Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Пермяки отличились на «Арабеске»


Пермяки отличились на «Арабеске»

Уже в 15–й раз в Перми прошел Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой. Любопытно, что полукруглая цифра 15 практически срослась с ним нынче: в «Арабеске–2018» принимали участие 15 стран, а российские конкурсанты представляли 15 городов – от Краснодара до Якутска.

Отсмотрев за время работы конкурса сотни танцевальных номеров, жюри под председательством легенды мирового балета Владимира Васильева приняло решение: Гран–при не присуждать. Но при этом отметило очень высокий средний уровень исполнительского мастерства участников.

БЕЗ СУПЕРЗВЕЗДЫ НА НЕБОСКЛОНЕ

Из 111 человек, стартовавших в основном конкурсе «Арабеска» – конкурсе классической хореографии, в заключительный третий тур вышли 34, в том числе шестеро пермяков. И трое из них стали в итоге лауреатами.

Артист Пермского театра оперы и балета Кирилл Макурин, выступивший в старшей возрастной группе (участники от 18 до 26 лет), получил первую премию, разделив ее, правда, с Никитой Ксенофонтовым из Новосибирска. В младшей группе (моложе 18 лет) первую премию вручили Даниле Хамзину, студенту Пермского хореографического училища. А его брат–близнец Алексей Хамзин стал в этой же группе лауреатом второй премии.

Прекрасную выучку, удачный подбор репертуара, элегантную исполнительскую манеру юных пермяков отметили не только члены жюри, но и балетные критики. Подчеркнув, к примеру, что «даже бравурные вариации братья Хамзины танцуют без неуместного сценического форте и выпячивания трюков». Жаль, что в труппу пермского театра по окончании училища вряд ли возьмут обоих братьев–лауреатов…

У женщин, как и на предыдущем «Арабеске», безоговорочную победу одержали кореянки: среди старших победила Сон Чон Ын, среди младших – Ким Ю Чин. Последняя получила также приз им. Галины Улановой «За одухотворенность танца».

Корейская команда была на конкурсе самой многочисленной. Но такой суперзвезды, как Кимин Ким, обладателя Гран–при «Арабеска–2012», на этот раз в ней не было. И вообще безусловного фаворита на конкурсном небосклоне жюри «Арабеска» в этом году не выявило. Высокий уровень многих конкурсантов – да. Но – высокий и примерно одинаковый. Не случайно почти все главные премии пришлось делить между двумя участниками.

В старшей группе лауреатами второй премии у женщин стали Виктория Дедюлькина (Челябинск) и Булган Рэнцэндорж (Монголия), у мужчин — Юрий Выборнов (Москва) и Ан Сон Чон (Корея). Лауреатами третьей, соответственно: Майтэ Нунэс (Бразилия) и Софья Гаврюшина (Уфа); Маркос Яго (Бразилия) и Рустам Исхаков (Уфа).

СОВРЕМЕННЫЙ — НЕ ЗНАЧИТ УНЫЛЫЙ

Конкурс современной хореографии в пятый раз проходил в рамках «Арабеска» как самостоятельное состязание. Причем выступать в нем могли и участники основного конкурса, и артисты, специализирующиеся только в современном танце.

– Мы убедились, что идея выделить современную хореографию в качестве отдельного конкурса оказалась удачной, – резюмировал председатель жюри и бессменный худрук «Арабеска» Владимир Васильев. – Молодые хореографы и исполнители современных номеров получают таким образом дополнительную возможность показать себя. А классические танцовщики могут увидеть своих коллег в современном танце. И хотелось бы, чтобы классика и современность питали друг друга.

К сожалению, большинство постановщиков почему–то придерживаются мнения, что если они ставят современный номер, то это непременно должна быть печаль, депрессия, сплошное уныние.

– Иногда кажется, что хореографию всем таким страдальцам ставил один и тот же автор, – справедливо отмечает член жюри прессы конкурса «Арабеск» Лариса Барыкина. – Да и в выборе музыки (хотя нынче он был более широким, чем в прежние годы) некоторые хореографы скорее конъюнктурны, чем искренни. Ну и по–прежнему конкурсанты любят танцевать под эстрадные песни, подменяя развитие хореографической мысли элементарной иллюстрацией текста.

И все–таки запомнившиеся, яркие номера у «современников» были! За постановку миниатюр «Vis–a–vis» и «Мой милый Сердан» первую премию среди балетмейстеров получил ведущий солист и хореограф–постановщик пермского театра «Балет Евгения Панфилова» Алексей Расторгуев. Его же отметило дипломом «Лучшему хореографу» и жюри прессы.

Кроме того, обладатель первой премии в классике Кирилл Макурин взял вторую премию среди исполнителей–«современников», виртуозно и очень эмоционально исполнив «Vis–a–vis» в дуэте с Иваном Порошиным. А лучшим в этой номинации признали москвича Юрия Выборнова – за исполнение номера «Выйду ночью в поле с конем» в постановке Константина Матулевского.

Еще одним знаковым номером современной хореографии стал «Иуда Искариот». Его постановщик Мария Маркунина (Санкт–Петербург) получила вторую премию среди балетмейстеров, а исполнивший «Иуду» петербурженец Андрей Арсеньев – третью среди исполнителей.

Но, пожалуй, самым обсуждаемым, вызвавшим споры в жюри и восторг зрителей на гала­концерте оказался номер «Балетная школа на войне» на музыку Второго концерта Рахманинова. За постановку его и «Умирающего лебедя» японский хореограф Такане удостоился специального приза Владимира Васильева.

В ПЕРМИ БАЛЕТОМ БОЛЕЮТ

Перед началом всех конкурсных просмотров великий Васильев неизменно приветствовал зрительный зал. Когда, представляя членов жюри, называли его фамилию, он вставал, оборачивался и с необыкновенной своей открытой улыбкой каждый раз простирал руки к галерке. Там, понятное дело, сидели «балетные» – учащиеся хореографического. Где еще, как не на таких конкурсах, имеем возможность смотреть, впитывать, учиться? Ведь именно на «Арабеске» в разные годы зажглись многие звезды нынешней балетной сцены.

Полон на любом из просмотров был и амфитеатр, и партер – пермские балетоманы верны себе и своему любимому искусству. Тридцать лет минуло со времен первого «Арабеска», а интерес к конкурсу ничуть не угас. Поддерживают, аплодируют не щадя ладоней, болеют – и не только за своих. Как переживали многие, когда получил травму Серик Накыспеков из Казахстана и был вынужден из–за этого довольствоваться лишь дипломом.

И как радовались, когда на закрытии конкурса ему вручили приз Георгия Зорича «За чистоту техники и артистичность исполнения».

Бесконечные Филиппы, Рабы, Вайю, Одиллии, Жизели – кому–то это может показаться скучным. Но только не истинным любителям балета. «Вам какой Филипп больше понравился? – слышалось в перерывах. – Мне пятый. – А мне второй. А Жизель – первая!»

И как здорово, что, говоря уже о половине своей профессиональной жизни, связанной с нашим «Арабеском» – 30 лет из 60! – Владимир Васильев добавляет:

– Это не просто профессиональные отношения, это роман. И надеюсь – с бесконечным продолжением!           

Вера Шуваева


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона