Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Не лаптем щи хлебать


Не лаптем щи хлебать

В Нытве прошла презентация музейного проекта «Дом ложки»

Вообще–то это единый музейный комплекс – Нытвенский краеведческий музей и Музей ложки. Вот только расположены они в разных частях города: краеведческий музей – в историческом начале города, а Музей ложки – в его постройках восьмидесятых лет прошлого века. Тоже история уже, между прочим. Но незнакомому с Нытвой человеку найти этот музей будет трудновато – никаких указателей нет. Разве что – язык и до музея доведет.

МОДЕРНИЗАЦИЯ МУЗЕЯ

Но обо всем по порядку. Этот год для Музея ложки был и сложным, и простым одновременно. Сотрудники музея – люди активные и неравнодушные – решили даже не шагнуть, а прыгнуть вперед и стать еще более интерактивным учреждением культуры. А потому приняли участие в конкурсе Министерства культуры Пермского края по модернизации музейного дела в 2017 году и выиграли в номинации «Музей и развитие территории».

Выигрыш – это полдела. Проект еще надо было воплотить в жизнь. Снова рискнули и затеяли грандиозный ремонт – перестройку, что называется – от вешалки.

– Несолидно как–то было продавать билеты за столь мало оборудованным для этой цели столиком, – пояснила Лариса Губина, директор Нытвенского историко-краеведческого музея.

Модернизация коснулась не только места кассира. Теперь выдача билетов производится на современно обустроенной рецепции. Но и сами билеты претерпели изменения и теперь оформлены в современном цветном стиле и несут дополнительную информацию о музее. Так что побывавший здесь однажды всегда может вспомнить, как и когда лучше приехать снова.

– Проект – это продолжение нашей уже многолетней работы, – говорит Лариса Губина. – Собственно музей ложки был создан еще в 2003 году. В 2010 году мы получили грант, на его средства Музей ложки преобразился, стал привлекательным. Затем мы переехали в новое здание, и первый открытый в нем зал стал творческой гостиной. От этой идеи – гостиной – родилось ее развитие, ведь гостиная не может быть сама по себе, она находится в доме. Сегодня уже открыты для посещения залы «История сервировки стола», так сказать «кухня», «История ложки, ложка с историей» – кабинет, «История производства ложки», «Красная ложка, традиции и инновации», «Весь мир в ложке»...

Победа в грантовом конкурсе позволила обустроить входное пространство музея, установить оборудование для электронного кассира и обновить интерфейс музейного сайта. Работы по реализации проекта велись все лето. Теперь – время за воплощением новых, а их тоже немало.

Все эти идеи поддерживаются и нытвенскими властями, и нытвенскими предпринимателями. Музей ложки стал узнаваемым брендом и делает Нытву привлекательней для туризма. Осталось привлекательность превратить в горячее желание и российских, и зарубежных туристов посетить Нытву в ближайшее время.

ПОГОВОРИМ О БУДУЩЕМ

О привлекательности бренда, привлекательности Нытвы и возможности объединить усилия и говорили на «круглом столе», который состоялся в рамках презентации проекта «Дома ложки». И делать это надо даже не вчера, а позавчера, а Музей ложки должен стать стимулом к развитию города в туристическом направлении. Пока что Нытва опирается фактически только на одну ногу – металлургический завод. Но уже сейчас на нем вместо шести тысяч рабочих трудится только тысяча с небольшим.

А ведь именно этот завод можно считать прародителем музея – здесь выпускают столовые приборы, в том числе и ложки.

Но пока тесной связи музея и завода нет. Только опосредованное. Так, в музее есть стенды с продукцией предприятия, а в сувенирной лавке эту продукцию в ее осовремененном виде можно приобрести. Например, с надписями и рисунками «мужу», «внуку», «любимой дочке» и так далее.

А вот о сдвоенной экскурсии – в Музей ложки и на ее производство – говорить пока не приходится. Слишком сложно попасть на предприятие группе туристов. «Посмотреть» циклы изготовления ложки можно в музее – правда, в статичном экспозиционном виде. И все равно это интересно – увидеть в этапах изготовление, например, знаменитой ложки с хохломской росписью.

Но нытвенцы не теряют надежды сделать бренд ложки еще более знаменитым и привлекательным. Самое главное – сделать город привлекательным в целом. При этом власти Нытвы признают, что инфраструктура города развита недостаточно и может не выдержать большого наплыва туристов. В частности, в Нытве нет гостиниц. А значит, посетить город можно только проездом либо в экскурсионном туре по разным городам. В этом направлении все обстоит очень оптимистично – пермские турфирмы включают Музей ложки в свои экскурсионные программы, и количество посетителей сегодня примерно на уровне 15 тысячи в год.

Для Нытвенского района – уже неплохо. Хотя показатели эти несколько ниже Кунгура или Соликамска. Эти города крупнее, достопримечательностей больше, а стало быть – и возможностей для развития туризма больше.

– Мы готовы развивать наш город как территорию познавательного туризма, разработать программы экскурсий для образовательных организаций, назначение которых – показать культуру и традиции места через его связь с историей родного края. И можем показать себя на достойном уровне. У нас есть историко–краеведческий музей с обширными и даже уникальными экспозициями, – поясняет Лариса Губина. – Есть диорама, одна из трех диорам в Пермском крае, есть серьезная коллекция по истории города… А еще есть Нытвенский пруд, построенный еще в 1756 году, который вплоть до XXI века был самым крупным заводским прудом в Европе. Сегодня мы на втором месте, чуть больше нашего – Ижевский пруд.

А власти и активисты готовы помогать. По словам Марины Косожихиной, заместителя главы администрации Нытвенского муниципального района по социальным вопросам, в Нытве достаточно инициативных людей, которые стремятся развивать инфраструктуру для туристической привлекательности города. Первый шаг уже сделан – один из местных предпринимателей приобрел здание бывшего профилактория, сейчас идет реконструкция здания, позднее здесь планируется открыть гостиницу.

– Музей ложки уже является брендом города, – говорит глава администрации Нытвы Константин Паркачев. – Мы активно поддерживаем эту тему как в хозяйственной деятельности, в предоставлении помещений, так и в развитии инфраструктуры. Например, специально отремонтировали дорогу для туристического маршрута.

Константин Паркачев также поделился рассказом о том, как в 2016 году команда из Нытвы прошла курс обучения в Сколково по программе развития моногородов.

– Бренд Музея ложки нами активно там использовался, презентовался и был позитивно принят. Нам было предложено развивать туристические маршруты. Мы считаем, что это перспективное направление, нам необходимо сюда завлечь людей. Нытвенский Музей ложки – не единственный в мире, но точно единственный в России, – сказал Константин Паркачев. – Умелое управление проектом в сотрудничестве с районными органами власти, неравнодушными жителями самого города и при разумных вложениях из краевого и федерального бюджетов вполне может превратить его из региональной инициативы в достопримечательность всероссийского уровня.

Участники «круглого стола» пожелали и музейщикам, и властям удачи и посоветовали обязательно поставить арт–объект – ложку на отвороте на Нытву на федеральной трассе. Наверняка многие транзитные путешественники захотят свернуть, чтобы посмотреть экспозиции единственного в России музея.

И МЫ СВЕРНУЛИ

Музей потрясает и завораживает. Повсюду ложки. От блеска позолоты, сверкания серебра и свечения алюминия слегка рябит в глазах. Тут надо вслушиваться в слова экскурсовода и оценить тягу к авангарду Наполеона III – владельца редкой алюминиевой ложки; стремление к победе владельцев ложек времен Великой Отечественной войны, некую сиротливость и в то же время наступательность ложек ГУЛАГа…

Общий интерес вызвала уникальная коллекция ложек из самолетов разных авиакомпаний мира. У ложки весов, оценивающей вес в ложках каши, даже столпилась очередь.

Но самое главное музейные работники приберегли напоследок. Все мы прошли урок декупажа или раскрашивания деревянных ложек. Честно скажу, занятие захватывающее. И вызывающее огромное желание приехать сюда с детьми или внуками, чтобы и они могли сделать для себя свою – а оттого особенно уникальную ложку.

Остается добавить, что ложка «Dелового INтереса» пополнила особую коллекцию ложек – памятных, сделанных руками великих мира сего. А кто подарил свою ложку музею – об этом можно узнать, посетив Музей ложки.

Игорь Тимофеев


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов