Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

С новой идеологией


С новой идеологией

В краевой столице прошло публичное обсуждение контрольно­-надзорной деятельности Западно-­Уральского управления Ростехнадзора.

По оценкам министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, ежегодно в России проводится около 1 700 000 разнобразных проверок бизнеса. И лишь 15% из них выявляют реальную угрозу жизни людей. Сегодня существует более 200 видов проверок, а бизнес обязан соблюдать 2 миллиона различных требований и постановлений. Около 5% ВВП России уходит на издержки бизнеса на устранение замечаний проверяющих и выплату штрафов.

По поручению Президента России Владимира Путина в стране начата масштабная реформа работы контрольно–надзорных органов. Публичное обсуждение контрольно-­надзорной деятельности Западно-­Уральского управления Ростехнадзора и обсуждение выявленных на пермских предприятиях проблем – лишь один из первых шагов этой реформы. На вопросы пермских промышленников о том, как именно изменится контрольно–надзорная деятельность в России и каких конкретно результатов правительство ждет от реформы, отвечали министр РФ по вопросам Открытого правительства Российской Федерации Ми­хаил Абызов, руководитель Ростехнадзора Алексей Алёшин и глава Пермского края Максим Решетников. В заседании также приняли участие представители «ОПОРЫ РОССИИ», «Деловой России», РСПП и Торгово–промышленной палаты.

В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

Реформа контрольно–надзорной деятельности сегодня включает в себя 8 проектов, реализуется 12 контрольно–надзорными органами, а в работе над ней участвуют 7 министерств. По словам Михаила Абызова, одними из главных этапов реформы будут переход на риск–оринтированный подход в проверках, сокращение и пересмотр требований к бизнесу, принципиально новые принципы оценки работы инспекторов, внедрение в контрольно–надзорную деятельность цифровых технологий. Министр выразил надежду, что итогом публичных слушаний, прошедших в Пермском крае, станут предложения по совершенствованию системы контрольно–надзорной деятельности.

Первых результатов идеологи реформы планируют добиться уже в следующем году, завершится же реформа полностью к 2024 году. Михаил Абызов обозначил три главных целевых показателя предстоящей реформы: снижение уровня имущественного ущерба и количества травм и увечий на предприятиях, снижение административной нагрузки на бизнес и повышение уровня эффективности работы контрольно–надзорных органов.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ НА РИСКИ

Риск–ориентированный подход для российских «контролеров» – идея не новая. По словам руководителя Ростехнадзора Алексея Алёшина, в его ведомстве на объектах, требующих промышленной безопасности, такой подход применяют с 2013 года. В 2012 году в формате Открытого правительства был принят Закон «О промышленной безопасности», в рамках которого все поднадзорные объекты были распределены по категориям риска. Тогда же ведомство сократило количество особо опасных объектов, которые находятся под постоянным контролем государства, – с 290 000 до 9000. В перечне остались только те предприятия, которые реально представляют угрозу и которые действительно можно проконтролировать на государственном уровне. Эффект от нового подхода есть: во–первых, на 73% сократилось число плановых проверок, а общее число проверок упало на 7%; во–вторых, понемногу, но идет вниз уровень смертности.

– В 2015 году на крупных предприятиях, которые мы контролируем, погибли 186 человек. В 2015 году – на 7 человек меньше. Но не забывайте – в прошлом году у нас произошла страшнейшая трагедия на шахте «Северная», где погибли сразу 36 человек. Сегодня та сводка, которую я требую от подчиненных, – это число аварий и погибших, а вовсе не число проверок, – говорит Алексей Алёшин.

По словам Алексея Алёшина, сегодня главной причиной смертей и аварий являются системные нарушения требований безопасности и неустранение неполадок, выявленных инспекторами, а вовсе не износ и старение техники. Один из главных результатов реформы, которого планирует добиться правительство благодаря новому риск–ориентированному подходу, – именно сокращение числа смертей на производстве.

– Модели управления рисками мы планируем ввести уже в следующем году. Это позволит нам к 2024 году вдвое снизить уровень ущерба, а именно сократить смертность, травматизм и экономический ущерб по рискам, которые государство своими требованиями и контролирует. Сегодня только в результате смертельных случаев по рискам, которые контролирует государство, ежегодно мы теряем 80 тысяч человек. Если сравнить это с параметрами лучших практик развитых стран ОЭСР, то в сопоставимых цифрах число смертей не должно превышать 45–50 тысяч человек, – уточнил министр.

Сейчас правительство ставит перед собой задачу выйти на уровень смертности, сопоставимый с лучшими мировыми практиками, к 2024 году. Совокупный эффект, если правительство выдержит этот график, составит более 180 тысяч сохраненных жизней. К 2018 году количество погибших хотят снизить на 15%, а к 2024 году – на 50%.

– Человеческая жизнь – цена вопроса, который мы решаем, реализуя контроль и надзор, – отметил министр.

МЕНЬШЕ ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС

Вторая задача реформы – сделать надзор не столь обременительным для бизнеса – предполагает, в первую очередь, сократить административное давление и устранить избыточные нормы регулирования.

В рамках снижения административного давления на бизнес на первом этапе все участвующие в реформе контрольно–надзорные органы сделают информацию о проверках максимально прозрачной. Так, в следующем году на сайтах госорганов планируется открыть около 90% информации о предстоящих плановых выездах инспекторов на объекты, а к 2024 году в открытом доступе появится вся информация. Кроме того, власти хотят максимально автоматизировать процесс.

– Мы в Ростехнадзоре создаем систему дистанционного надзора, так называемого «электронного инспектора», – говорит Алексей Алёшин. – Эта система позволит и нам, и предприятию заранее проверить себя, оценить риски, начать их устранять еще до вмешательства госорганов. Система разработана в России, у нее нет аналогов в мире.

УБРАТЬ УСТАРЕВШИЕ ТРЕБОВАНИЯ

По словам Михаила Абызова, сами надзорные мероприятия, даже если они сопровождаются штрафами, составляют лишь 5–10% совокупных издержек бизнеса. Основные неэффективные затраты предпринимателей – это устаревшие требования, которые они вынуждены выполнять.

– Наша задача – изменить требования, чтобы сократить эти неэффективные затраты. Сформированы 20 групп, которые возглавляют представители предпринимателей. Они анализируют, какие требования наиболее затратны и неэффективны. Первый блок предложений мы получили десять дней назад и начинаем с ним работать, – отметил министр. – Но пока мы пересматриваем устаревшие, дублирующие и неактуальные требования, должен быть механизм сохранения надзорных мероприятий в отношении тех требований, которые действительно охраняют высокий уровень риска.

До 1 июля 2018 года все надзорные органы должны перейти на использование чек–листов при проведении всех надзорных мероприятий в отношении бизнеса. Чек–листы должны быть предварительно опубликованы в понятном для бизнеса формате на сайтах ведомств.

– Мы рекомендуем включать в них только те требования, которые охраняют высокие уровни риска, – отметил Михаил Абызов на публичном обсуждении правоприменительной практики Ростехнадзора в Пермском крае.

Глава края Максим Решетников отметил также, что сегодня предприятия возмущаются не столько избыточным числом проверок, сколько разным подходом к оценке одних и тех же действий.

– В Пермском крае сложная структура промышленности. Это и нефтянка, и металлургия, и химия, и моторостроительные и оборонные предприятия. Но запрос на изменения системы работы контрольно–надзорных органов существует у всех, и запрос этот общий. Причем не на сокращение числа проверок, а на их прозрачность, на равные и единые для всех условия, – отметил руководитель региона края.

ОЦЕНИМ ПО—НОВОМУ

Новые способы оценки ждут и самих работников контрольно–надзорных органов. Сегодня в большинстве служб такая система является «палочной» – оценка работы эффективности сотрудников зависит от числа проведенных проверок, от суммы выписанных штрафов, от количества выявленных нарушений и так далее.

– В оценке результативности и эффективности работы наших контрольно–надзорных органов не было единой системы, она была различна в каждом органе, – отмечает Михаил Абызов. – Начиная с этого года, и в полном масштабе, в следующем году, мы переходим на новую систему оценки результативности и эффективности работы территориальных органов. Мы будем смотреть и оценивать работу наших руководителей территориальных органов, инспекторского состава по изменению параметров ущерба, то есть по динамике снижения количества смертельных случаев, травматизма, экономических потерь и ущерба по рискам, которые мы контролируем.

Таким образом, на федеральном уровне при финансировании и оценке эффективности работы руководителей не будет больше учитываться количество проверок. Теперь будет определяться, снижается ли динамика по этим общественно значимым параметрам риска.

– Обществу все равно, сколько мы провели проверок. А вот сколько у нас гибнет людей по тем категориям рисков и требований, которые мы формируем на уровне государства, — вот это значимый, самый главный и единственный показатель, который может охарактеризовать работу, — сказал Михаил Абызов на публичном обсуждении правоприменительной практики Ростехнадзора в Пермском крае.

С переходом на «новую систему ценностей» правительство надеется снизить и коррупционную составляющую в работе контрольно–надзорных органов. Кроме того, новая система оценки предполагает существенные вложения в кадровый потенциал и дополнительное обучение сотрудников. Планируется также усилить работу проверяющих органов на уровне муниципалитетов.

Министр также пообещал в начале июля провести всероссийский селектор с участием руководства правительства, руководства Генеральной прокуратуры, туда будут приглашены главы субъектов РФ, представители территориальных предпринимательских объединений, наших основных надзоров.

– В будущем в нашей идеологии заложен переход на систему, при которой в показатели эффективности надзорного ведомства помимо параметров ущерба будут входить такие параметры, как степень и качество развития бизнеса в поднадзорной сфере. Многие страны этот подход уже применяют. Инспектора нужно ориентировать на то, что он не только контролирует риски и наказывает, но еще и заботится о том, чтобы бизнес развивался. Сейчас мы будем апробировать этот подход на некоторых «пилотах», связанных с функциями Роспотребнадзора, в части малого и среднего бизнеса. Мы будем смотреть, каким образом это в будущем реализовать в других видах госконтроля, – заявил министр.

Дмитрий Николаев

КОММЕНТАРИЙ

Максим РЕШЕТНИКОВ, глава Пермского края:

Максим Решетников– Вопросы технадзора для края крайне важны. По сути все наши крупнейшие предприятия так или иначе взаимодействуют с Ростехнадзором и поднадзорны ему.

В этой совместной работе есть два ключевых момента. Первый – это безопасность населения. Второй – развитие самих предприятий, потому что конструктивное взаимодействие с Ростехнадзором – это и реализация производственных процессов, и модернизация основных производств, и инвестиции.

С одной стороны характер вопросов, которые задавали предприятия, показывает, что система работает, и работает на весьма и весьма достойном уровне. В то же время те цифры, которые представлены по проверкам, говорят о том, что пермские предприятия очень ответственно подходят к вопросам безопасности, организован мощный внутренний контроль, который позволяет в зародыше найти все потенциальные проблемы и устранить их. Предприятия полностью прозрачны для технадзора, и это создает очень хорошую рабочую атмосферу.

Сегодняшние слушания – один из элементов очень серьезной и крупной работы по реформе контрольно–надзорной деятельности, которую Михаил Абызов с коллегами активно ведут последние годы. Это крайне важный для всей экономики и всего предпринимательства проект. Бизнес дозрел до честной, добросовестной конкуренции, и основной запрос от него – дайте всем единые правила игры. А это значит, что контрольные органы должны контролировать в первую очередь объекты, где есть повышенные риски, и те предприятия, которые не выполняют установленных требований. Мы рассчитываем, что реализация этого проекта даст новые возможности для развития добросовестного бизнеса, белого сектора экономики – а это большинство предприятий в экономике Пермского края.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов