Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Авангард современного театра


Авангард современного театра

Раз в два года в октябре Пермь на неделю открывает портал в Ирландию. Традиционно в эти дни театр «У Моста» проводит фестиваль Мартина МакДонаха. В Перми этого драматурга знают не только как автора «Залечь на дно в Брюгге», «Семи психопатов» и «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» – для многих жителей краевой столицы он стал символом Ирландии с калекой с Инишмана или красавицей из Линэна.

Проведение российского фестиваля МакДонаха в Перми закономерно – «первооткрывателем» его пьес для российского зрителя стал художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов. Ему, кстати, принадлежит и идея проведения фестиваля. Третий фестиваль МакДонаха пройдет с 1 по 7 октября 2018 года. IN приоткроет занавес до начала мероприятия и расскажет о постановках, которые нас ждут.

АРТ—УБЕЖИЩЕ BUNKER

Bunker – театр из Алматы, который расположился в… настоящем бомбоубежище. Они создали своеобразный микс театра и перфоманса. Здесь не только показывают спектакли, но и проводят акустические и поэтические вечера и берутся за любые творческие начинания. По своей жутковато–мистической стилистике Bunker чем–то схож с пермским театром «У Моста», но если «умостовцы» рассказывают свои «страшные сказки», обращаясь к историческим реалиям, то казахский театр обращается скорее к постапокалиптической стилистике.

В Пермь Bunker привозит спектакль «Королева красоты», срежиссированный Азаматом Абдильдиновым. У казахской пьесы получилось совершенно особое прочтение – в ней акцент сделан на национальной составляющей, которая в итоге отодвигает на «второй план» даже двигающий пьесу бытовый конфликт.

– Мы увидели в пьесе «Королева красоты» очень важные для сегодняшнего Казахстана проблемы, проблемы языка, национальной идентичности, миграции. Ведь, как и Ирландия, наша страна долгое время была частью большой империи. Теперь, когда мы обрели независимость, нас мучают те же «комплексы», что и ирландцев – потому эта пьеса очень актуальна для нашего общества, – говорит Азамат Абдильдинов.

История, описанная МакДонахом в «Королеве красоты», не имеет серьезной привязки ни к местности, ни к ментальности. Она о жизни двух женщин, матери и дочери, Мэг и Морин Фолан. Они друг для друга невыносимы, они живут в постоянном раздражении, а все родственные чувства им давно заменило презрение. По соседству живет семейство Дули – братья Рэй и Пато становятся катализатором, который приводит конфликт в семье Фолан к жуткой, но логичной развязке.

– Яркой характеристикой пьес МакДонаха являются отличные характерные персонажи. Но пьеса МакДонаха «бытовая» только на первый взгляд. Его драматургия через бытовые события, отношения в семье или маленьком сообществе поднимает глобальные, национальные темы, – говорит Азамат Абдильдинов.

В Алматы «Королева красоты» идет уже третий год, и каждый раз собирает полные залы. Режиссер уверен – многие зрители в героях МакДонаха видят себя и своих близких. Тем более что на «внутренние» казахские вопросы с ирландских спектакль «переключает» и звуковое решение – Азамат Абдильдинов оформил повествование о жизни в ирландской деревне казахской этнической музыкой. Под шанкобыз выживающая из ума старая Мэг выглядит степной шаманкой в состоянии полутранса.

Художнице Элен Будниковой удалось создать картинку минималистичного «переходного» мира, когда маленькая страна и ее жители внезапно осознают, что теперь над ними нет руки «большого брата», и выпускают на волю все свои чувства. Чаще всего – чувства самые низменные, жители небольшого поселка оказываются глухи и жестоки друг к другу, они склонны к насилию. Но все–таки они не безнадежны – и сквозь глухоту жестокости, насилия и одиночества, непонимания и неприятия прорастает тонкий стебелек надежды.

SOLTIS LAJOS

Венгерский театр Soltis Lajos привозит в Пермь еще одну постановку МакДонаха с «национальным» прочтением. У спектакля тоже свой колорит, который привносит на сцену «деревенский театр». Soltis Lajos был основан в деревне Ситке в 1980 году. В 2001 году театр переехал в Селльдемок, небольшой городок. Театру дали имя его бывшего художественного руководителя – Лайос Солтис.

– Наш новый дом раньше был зданием старого городского кинотеатра, его акустика и макет очень подходят для альтернативного театра, театра студии. Само помещение диктовало нам прочтение пьес, – рассказывают представители Soltis Lajos. – Однако быть альтернативной театральной группой в сельской местности всегда было настоящей проблемой. У нас небольшой театр с небольшими возможностями, но мы стараемся сделать все возможное, чтобы достичь идеала, используя все наши силы и опыт. Если мы хотим создать что–то, будь то сама постановка, декорации и костюмы для нее, мы работаем над задумкой с кровью, потом и слезами. МакДонах – очень «наш» драматург, он тоже рассказывает о жизни в маленьких общинах, показывает и вскрывает «язвы» общества.

«Сиротливый запад» – пьеса о Валене и Коулмане, двух осиротевших братьях, которые живут как бродяги где–то на краю западного мира. Отец Уэлш, священник, уставший от своего призвания, является единственной душой по соседству, которая пытается успокоить драчливых братьев, прежде чем их отношения станут еще хуже.

В постановке режиссера Nagy PeterIstvan есть что–то завораживающе наивное, почти лубочное, что делает ее вдвойне искренней и настоящей. Во многом такое ощущение создает сценография Julia Sebok, которая незаметно, словно исподволь, создавая свой «Сиротливый запад», обращается к венгерским культурным и этническим традициям, почти незаметно глазу вписывая их в архитектуру сцены.

– Мартин МакДонах рассказывает мрачные юмористические истории в особом жанре современной драматической поэзии, – говорят представители театра. – Его истории отдельных людей – это история человечества в культуре руин. И хотя они часто пугают, они вселяют надежду.

ТЕАТР ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВА

Георгий Константинов, имя которого носит театр из Йошкар–Олы, занимал должность его главного режиссера 30 лет. Для Марий Эл это знаковый театр – именно он проводит Международный фестиваль русских театров «Мост дружбы». В Йошкар–Оле привыкли воспринимать театр Константинова как оплот классических драматических постановок.

Однако здесь не чураются экспериментов – на малой сцене в Йошкар–Оле часто ставят самые современные пьесы, как российские, так и зарубежные. В Пермь марий–элцы привезут спектакль «Инишмаан int» по пьесе «Калека с острова Инишмаан».

Они сами признаются – для классического драматического театра выбор этой современной пьесы оказался непривычным и сложным к постановке: во многом артистам театра пришлось учиться говорить «на другом языке».

– Особый театральный язык заложен в самих пьесах МакДонаха. И, безусловно, средствами классического театра пересказать их было бы трудно. Театр использует при показе пьесы экспериментальное пространство малой сцены, когда расстояние между актерами и зрителями максимально сужено, и экспрессия МакДонаха словно переливается со сценической площадки на публику, – рассказывает режиссер постановки Леонид Чигин.

Однако спектакль прочно вошел в репертуар театра имени Константинова. Поставленный в 2009 году, он до сих пор идет с аншлагами. Почему? По мнению йошкар–олинцев, в пьесах МакДонаха есть возможность реализовать свои творческие замыслы и для режиссера, и для актеров. В 2010 году на VII Международном фестивале русских театров «Мост дружбы» Леонид Чигин получил за эту постановку диплом за лучшую режиссерскую работу, а народный артист Марий Эл Юрий Синьковский, сыгравший Джонни Патинмайка, – за лучшую мужскую роль.

– Драматургия Мартина МакДонаха – безусловный авангард современного театрального искусства – жесткий, бескомпромиссный, парадоксальный и невероятно увлекательный для зрителя. Это драматургия, которая потрясает, – говорит Леонид Чигин.

Ярослава Летина


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений