Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

А мы пойдем на север


А мы пойдем на север

Губернатор края предложил возможность строительства Северного обхода Перми.

СТОЛИЦА ЗАПАДНОГО УРАЛА

Пермь всегда была столичным городом. Славу промышленной столицы Урала она получила намного раньше Екатеринбурга, входившего в свое время в состав Пермской губернии. Здесь сформировался крупнейший промышленный узел, а во время Великой Отечественной войны именно сюда эвакуировали огромное количество заводов.

Наш город до сих пор считается одной из крупнейших производственных столиц России – во многом благодаря тому, что в свое время губернским руководством было принято решение о строительстве здесь железнодорожной ветки, дававшей доступ к производственным мощностям и полезным ископаемым нашего края для Центральной части России.

Но время идет, и мир меняется. Теперь требования к по–настоящему «столичным» городам иные. В первую очередь они должны стать удобными, привлекательными и комфортными для живущих в них людей. Но при этом и отрезать производственников, до сих пор работающих в историческом центре Перми, от все еще необходимой им железной дороги – нельзя. Поэтому правительство разрабатывает масштабный план реконструкции и перепланирования краевой столицы и переноса самой старой железнодорожной ветки города на другой берег Камы.

ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ

В девятнадцатом веке железные дороги в России строились активно – но преимущественно в Европейской части страны. И только во второй половине века стали обсуждать варианты строительства железной дороги на Урале. В 1870 году Комитет железных дорог России согласился с предложением министра путей сообщения о строительстве Уральской железной дороги и постановил признать ее «совершенно необходимой и включить в число дорог самонужнейших».

Идея распространения российской железнодорожной сети на горнозаводский Урал уже давно витала в воздухе. Всем была очевидна настоятельная необходимость свести разрозненные очаги рудодобывающей, топливной и металлургической промышленностей Урала – по примеру той же Англии – в единый хозяйственный узел. Очевидна была и потребность в надежной транспортной связи богатого природными и производственными ресурсами региона с районами, где в этих ресурсах нуждались. По мере развития Уральского горнопромышленного центра обострялась и проблема его продовольственного снабжения – обеспечить себя продуктами собственного производства на малопригодных для земледелия землях край не мог. А еще нужен был просторный транзитный коридор для нарастающего движения товаров из Сибири в Европейскую Россию и обратно.

Но только в 1873 году император утвердил технические условия по сооружению и эксплуатации Уральской горнозаводской железной дороги в направлении от Перми через Левшинскую пристань и Кушвинский завод до Екатеринбурга. И лишь спустя пять лет, в 1878 году, пошли поезда от Перми до Екатеринбурга.

А в начале двадцатого века стало ясно, что еще относительно новая дорога плохо справляется с нагрузками. И уже назрела необходимость строительства новой железной дороги в том же направлении. В 1905 году началось строительство Пермской железной дороги через Кунгур до Екатеринбурга. Линия Пермь – Кунгур – Екатеринбург по сравнению с горнозаводской была значительно удобнее в эксплуатации, не имела тяжелых подъемов и кривых малого радиуса, на 117 верст сокращала перевозки. Для использования дороги в военно–стратегических целях были построены дополнительные разъезды. Теперь это – участок Транссибирской магистрали.

ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!

Сейчас Горнозаводская железная дорога – первая на Урале – эксплуатируется намного меньше, чем при царе. Производственные грузы в промузел Верхнекамья идут через КамГЭС. Участок железной дороги, проходящий практически по центру Перми, по набережной, используется только для пассажирских поездов и городской электрички. Варианты переноса железной дороги из центра есть. И они вполне реальны.

Вопрос о переносе части железнодорожного полотна и строительства нового участка железной дороги губернатор Пермского края Максим Решетников обсудил с Президентом РФ Владимиром Путиным во время его визита в Пермь. Максим Решетников четко пояснил свою позицию: работать надо в интересах большинства жителей региона. А значит – пора уже убрать железную дорогу из городской черты и сделать перевозки безопасными.

Обсуждая варианты переноса дороги, никто из специалистов, как сотрудников дороги, так и строителей, почему–то не учитывал очевидный факт – грузы по ветке КамГЭС идут серьезные, перевозят продукцию химических предприятий Березниковского и Соликамского узлов. Перевозка грузов по дамбе КамГЭС сложно назвать абсолютно безопасной, ведь дамба строилась в 1955 году. Приходит время реконструкции как самой дамбы, так и железнодорожной колеи, проходящей по ней. Так не лучше ли вынести железную дорогу и вовсе за черту столичного города? А заодно построить еще одну автомобильную дорогу – с мостом через Каму…

– Строительство совмещенного автомобильного и железнодорожного мостов через Каму в рамках проекта по реконструкции набережной даст возможность в будущем построить Северный обход столицы Прикамья, – предложил Максим Решетников. – Мы разгрузим центр города, КамГЭС и Коммунальный мост от транзитного транспорта, следующего на север. Мы построим набережную, которая станет любимым местом отдыха пермяков. Мы сможем решить многие проблемы.

ПОТЯНУЛИ ЗА НИТОЧКУ

Разговор с президентом дал толчок к разработке стратегического плана обустройства столицы Западного Урала. Не просто убрать дорогу с набережной и из центра, а перенести совсем из черты города?

– При обсуждении проблемы возникла идея: а не построить ли нам новый железнодорожный мост через Каму чуть выше по течению, через Пальники, например, с выводом на ту сторону, на станции «Кабельная» или «Блочная», – отметил губернатор. – Если РЖД будет строить железнодорожный мост, может быть, мы его построим вместе как совмещенный – автодорожный и железнодорожный? В таком случае Пермь получит в перспективе возможность строительства еще и Северного обхода города.

Впрочем, только в сказке дела делаются быстро. Пока же планы есть, но их еще надо доработать, оценить перспективы. Поэтому рассмотрением вариантов переноса движения поездов с участка Пермь II – Мотовилиха займется специально созданная рабочая группа. В нее войдут руководители Пермского края и Перми, РЖД, «РусГидро»–Камская ГЭС, транспортных компаний, научных организаций, общественности.

Такое решение было принято на встрече главы региона Максима Решетникова и президента РЖД Олега Белозерова. Ветка, которую планируется перенести, принадлежит монополии, по дороге осуществляются как пассажирские, так и грузовые перевозки.

На встрече обговорили варианты организации движения грузовых и пассажирских поездов в границах Пермского железнодорожного узла (Пермский регион Свердловской железной дороги) с учетом необходимости расширения набережной реки Камы.

Подробно обсудили проблему пассажиров, пользующихся услугами городской электрички. В частности, обсуждался проект высвобождения участка СвЖД Пермь II – Пермь I – Мотовилиха с передачей его в распоряжение региона, что предполагает перенос пассажирского сообщения с горнозаводского направления на альтернативные линии Свердловской магистрали на правом берегу Камы.

Олег Белозеров и Максим Решетников отметили важность восстановления исторической части города, но оговорили, что делать это надо не в ущерб потребностям пассажиров и грузоотправителей. Необходимо тщательно проработать над схемой обслуживания пассажиров и гарантированного вывоза грузов Березниковско–Соликамского узла. Компромисс был найден. Стороны договорились, что строительство двухпутной железнодорожной линии Пальники – Кабельная с однопутным мостовым переходом через Каму в обход станции Левшино и дамбы КамГЭС позволит обеспечить пропуск «повышенного» вагонопотока с севера Пермского края.

НА ПЕРСПЕКТИВУ

Пермь – город столичный, лицо края, ежедневно сюда прибывают, прилетают, приезжают тысячи людей. А потому Пермь должна быть привлекательной и для тех, кто здесь живет, и для гостей столицы – уютной, красивой, комфортной, интересной.

Сейчас желания всех уровней власти работать в этом направлении совпадают. Более того, Пермь готовится к своему трехсотому дню рождения – а значит, надо провести в городе генеральную уборку и перестановку, подготовить его к празднованию дня рождения.

Естественным при этом становится желание приблизить город к реке, сделать территорию вдоль набережной доступной для горожан. И перенос железнодорожной ветки – это реальное решение практически вековой проблемы. При этом открываются варианты использования нового свободного пространства, развитие города у реки открывает новые возможности для жителей и гостей Перми.

Новые перспективы есть и у РЖД.

– Сегодня мы нашли альтернативные решения, которые создадут лучшие условия для перевозок даже по сравнению с тем, что сейчас имеют производители по стоимостным параметрам. Непростая работа, мы наметили планы, точно могу сказать, что мы эту задачу решим. И определили достаточно короткие сроки по реализации проекта, – сказал глава РЖД Олег Белозеров.

Дмитрий Николаев


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона