Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Там, где растет золотой резерв


Там, где растет золотой резерв

Сегодня в системе образования Пермского края существует масса возможностей для педагогического творчества, инноваций и экспериментов. Практически каждая школа имеет свое лицо, свою «фишку», свою систему обучения.

Пермская гимназия №31 занимает особое место в этом ряду. На сегодняшний день 10 ее учеников входят в «Золотой резерв» Пермского края, а 121 ученик вышел в муниципальный тур школьных олимпиад. Это весьма высокие показатели, которыми не каждая школа может похвастаться.

Благодаря чему педагогическому коллективу удается уже многие годы так высоко держать эту планку успеха, мы решили узнать на месте.

Научиться размышлять

В гимназию я пришла за несколько минут до начала одного из важнейшего в году урока. Выпускники приготовились писать итоговое сочинение, которое является допуском к государственным экзаменам. За почти четыре часа ребята должны раскрыть заданную тему, в нем должно быть не менее 250 слов, орфографическими словарями и справочниками пользоваться можно.

Светлана Салюкова, и. о. директора гимназии №31 – С одной стороны, мероприятие волнительное, но с другой стороны, у меня лично нет никаких сомнений в том, что все – 51 человек – хорошо справятся, – говорит и. о. директора гимназии Светлана Салюкова. – Тем более темы в этом году все очень интересные, с возможностью подумать, порассуждать. Например, о добре и зле, или о мечтах. Наши ученики об этом не только на уроках литературы говорят, но и на обществознании, истории. Они знают, о чем писать, потому что умеют мыслить.

По ее словам, научить ребенка мыслить – одна из главных целей гимназии №31. Умение рассуждать, анализировать деятельность, как личную, так и командную, ставить цели и достигать их – этому всему ребят учат здесь с первого класса. С самого начала обучения они привыкают жить в формате размышлений, принимая мир не как данность, а с попыткой осознать, задавая себе вопрос: «почему так?». Педагогический коллектив уже почти 30 лет работает в системе развивающего обучения, которое предполагает не только получение знаний, но и развитие личности ребенка.

– Во главу угла ставится всестороннее развитие ребенка, – поясняет Светлана Салюкова. – Говоря профессиональным языком, вся система обучения в гимназии выстроена в формате деятельностных технологий и единой системы оценивания.

Не ставят оценок и не задают домашнее задание

В гимназии не ставят отметок в том привычном всем пятибалльном формате. Вернее, оценки по результатам деятельности, конечно, ставят, но только итоговые, в конце модуля, четверти или года. Вместо этого применяются другие системы оценивания.

Весь учебный год разделен на определенные модули, которые посвящены одной теме и длятся 3–4 недели. В это время ребенок проходит несколько этапов: постановка учебной задачи, потом отработка навыков, применение на практике, практикумы, контрольные процедуры, рефлексия. Примерно в середине модуля ребятам предлагают выполнить так называемые диагностические работы, которые имеют только две оценки «0» и «1». Единицу ребенок получает, если все сделано без ошибок, ноль – если есть хоть одна ошибка.

Эти результаты практически ни на что не влияют, хотя родители видят их в электронном дневнике. Это просто подсказка, на что нужно обратить внимание. Например, не просто «3» за таблицу умножения, а какое именно место в ней нужно подучить.

В ходе изучения темы можно заработать и стартовый капитал за качественную работу на практикумах. Оценка за год формируется на основе итоговой проверочной работы, стартового капитала и портфолио достижений гимназистов.

Еще в гимназии нет ежедневных домашних заданий. За год здесь задают не больше четырех–шести домашних заданий.

– Конечно, такие домашние задания – достаточно большие по объему, поскольку включают проверку на все умения, которые должны быть сформированы в учебном модуле, – говорит и. о. директора. – Но ребенок имеет возможность сам выбирать, сколько и каких заданий он может выполнять. Например, если он хорошо разобрался в определенной теме, то в ней ему достаточно решить одну–две задачи. А там, где не понял, – порешать больше.

Поначалу кажется нереальным, чтобы человек, которому по природе своей свойственно искать легкие пути и отлынивать от деятельности, сам бы выбирал себе задание, да еще именно там, где не умеет. Тем более, если это ребенок. Да, не все еще получается. Однако система начинает работать. И это факт.

Выбор у гимназиста есть и в других учебных моментах: он может пойти на консультацию к учителю (если есть непонятые темы или вопросы), а может на мастерскую, если хочет в знании предмета продвинуться дальше, чем остальные.

Выбор — это главное

Вообще, выбор – это то, что любой человек должен уметь делать. И не как придется, а с точки зрения наибольшей целесообразности. И гимназия воспитывает это не только в своих учениках, но и в их родителях. Потому что с момента принятия в гимназии такой системы обучения пришлось «переучивать» и родителей.

Объяснять, показывать, убеждать

– Взять то же домашнее задание, – вспоминает Светлана Салюкова. – Поначалу родители недоумевали: раз задали, то надо делать все. Постепенно пришло понимание, что это – выбор. Мы учились вместе с детьми планировать, составляли графики домашних работ, учили родителей правильно отслеживать их выполнение. Научившись этому в первом классе, им потом не приходилось тратить на это много усилий – алгоритм был уже задан.

Сейчас, когда у школьников такой огромный выбор дополнительных учебных программ, олимпиад, конкурсов, профессиональных проб, секций, кружков и прочее, умение сделать правильный выбор ценится на вес золота. И мама, задавая вопрос 14–летней девочке, «почему ты, не сделав физику, идешь на какую–то лекцию», слышит ответ, мол «в моем будущем физика будет иметь не такую большую ценность, как тема лекции», уже не удивляется. И главное, не пытается заставлять ее изменить решение, понимая, что в данный момент ребенок работает на свое будущее, а выполнение заданий по физике можно перенести в графике самостоятельной подготовки – время до сдачи домашней самостоятельной работы еще есть.

– Отличники ведь почему не всегда много достигают в дальнейшей жизни? – спрашивает и. о. директора. – Потому что чаще всего привыкли исполнять все, не делая выбора. А наши дети его учатся делать, тем самым учатся брать ответственность на себя. И тогда перед ними не встанет вопрос – как и сколько делать домашнее задание?

Это умение пригодится им особенно в старших классах, когда начинается примерка на себя той или иной специальности, профессии. В гимназии для этого создано огромное количество возможностей. Образовательные модули, проектные задачи, профессиональные пробы. Налажено сотрудничество с различными предприятиями и организациями города, университетами. Есть школьное самоуправление, спортивный клуб, работают волонтерское движение, школьная служба примирения, образцовые детские коллективы бальных, спортивных и эстрадных танцев, вокала, действует полный комплект СМИ: телевидение, газета, радио, школьная проектная деятельность. В общем, даже в стенах школы ребятам предложено столько интересного, что без выбора – никак. А ведь есть еще и внешний мир, где возможностей и интересностей и того больше.

Марина Стрыжкова

P. S. В этой статье не удалось перечислить и сотой части уникальностей, которые живут в гимназии № 31. Думается, это не удастся никогда, поскольку это учебное заведение – настолько живой и подвижный «организм», что за его передвижениями сложно уследить.

Кстати, одним из важных моментов в учебном процессе является рефлексия. В конце каждой четверти или завершения учебного модуля у каждого ребенка есть возможность поразмышлять о собственных успехах и достижениях во время обучения в формате «как было», «как есть сейчас» и «почему так стало». Гимназии, как целостному организму, видимо, приходится подобную рефлексию проводить гораздо чаще, чтобы успеть осмыслить изменения.

 

gymnasium31.ru


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов