Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

На месте разберемся


На месте разберемся

Во вторник в Москве стартовал десятый по счету Гайдаровский форум. Это – первое в 2019 году в мероприятие, задающие тенденции экономического и социального развития России. По мнению Президента РФ Владимира Путина, именно на Гайдаровском форуме наиболее часто звучат идеи и рекомендации, позволяющие серьезно корректировать законодательные и бюджетные инициативы, в том числе – в пользу регионов.

Самые значимые для Прикамья обсуждения нынешнего форума касаются, в первую очередь, реализации национальных проектов, завершить которые предстоит до 2024 года. Как заявил на прошедшей в декабре пресс-конференции глава государства, основное бремя выполнения «майских указов» ляжет именно на субъекты Федерации, поэтому корректироваться стратегические программы должны непосредственно при участии властей на местах. Регионы уже отмечают, что задачу на них центр возложил «маловыполнимую» – и ограничивают их в выполнении «стратегических задач» в первую очередь положения Федерального закона ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ДОЛЖНИКОВ СТАЛО МЕНЬШЕ

Первый заместитель председателя Правительства РФ Антон Силуанов на Гайдаровсклм форуме заявил, что финансовое состояние регионов сегодня более устойчивое, чем было еще три-четыре года назад, что позволяет регионам начать реализовывать важные госпроекты уже в текущем году. С ним согласна и вице-премьер Татьяна Голикова, отвечающая за социальную сферу.

– Мы попали в достаточно сложную ситуацию, которая в ближайшее время закончится. Поскольку все-таки мы сейчас с учетом тех мер, которые были проведены, в том числе, в 2017 году, и их результат попал на 2018-2020 годы (речь идет о реструктуризации по кредитам субъектам, расширении их возможностей с точки зрения доходной базы), практически привели к тому, что… состояние бюджетов регионов за 2018 год можно оценить, как удовлетворительное, – отмечает она.

«Удовлетворительное» в устах чиновников – по сути значит, что регионы вернулись к уровню 2008 года, часть из них, активно экономившая средства, впервые с 2015 года выходит на профицит – хотя бы технический – бюджета.

В числе таких стабилизировавшихся регионов и Прикамье. По словам Силуанова, «мы прошли пик, когда долг субъектов просто зашкаливает». Впервые за последнее время наблюдается и рост доходов консолидированных бюджетов (18,2%). При этом Татьяна Голикова сама отмечает, что именно Федерация не дает развернуться регионам более масштабно и вернуться на докризисный уровень развития.

МЫ ГОТОВЫ ДАТЬ ТРИЛЛИОНЫ

В рамках национальных проектов масштабные средства в ближайшие несколько лет будут направлены в развитие инфраструктуры и социальной сферы регионов. Для реализации задуманного президентом субъектам Федерации обещаны заметные вливания – речь идет о триллионах рублей.

В ближайшие шесть лет на социальную сферу регионам будет выделено 6,6 трлн рублей, из которых 5,4 трлн рублей тратит федеральный бюджет. Уже в 2019 году 1 трлн рублей составят межбюджетные трансферты.

И вот тут и начинаются проблемы. Финансовая ситуация в регионах разная. Разных цифр требуют обновление и реконструкция существующей инфраструктуры. И, что самое главное, «осваивать» федеральные деньги тоже получается по-разному.

Правительство страны изо всех сил старается оздоровить межбюджетные отношения. Однако средства, выделенные на ремонт дорог или строительство крупных объектов, год за годом возвращаются в федеральный бюджет. При этом регионы не прочь посчитать деньги в кармане у соседа и сообщить о несправедливом их распределении…

КАК НАМ ТРАТИТЬ?

В губернаторском корпусе предположили, что опережающий рост доходов, скорее всего, будет наиболее заметен в регионах, которые менее обеспечены: по мнению главы Пермского края Максима Решетникова, нынешний подход к нацпроектам носит скорее «выравнивающий» характер.

– Регионы с более низкой бюджетной обеспеченностью в рамках нацпроектов получили относительно больше денег, – отметил губернатор. – Однако сейчас наша основная задача не считать, кому сколько дали – много или мало, а понять, как эффективно тратить. Даже для тех, кто считает, что мало дали в рамках нацпроектов, для нас всех основная задача, как это сейчас все освоить, – отмечает губернатор Прикамья.

Проблема нешуточная. Пермский край в этом году получит чуть меньше 9 млрд рублей  межбюджетных трансфертов. Большая часть средств направлена именно на реализацию национальных проектов. На сегодняшний момент соглашений заключено на четверть, до 15 февраля должны быть заключены все соглашения.

– Многие деньги мы должны довести до муниципалитетов. Как правило, это занимает еще три-четыре недели. Итого: деньги у них в начале марта. Дальше муниципалитеты должны подправить планы–графики. На конкурсные процедуры в лучшем случае они выйдут в начале апреля, это значит, что контракты в конце мая получаем. Регион уже идет на «красных флажках» по освоению средств! – отметил он.

По мнению главы региона, подвижки в освоении бюджетных средств в Прикамье все же есть, и заметные. Еще два года назад деньги до муниципалитетов доходили только в сентябре. «На местах» не успевали проводить конкурс, и Федерация забирала средства назад.

Максим Решетников предложил подумать над принятием трехлетних соглашений и сосредоточиться не на обсуждении количества выделенных денег, а на отстройке механизмов – более тщательно планировать деятельность и поменять 44-й ФЗ там, где он мешает в реализации нацпроектов. И говорить не о суммах, а о механизмах работы.

СТРЕМЛЕНИЕ ВПЕРЕД КАК ШАГ НАЗАД

Выступая на пленарной сессии «Социальная триада: демография – занятость – доходы», глава Прикамья поставил еще один акцент: реализуя нацпроекты, Федерация ждет от регионов «быстрых» результатов и выполнения плановых показателей сразу после вложения средств. А это далеко не всегда возможно.

– Мы недооцениваем срок, который нам необходим для изменения ситуации. Да, мы выделяем большие ресурсы на это. Но вопрос не только в ресурсах. Вопрос еще и в том, что нужно изменить организацию внутри трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Сейчас федеральный центр нам дает деньги. Ставит задачи, а уже через полгода требует снижение смертности – не все удастся, – говорит он.

По оценкам Максима Решетникова, к 2024 году количество трудоспособного населения в Прикамье станет таким же, как в 2014 году. Изменения параметров пенсионной системы не приведут к росту безработицы: на занятость населения, ключевое влияние будет оказывать производительность труда с естественным давлением цифровизации.

Однако нацпроекты в эту сторону «не развернуты».

– Если мы хотим добиться опережающего роста зарплат, то нам нужно обратить внимание на занятость населения и повышение производительности труда. При этом важно начать с бюджетной сферы. Сейчас в нацпроекте эта составляющая не учтена, большое внимание уделяется промышленности, где повышением производительности труда занимаются давно и успешно. Повышать производительность труда нужно в бюджетном секторе и вернуться к вопросам непрерывного образования и тому, как привести людей к рабочим местам. Люди «заперты» в своих территориях, где нет рабочих мест, и мы туда рабочие места «не притащим», – отмечает губернатор.

Есть ли выход из ситуации? Максим Решетников отмечает, что есть – решить вопрос помогает, в частности, программа по ликвидации аварийного жилья. Она дает возможность регионам строить жилье там, где есть рабочие места.

А регионам, чтобы работать эффективнее, надо просто дать возможность «лавировать» в рамках нацпроектов, корректируя их под свои возможности и нужды.

– По программе госгарантий регионам все больше предъявляется федеральных требований. Регионы разные, и использовать всем одну модель исполнения нацпрограмм не получится, – отметил Максим Решетников.

Фото: gaidarforum.ru/

КОММЕНТАРИИ

Антон СИЛУАНОВ, вице-премьер, министр финансов РФ:

 - Нагрузка регионов России по участию в финансировании национальных проектов снижена. В отличие от предыдущих лет мы прекрасно понимаем, что дальше возлагать на регионы дополнительные обязательства невозможно. Потому что мы прошли уже пик, когда долг субъектов и муниципалитетов просто зашкаливает. Уже не было возможности выполнять обязательства, потому что нагрузили дополнительными расходными обязательствами. Сейчас все дополнительное финансовое обеспечение взял на себя федеральный бюджет.

Что касается общих рисков реализации наших целей, как и если мы возьмем прошлый шестилетний период, то, конечно, это все внешние изменения, которые у нас есть: торговые ограничения, санкции, торговые войны. Безусловно, это не на пользу не только мировой экономике, но и Российской Федерации, поскольку мы очень глубоко интегрированы.

Татьяна ГОЛИКОВА, вице-премьер Правительства РФ:

  - У нас есть на это все основания, финансы, есть абсолютное желание реализовать поставленные задачи. И если это будет такая же командная работа, которая предваряла подготовительную работу к реализации национальных проектов, и еще мы поднапряжемся и подпишем все соглашения к 15 февраля с качественными показателями, которые будут обеспечивать национальные приоритеты, то в 2019 году уже сможем продемонстрировать какие-то изменения. Сейчас же очень важно, чтобы на уровне регионов и министерств продолжался диалог с населением. Мы должны очень четко объяснять, чего мы хотим достигнуть, какими способами, и как мы используем ресурсы. Это очень важно, потому что если мы это объяснять не будем, то... это сделают другие и с другими акцентами по этим вопросам.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений