Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Мечта о другой реальности


Мечта о другой реальности

Однажды, когда писатель и сказочник Сергей Козлов был еще жив, пермский актер и режиссер Дмитрий Заболотских отправился к нему в гости, дабы испросить разрешение на цикл радиопередач по его произведениям. Хозяин встретил гостя на пороге дачи растрепанный, в халате, на котором висели лохмотья, как у ежика, и отнюдь не приветливо спросил:

– Чего тебе надо?

– Я делаю радиопередачи, хочу сделать по вашим сказкам, – залепетал пермяк.

– Тогда ответь мне всего на один вопрос: мои сказки – они о чем? – загадал загадку Козлов.

– О жизни и смерти! – выпалил Дмит­рий.

– Ты первый сказал, о чем мои сказки, – удивленно поднял бровь сказочник. – Они написаны для взрослых, но если их прочтут дети, тоже свое возьмут.

Эту историю рассказал режиссер–постановщик спектакля и художественный руководитель театра Михаил Скоморохов. Вместе с Ильей Губиным, помощником по постановочной и литературной частям (после возвращения в родные пенаты из Театра–Театра, где прослужил совсем недолго, Губин возглавил в ТЮЗе сразу два отдела), они написали пьесу. Писали долго и мучительно, целых полгода, тщательно выбирая из ста крошечных (страничка–полторы) сказок Козлова тринадцать самых–самых. Они должны были, как пазлы, соединиться в один спектакль, а разные темы объединиться в одно действо.

По словам Ильи Губина, «после легендарного мультфильма Юрия Норштейна «Ежик в тумане», который вышел в 1975 году, сказки Козлова стали пользоваться большой популярностью. Разные мультипликаторы брались за этот материал. Но мы решили брать как известные по мультикам истории («Облака – белогривые лошадки»), так и совсем неизвестные».

Губину вторит соавтор Михаил Скоморохов:

– Художник–постановщик Ирэна Ярутис сразу поставила нам задачу: соревноваться с гениальным фильмом Норштейна не будем ни в коем случае. А он экранизировал самую первую сказку Козлова. Там почти нет слов у главных героев, только авторский текст, который читает Алексей Баталов. Нам же нужно было сделать текст для сцены, а это диалоги. Тем не менее инсценировка получилась абсолютно аутентичной, в ней все тексты авторские, ни одного слова «отсебятины». Мы пытались постичь этого великого автора.

Идущий почти два часа спектакль постоянно меняет масштаб пространства: действие происходит то в макромире под листьями и цветами (взгляд снизу маленького Ежика), то возносится над землей – практически улетает в космос. Это стало возможным благодаря приемам видео (видеоарт Натальи Наумовой) и декорациям. А режиссер подхватил идею и воплотил ее в мизансценах (когда большой Медвежонок пробивается к маленькому Ежику). Все условно, конечно, но замечательно ложится на общий смысл. Причем сценография сделана скромно, без помпезности. В том лесу, где живут Ежик и Медвежонок, возможно выловить из реки Солнце и Луну, увидеть зеленого льва и даже полететь… 

– Фактура и костюмы лично у меня рождались из декораций. Лес – на самом деле не лес, листья – на самом деле не листья, а звери – на самом деле не совсем звери, а почти люди и в то же время немножко инопланетяне. Они живут по своим,
очень добрым законам, хотя выглядят немножко странно и чудно. Я сочинила условные костюмы, при этом у актеров очень живые, негримированные лица, – рассказывает Ирэна Ярутис.

За время работы над «Ежиком» в ТЮЗе «родился» собственный композитор – Ольга Тихомирова. В «Сказке про Ежика в тумане» она изначально готова была сочинять, но где взять тексты? Тогда Илья Губин сказал, что найдет их… у самого Козлова. И нашел! Некоторые из них звучат в спектакле в виде песен, а другие – актеры просто читают, создавая особый образный ряд.

– Была задача создать атмосферу уютного мира. Все звери не семейные, ни у кого из них нет пары. Они одиночки. Но вместе они составляют семью, пропитанную необыкновенной любовью друг к другу, абсолютно бесхитростностью, верой, доверием, принятием друг друга. Задача была насытить этот семейный мир таким же простым, бесхитростным музыкальным языком. Эта музыка где–то наивная, детская, где–то чуть больше философская. И Михаил Юрьевич очень просил, чтобы это все устремлялось к небу. Макромир, существующий под травой и листьями, в какой–то момент должен улететь к небу и звездам, – объясняет Ольга Тихомирова.

Неудивительно поэтому, что в спектакль органично вписался небольшой живой оркестрик: скрипка, виолончель, флейта, гитара, перкуссия.

Еще один персонаж «могучей», по выражению Скоморохова, постановочной группы – хореограф Татьяна Безменова, которая работала над пластикой в двух спектаклях по Гоголю: «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Мертвых душах». Не все складывалось сразу легко и гладко в творческом процессе двух режиссеров – Скоморохова и Безменовой (она, на минуточку, сама режиссер Новосибирского музыкального театра). Иногда коллеги схватывались не на шутку. Он предлагал одни обстоятельства, она – другие. А иногда, по честному признанию Михаила Юрьевича, Татьяна открывала в мизансцене больше, чем видел он сам. Но главное – они одинаково проникли и прониклись идеей автора.

– У меня была задача не испортить все. На самом деле, так редко удается ставить детские спектакли. В основном меня приглашают на более серьезные работы. Но эта работа оказалась самой серьезной. Мне всегда больно и странно, когда в театрах страны под названием ТЮЗ сюсюкают, разговаривают неестественными голосами, кривляются, устраивают дикие пляски, чтобы якобы понравиться детям. А здесь я работаю так, чтобы это мне самой понравилось как ребенку. Потому что дети гораздо умнее и тоньше взрослых. У них нет заштампованного сознания, нет препон и рамок, когда говорят, солнце не может быть фиолетовым, ежик не может быть оранжевым. Дети способны по одной музыкальной фразе понять, какой герой сейчас выйдет на сцену. У них открытая душа. Благодарна всем театральным богам, что отказалась от ряда амбициозных проектов ради пермского «Ежика в тумане», – делится Татьяна Безменова.

Была в спектакле и интрига, которую скрывали до последнего. Художник–постановщик Ирэн Ярутис мечтала, чтобы Ежика сыграл сам Скоморохов. Потом была задумана сцена, где режиссер должен озвучить одного из героев. Но, к сожалению, в процессе репетиции все это исчезло из постановочного рисунка.

В аннотации к спектаклю на сайте театра есть любопытная ремарка: «Убедительно просим, обратите внимание на рекомендуемый возраст!» Дело в том, что хотя жанр постановки и значится как «сказка», в ней, по словам режиссера, «много грустных моментов, которые самые маленькие могут не понять». Поэтому и стоит возрастной ценз 9+.

– Эта история в меньшей степени для детей. Она для детей и их родителей, – объясняет Михаил Скоморохов. – Главная его тема – жизнь в согласии друг с другом, жизнь в мире, жизнь порою неспешная, но от того еще более увлекательная. «Сказка про Ежика в тумане» – мечта о том, чего в этом мире так не хватает, мечта о другой реальности, которая может стать явью, если мы этого захотим.

Никакая это не мировая премьера – я всегда боюсь этих громких названий! Но мы попытались вместе с автором переосмыслить нашу жизнь. И все эти размышления ложатся на все то, чем я в последнее время живу. А я живу тем, что семья сохранит нас и жизнь, семья спасет. Потому что если есть доверие, отношение, уважение и любовь, – все будет. Но говоря про все это, в обычной жизни я использую зачастую совсем не эту лексику. Так что этот спектакль – мое покаяние. И работа над сказкой для меня оказалась не менее значимой, чем, не побоюсь сказать, такие знаковые спектакли, как «Чонкин» и «Охота жить».    

Маргарита Неугодова

Фото: permtuz.ru

           

 


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов