Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Пермский «Оскар»


Пермский «Оскар»

Пермский край определился со своеобразным культурным «Оскаром» местного значения – стали известны имена лауреатов премии за достижения в области культуры и искусства.

В отличие от прошлых лет в этом году имена лауреатов вполне очевидны, а их заслуги перед искусством Пермского края на слуху и без очередной местной премии.

Торжественная церемония вручения краевых наград в сфере культуры состоится в пятницу, 4 декабря, в 13:00 в Органном концертном зале (ул.Ленина, 51-б).

«ТАЙНЫ ГОРЫ КРЕСТОВОЙ»

Пожалуй, самую ожидаемую награду получила, наконец, Любовь Зайцева – за ее международный театральный ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой», который ежегодно проходит в Губахе. Создать в депрессивном районе огромное действо, которое с 2012 года привлекает сотни и тысячи туристов, – это действительно огромная заслуга для культуры Пермского края. Участниками фестиваля уже становились театральные коллективы со всего мира. Но, пожалуй, самое зрелищное и эффектное мероприятие, полюбившееся пермякам, – проект «Балет на закате».

ХРОНИКА ДВИЖЕНИЯ

Еще одну награду получит авторский коллектив Музея современного искусства: Михаил Павлюкевич, Ольга Субботина, Екатерина Марчик. Их выставочный проект «Хроника движения» немного «не в струю» официальных наград – ведь, несмотря на то, что это искусство, рассказывает проект прежде всего об обществе и его актуальных проблемах. При этом не просто общества – общества Перми: «Хроника движения» о современном искусстве города и его некотором «уходе в подполье» после смены парадигмы власти. Показанная в начале года, «Хроника движения» доказала, что после переезда в новое здание и ухода Марата Гельмана, PERMM не умер, а продолжает создавать вполне достойные проекты.

У PERMM есть и еще одна важная награда – авторский коллектив Музея современного искусства: Анастасия Серебренникова, Анастасия Шипицина, Аглая–Елена Полей – за методическое издание «Мама, прости. Я стану художником». Это чудесный, почти пять лет разрабатывавшийся проект о том, как работать с детьми в музейном пространстве, учить их любить и понимать культуры и видеть прекрасное.

ПЕРМЬ ЛИТЕРАТУРНАЯ

Альманах «Литературная Пермь» и ее редакционный коллектив: Владимир Якушев, Анатолий Гребнев, Андрей Зеленин, Владимир Гладышев получают награды от правительства за свою работу довольно часто. Тем не менее собрать и выпустить в нынешних экономических условиях качественный и интересный литературный альманах, отражающий так или иначе творческий потенциал Перми, – задача не такая уж простая. И если раньше материал для литературных альманахов можно было собрать на многочисленных конкурсах и проектах, которыми изобиловала Пермь, то сегодня почти все пермские «фестивали слова», бывшие поставщиками качественного литературного материала, канули в Лету или «переселились» на электронные площадки, что резко сказалось на качестве представленной там литературы.

Тем не менее вышедший альманах стал окном в мир свежеиспеченной пермской литературы не самого плохого качества – роман Нины Бойко «Дом на продажу», короткие рассказы Владимира Киршина.

Роман Нины Бойко «Дом на продажу» интересен авторской интерпретацией тем Родины, любви, семейных ценностей, сохранения отчего дома. В тексте очень удачны диалоги, пейзажные зарисовки, передача внутреннего состояния главных героев: «Как он мог столько лет жить вдали от родины, как смел! Тягучий зной Серженска – и родная земля: свежая, сильная. Он смотрел в окно неотрывно, а в глаза ему смотрела Марыся – небом смотрела, пшеничным полем, дикими маками на пригорках». К сожалению, отсутствие большой значимой идеи сводит роман на уровень талантливого бытописания.

Повесть Николая Пересторонина «Обитель» великолепна в стилистическом плане. Помимо этого, она приводит читателей к мысли о торжестве русской идеи спасения, невозможной без Спасителя, не случайно обитель становится местом преображения героев повести.

Очень хороши короткие рассказы Владимира Киршина, Виталия Богомолова, Андрея Зеленина, Марата Буланова. Сильна в нынешнем альманахе и поэзия – Анатолий Гребнев, Игорь Тюленев, Валентина Телегина, Фёдор Востриков, Александр Кердан, Николай Глумов, Алексей Мальцев.

Еще один «литературный Оскар» достался Семёну Ваксману за его за книгу «Охранник южного входа, или Пермская обитель». Сам Ваксман характеризует свой роман как первое художественное произведение – в нем дело происходит в Перми 1990–х годов. Моторостроители напряженно следят за новостями об автоматической космической станции «Марс»: если полет удастся, то всем выдадут зарплату. Но «Марс» до Марса не долетает, тонет в Марианской впадине, и приходится заводчанам месяцами обходиться без наличных. Они не унывают: копают картошку на огородах, собирают клюкву в окрестностях станции Курашим. При этом от работы не отлынивают, хотя и сидят без денег: Иван Степаныч сторожит свой южный вход так, что «мышь не проскочит».

Ваксман характеризует эту книгу как свой первый роман, первое художественное произведение. Но, как видим, хоть писатель и попытался отойти от излюбленной литературы nоn fiction, все же без исторической и бытовой правды о любимом городе здесь не обошлось, как исторические и литературоведческие эссе Ваксмана никогда не обходятся без изрядной примеси авторской фантазии.

ТЕАТРАЛЬНОЕ НЕОТЛОЖНОЕ

Целый сомн наград собрали нынче пермские театры. В первую очередь стоит, пожалуй, отметить авторский коллектив Пермского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ – Елену Старостину и Бориса Гилёва – за творческий проект «Театральная неотложка»; авторский коллектив Коми–Пермяцкого драматического театра им. Горького: Анна Волошина, Степан ­Пектеев, Роман Цепелев, Любовь Мелехина получили награду за спектакль «Холодное лето». Постановочная группа Пермского театра юного зрителя: Михаил Скоморохов, Ярослава Пулинович, Ирэна Ярутис, Ольга Тихомирова, Елена Бычкова – за спектакль «Господа Головлёвы».

Отдельно в «театральной части» стоит поговорить о работе Виталия Полонского. Его спектакли для Перми стали настоящими «культурными взрывами» – «Носферату» Курляндского, «Дон Жуан» Моцарта, «Тоска», «Богема», «Сестра Анжелика» Пуччини, «Сельская честь» Масканьи, «Кармен» Бизе, «Пассажирка», «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского. Во многом именно Виталий Полонский определил сегодняшний «культурный облик края» за пределами Перми.

Анна Петрова

На снимке: Семен Ваксман

Фото: Константин Долгановский


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона