективу. Здесь используются как традиционные формы знакомства детей с миром профессий, так и нетрадиционные. Например, выезды на предприятия и самостоятельные профессиональные стажировки. У лицея №8 есть договоры с ведущими предприятиями Индустриального района, в котором расположен лицей, и города. Всегда готовы встретить делегацию из лицея на «Лукойл–Пермнефтеоргсинтезе» и «Сибуре», других предприятиях Перми. Используются активно и возможности сетевого взаимодействия.

– Мы помогаем ребятам найти предприятие или организацию, где они смогут пройти пробу или стажировку с учетом их предпочтений, – делится Ирина Петрова. – Есть практика, когда ребята сами находят «место работы» и самостоятельно договариваются с руководителями, а потом приносят отчеты. Это серьезная проба – найти место работы и отчитаться о том, что смог или успел сделать.

Профессиональные пробы ребята проходят и в лицейских предприятиях. Работа в них помогает учащимся в определении дальнейшего жизненного пути. И это совсем не игра «в работу», это реально существующие предприятия, так называемый модуль программы развития лицея «Лицей как город», в котором жизнь идет совсем по–взрослому. В лицейских предприятиях есть свой штат сотрудников, клиенты, директор, план деятельности и символика. Ребята могут попробовать себя в разных сферах деятельности, например, стать менеджером в туристическом агентстве Tour’nFoot, языковом центре Welldone, строительной компании, проектном бюро, официантом в лицейском кафе, сотрудником агентства по организации досуга и отдыха «Стиляги», дизайнерского агентства, арт–студии «ФЛиК», актером лицейского театра…

Кстати, стоит отметить, что многие начинания и проекты стали инсталляциями в рекреациях лицея. Например, буклеты к историческим датам – дням рождения Индустриального района и города Перми – теперь стали почти музейными экспонатами выставки в одной из рекреаций.

Мы проходим с Ириной Борисовной школьными коридорами. Здесь нет ни одного одинакового. Вот на стене портреты пермских детских писателей, некоторые с автографами, и рядом – обложки книг пермских писателей и поэтов. Многие стали друзьями лицея, проводят здесь литературные гостиные и тоже помогают школьным талантам проявить себя и определить свое место в будущем.

Успешность учителя определяется успешностью его учеников. И это тоже – секрет успеха. Сегодня в лицее десять педагогов – выпускники этого учебного заведения. Они вернулись сюда, чтобы помочь обрести крылья следующим поколениям лицеистов. Ведь символ лицея –
белая птица, стремящаяся ввысь.

Матвей Настин

 

lyceum8perm.ru


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ,  руководитель группы предприятий «Налоги и право», председатель попечительского совета АНО «ЦПП «Общественная инициатива»

Радует, что бизнес, пострадавший от пандемии, может снова получить поддержку от государства  

Марина ШИЛОВА, шеф–редактор газеты Dеловой INтерес

Приближающийся Новый год отличается от предыдущих ставшей привычной приставкой НЕ 

Олег ЖДАНОВ, президент Пермской торгово–промышленной палаты

2020 год внес серьезные коррективы в работу бизнеса. Ситуация изменилась кардинально.