Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Истинно народные


Истинно народные

В Кунгуре прошел Слет социальных предпринимателей, ставший частью деловой программы «Небесной ярмарки–2017».

Он был организован фондом региональных социальных программ «Наше будущее» в рамках празднования Международного дня социального бизнеса–2017 и стал коммуникативной площадкой для обмена опытом, генерации идей и выработки новых решений в сфере социального бизнеса.

ГОРОД МАСТЕРОВ

Выставка произведений народных промыслов раскинулась на площади сквера в непосредственной близости от администраций района и города Кунгура. Чего здесь только не было! Изделия из камня, бересты, стекла, бисера, дерева, ниток, папье–маше, глины, тканей и многое другое. Звенели под легким ветерком бусы, радовали яркими красками куклы, платья, шляпки, ободки… В общей сложности свои изделия представили около двухсот мастеровых – индивидуальных предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса.

Кунгур в истории российского предпринимательства занимает особое место. Это город мастеров, купцов, ремесленников. Именно Кунгур стал центром чайного промысла, здесь активно развивалось кожевенное производство, а количество обувных фабрик в лучшие годы доходило до 99!

В рамках «Небесной ярмарки», проходившей в этом году в шестнадцатый раз, организуется и выставка–продажа товаров народных промыслов «Город мастеров». Керамика, резьба по дереву и камню, изделия из кожи и меха – все это можно было посмотреть, потрогать, приобрести для себя. Ремесленники не просто представляли товар лицом – они стали участниками Слета социальных предпринимателей, впервые проводившегося в Пермском крае.

Социальное предпринимательство в России только–только начинает активно развиваться. Но социальные предприниматели – это мастера, работающие на самоокупаемости на стыке благотворительности и бизнеса. И далеко не всегда они могут продавать свои во многом уникальные изделия. Поэтому и нужен был Слет социальных предпринимателей – чтобы научить и научиться сделать свой бизнес не только нужным, но еще и доходным.

Кстати, в этом году уже в пятый раз в России отметили Международный день социального бизнеса (МДСБ). В рамках этого дня ежегодно организуются деловые мероприятия, встречи, «круглые столы», конференции, посвященные развитию и продвижению социального предпринимательства в стране. И Слет социальных предпринимателей в Кунгуре также проходил в рамках Международного дня социального бизнеса.

Главной задачей слета было привлечение внимания потенциальных партнеров и инвесторов к пермским социально–предпринимательским проектам, распространение опыта успешных предприятий, популяризация идеи социального бизнеса.

Наталья Крижановская представила гостям выставки–ярмарки удивительных кукол из папье–маше. Герои известных мультфильмов стали елочными игрушками. А еще Наталья делает игрушки по образцам елочных украшений девятнадцатого века.

– Эти игрушки прослужат много лет и станут семейными реликвиями, бережно сохраняемыми из поколения в поколение, – улыбается Наталья.

Впрочем, на прилавке девушки – не только игрушки, здесь еще и украшения из полимерной глины, и шитье. А вот папье–маше – «последняя любовь», которая, по словам Натальи, стала постоянной.

ТРУБА ЗОВЕТ

Предприниматели на время оставляют свои прилавки на помощников и собираются в актовом зале администрации Кунгурского района. Здесь начинается слет социальных предпринимателей. Мастеров приветствовали представители власти, руководители города и района, депутаты.

Слово предоставили исполнительному директору фонда «Наше будущее», организатору слета Юлии Жигулиной. Юлия рассказала о десятилетней практике фонда, о проектах и программах, направленных на поддержку и развитие социального предпринимательства в стране, программах поддержки социальных предпринимателей, о том, как и зачем можно обратиться в фонд и какую получить помощь.

– Социальное предпринимательство – это возможность изменить качество жизни, – убеждена Юлия Жигулина. – И доказательство тому каждый день предоставляет сама жизнь.

С Юлией согласна Мария Султанова, руководитель проекта «Школа социального предпринимательства» (акселерационная программа), Пермский край. Мария Султанова убеждена, что развитие социального предпринимательства способствует развитию территорий, а значит, улучшению качества жизни людей. Буквально в эти же дни в Чусовом подвели первые итоги конкурса социальных предпринимательских проектов «Начни свое дело!».

– Интерес к теме социального предпринимательства высок, – отмечает Мария Султанова. – В рамках «Школы социального предпринимательства» в Пермском крае проводятся стратегические сессии для предпринимателей, на которых мы говорим о том, какие социальные бизнесы нужны территории, обсуждаем с предпринимателями вопросы эффективного развития их проектов, в том числе с точки зрения финансовой устойчивости, тиражируемости. И сейчас мы можем наблюдать за рождением новых социальных предпринимательских проектов.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОКУПКА!

Общий интерес у предпринимателей вызвало выступление Лены Карен, которая рассказала о проекте НК «ЛУКОЙЛ» «Больше, чем покупка!». Этот проект создает «точку входа» социального бизнеса в торговые сети. В частности – на АЗС «ЛУКОЙЛ». Социальным предприятиям–участникам программы предоставляются особые условия сбыта своей продукции в мини–маркетах при АЗС «ЛУКОЙЛ» и на других торговых площадках.

Таким образом, проект делает товары социальных предпринимателей доступными для массового потребителя, предоставляя всем желающим возможность оказать поддержку тем, кто в ней нуждается, и одновременно приобрести нужные и красивые товары для дома, натуральные продукты, косметику и многое другое.

Надо учитывать, что практически вся продукция социальных предпринимателей производится вручную и выпускается ограниченным тиражом. И при этом товар, выпускаемый ими, способствует решению конкретной проблемы общества.

– «Больше, чем покупка!» – это инновационный механизм поддержки социального бизнеса, реализуемый по инициативе фонда региональных социальных программ «Наше будущее», – уточнила Лена Карен.

История проекта начинается в 2012 году, с открытия одной точки продажи продукции социальных предпринимателей на заправке. Сегодня таких «точек» уже 157, их количество постоянно растет, и в Пермском крае таковых – 35.

АПЛОДИСМЕНТЫ!

Без шуток – предприниматели аплодировали Гузель Санжаповой, которая рассказала о своем деле. И оно – очень даже социальное.

Гузель Санжапова окончила факультет мировой политики МГУ. А занимается теперь производством и сбытом продукции из меда.

Отец Гузель получил в наследство пасеку в деревне Малый Турыш, в 200 километрах от Екатеринбурга. Он активно занялся этой пасекой. А Гузель взяла на себя проблему сбыта меда. Тут Гузель, не любящая мед, проявила смекалку и нашла–таки возможности изготавливать медовое лакомство, удовлетворяющее многим вкусам. Сейчас здесь делают крем–мед с различными ягодными добавками. Производством нового и востребованного продукта занялись местные жители, в основном пенсионерки. Они и за ягодами ходили, и у станков стояли. Вернее, сидели. И пасека остановила процесс вымирания деревни. Сейчас там постоянно работают шесть человек, а летом количество сотрудников возрастает до 40.

Деньги на развитие пасеки Гузель удалось собрать с помощью трех успешных краудфандинговых кампаний – суммарно они принесли 2,5 миллиона рублей, при этом каждый раз заявленная изначально сумма была превышена. Пасека растет, и производство расширяется. В планах Гузель не только развивать и укреплять свой бизнес, но и продолжать улучшать жизнь деревни и ее жителей. И первое, что сделали собственники бизнеса с прибыли, – построили детскую площадку в деревне. Есть где играть детям – значит, есть и будущее у деревни.

– Для меня социальное предпринимательство – это когда твой бизнес, в первую очередь, направлен на то, чтобы решать какую–то социальную проблему. Он с этого начинается, – говорит Гузель. – Мой проект изначально был направлен не на то, чтобы сделать что–то новое в мире меда и это продать, а чтобы дать людям работу и потом уже подумать, как это превратить в полноценный рабочий механизм. Была задача сделать что–то, что принесет колоссальное моральное удовлетворение, но при этом окупится и даст доход.

Успешная работа продолжается. А у Гузель уже новые мечты: дать возможность людям в деревне пить нормальную воду. В деревне один очень старый колодец, нужно принципиально другое водоснабжение. Гузель планирует провести еще один краудфандинг–проект, чтобы собрать средства и на решение этого вопроса. А еще – в будущем году бабушки Гузель – многим, кстати, далеко за 80, отправятся на отдых в Сочи.

– В Европе нет старух, есть женщины в возрасте, – смеется Гузель. – И мои бабушки тоже в возрасте, но активны и жизнелюбивы.

Матвей Настин

КОММЕНТАРИЙ

Лена КАРИН, руководитель проекта «Больше, чем покупка!»:

– Проект «Больше, чем покупка!» дает возможность социальным предпринимателям создавать уникальные предложения, которых сегодня нам не хватает. Приходится ездить по российским городам и искать новое. К сожалению, сейчас везде одна картина: есть идея – нет оригинальности. А если товар не отличается друг от друга, то его нельзя сходу продать. Сейчас есть много изготовителей пряников по старинным технологиям, и занимаются этим достойные люди. Но товар практически не отличим у разных поставщиков. Поэтому сейчас мы создаем «Партнерский дом» и станем помогать социальным предпринимателям создать новый ассортимент. На данный момент идет изучение спроса, разработка базы клиента, дизайн–группа, чтобы сделать тот же пряник уникальным. То же происходит сейчас и с производством изделий из дерева: предприниматель приобретает станок, находит выкройки в интернете – и изделия из разных городов от разных мастеров сделаны по одному шаблону. Нам, к примеру, прислали множество деревянных елок. Но в них не было «изюминки». Мы разрисовали эти елки, сделали разные варианты, послали корпоративным клиентам. Сейчас различные варианты елок рассматриваются в качестве новогодних подарков. Но для этого не надо заводить огромное производство. Сейчас мы хотим решить задачу – не заставить малое предприятие стать большим, а большой проект разделить на множество регионов и помогать с определением ассортимента. Важно сейчас не то, какой красивый товар создается, а то, какие социальные задачи таким образом решаются. Составляющая социальности – превыше всего. В остальном мы поможем.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений