Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Бренд владеет миром


Бренд владеет миром

В  рамках проходящего в краевой столице Межрегионального экспортного форума федеральные и региональные эксперты обсудили евразийские и региональные бренды как драйверы экономического роста и инструменты для совместного выхода на рынки других стран.

Модератор стратегической сессии, обозреватель новостей РБК Юрий Таманцев начал мероприятие с обозначения проблем, существующих на данный момент в региональном брендировании. В частности, он напомнил, что председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила главам субъектов РФ в течение 2018 года зарегистрировать как минимум один региональный бренд, подчеркнув, что отечественные торговые марки представляют собой не меньшую ценность, чем полезные ископаемые, которыми богата Россия.

– Спикер также отмечает, что в среднесрочной перспективе на региональных брендах можно заработать не менее 500 млрд рублей. И бренды регистрируются, но большинство попыток проваливается, – рассказывает Юрий Таманцев. – Разработчикам ставится единственная задача: разработать нечто, что привлечет в регион инвесторов и туристов. И субъект получает визуальную идентификацию, но далекую от местной реальности и непонятную местным жителям. И все быстро сходит на нет, потому что не получает поддержки населения. Кроме того, непонятно, от кого должна в данном случае исходить инициатива: от местных властей или бизнеса.

Если судить по мировому опыту, то развитие территорий в том ключе, о котором мы сегодня говорим, очень хорошо ложится на заранее продуманную и, самое главное, долгосрочную социально–экономическую инвестиционную программу развития. Но в большинстве наших регионов таких стратегических документов либо нет вообще, либо они только разрабатываются. Но то, что это обсуждение этой проблемы сейчас активно идет на многих форумах, – это уже движение вперед.

Как сообщил модератор, на данный момент, согласно открытым патентам Росреестра, в Российской Федерации зарегистрировано 168 наименований мест происхождения товара.

– До недавнего времени интерес к ним был невелик, потому что такая форма защиты дается сразу ряду компаний, которые могут находиться в разных регионах, – объясняет Юрий Таманцев. – И если раньше идея делиться брендами с соседями казалась обузой, то теперь пришло понимание, что развитие традиционных продуктов может стать весомым преимуществом на рынке.

ВНЕШНИЙ РЫНОК И КОНТРАФАКТ

По мнению экспертов, именно брендирование может стать хорошим инструментом для выхода на внешние рынки.

Так, о деятельности Евразийской экономической комиссии в этом направлении собравшимся рассказал директор департамента промышленной политики компании Николай Кушнарев:

– Если говорить о поддержке производства и выхода наших предприятий на внешние рынки и рынки нашего союза из пяти стран, то это одна из задач работы промышленного блока комиссии. И одним из инструментов, естественно, является брендирование.

В частности, эксперт рассказал о том, что в настоящее время идет обсуждение вопроса создания бренда «Сделано в Евразийском союзе». Участие в этом проекте, по его словам, помимо экспорта, также предоставит производителям возможность кооперации различных предприятий внутри союза. А это несет дополнительные возможности, ведь, например, продукт, который произведен совместно с несколькими государствами – членами Евразийского союза, получает доступ ко всем инструментам государственной поддержки, которые есть в каждой из этих стран.

При этом одной из проблем, с которыми в настоящее время сталкивается бизнес, эксперт назвал контрафакт.

– С ней сталкиваются и национальные, и региональные бренды. Если выходит оригинальный продукт, но в нем есть контрафактные комплектующие, это губит на корню всю идею. И наша общая задача – создать систему отслеживания контрафакта на территории всех государств – членов Евразийского союза, которая позволит предприятиям, показывающим всю цепочку производства продукции, с большей уверенностью выходить на европейские рынки, – сообщил эксперт.

В ОТРАСЛЕВОМ РАЗРЕЗЕ

В том, что работе с брендами и их продвижению в регионах также нужно уделять особое внимание, уверена и управляющий директор по внешним связям и коммуникациям АО «Российский экспортный центр» Вера Подгузова.

По ее мнению, разнообразие природных, национальных и климатических характеристик субъектов РФ дает широкие возможности для отраслевого разреза производства.

– Что такое отраслевой разрез производства? Это совершенно разная продукция. Например, если мы говорим об агропромышленном комплексе, то здесь мы обладаем уникальными возможностями для производства совершенно разных продуктов питания, и на этом тоже нужно делать акцент, – уверена Вера Подгузова. – Суздальская медовуха, оренбургский пуховый платок, тульские пряники и самовары, якутские бриллианты, крымские вина, нижегородская хохлома, уральские самоцветы – все это совершенно разные номенклатуры товаров, о которых знают и за рубежом.

Региональные бренды способствуют продвижению именно субъекта РФ, считает эксперт. А это – развитие его экономики и туристического потенциала, привлечение средств.

– Казалось бы, бренд и маркетинг – эфемерная история. Ничего подобного. Весь мир живет по этим правилам. Мы в «Российском экспортном центре» уже несколько лет работаем над продвижением зонтичного бренда «Сделано в России», – продолжает эксперт. – Эта программа основана на системе добровольной сертификации, в рамках которой мы проверяем лучших экспортеров и производителей. На их основе строим зонтичный бренд и продвигаем их в первую очередь: в разрезе отраслей, продукции, целевых рынков.

Программа «Сделано в России» основана на качестве и надежности. Сертификацию начали проводить с сентября 2017 года, на данный момент сертификаты выданы более чем 170 производителям, а это более 600 наименований продукции, товарных номенклатур. Качественно созданный бренд, товар или фирма владеет миром, потому что владеет потребителем.

– Программа «Сделано в России» направлена на Восток, страны Азии и СНГ. И сегодня мы активно выходим в Китай. Страна специфическая и существует много нюансов. Недавно мы вернулись с выставки в Шанхае, где был представлен, например, большой стенд нашего АПК с разнообразной кондитерской продукцией. На мой взгляд, мероприятие прошло успешно, было заключено много потенциальных контрактов, соглашений, велись переговоры. Российская продукция пользуется уважением на азиатском рынке с точки зрения качества, экологии, надежности, – отмечает Вера Подгузова.

НЕ ЛЫКОМ ШИТЫ

Пример успешного регионального бренда представил собравшимся постоянный представитель главы Удмуртской республики при Президенте РФ – заместитель председателя правительства Удмуртской республики Михаил Хомич.

– Зачем делать региональный бренд? Особо экспорту это, на мой взгляд, не помогает, – рассуждает чиновник. – Мы разработали бренд «Сделано в Удмуртии», чтобы объединить предпринимателей региона, чтобы они почувствовали силу, поддержку, занялись внутрироссийским экспортом, а не конкурировали внутри республики. За полтора года более 100 компаний нанесли этот знак на свою продукцию, охвачено 90% всех видов товаров, под этим знаком проводятся различные мероприятия, его используют бизнесы всех уровней и супермаркеты.

В республике приняли инициативу позитивно, ведь успех предпринимателей сегодня – пенсии и благосостояние жителей завтра. Рост экспорта составил 80% за год, мы фактически удвоились. Я вижу, что есть предпринимательский подъем, какая–то вера.

Добавим, что в настоящее время и в нашем регионе Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Прикамья реализуется проект «Покупай пермское», оператором которого выступает Пермская торгово–промышленная палата. Основная цель проекта – повысить лояльность населения к товарам и услугам, производимым в Прикамье, и поддержать местных бизнесменов, в первую очередь, с точки зрения маркетинга.

Кроме того, Пермская ТПП регулярно проводит выездные мероприятия, во время которых предприниматели не только находят общие интересы, но и объединяются, чтобы быть более успешными.     

Елена Бардукова


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов