Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Пермский институт дорожного транспорта готовит кадры для всего Урала


Пермский институт дорожного транспорта готовит кадры для всего Урала

Пермский институт дорожного транспорта готовит кадры для всего Урала

С появлением Уральской горнозаводской дороги Прикамью стали нужны железнодорожные собственные кадры. В первую очередь – специалисты рабочих профессий – обходчики, сцепщики, обслуживающий персонал, а еще машинисты, кочегары… Осенью 1881 года в Перми «с целью подготовки кадров для Уральской горнозаводской дороги» открывается техническое железнодорожное училище. В него принимаются только «российские подданные от 13 до 16 лет, не имеющие телесных недостатков, препятствующих железнодорожной службе».

Первые учащиеся – это всего 34 молодых человека. Но уже через три года студентов всех курсов – 105 человек. Первый выпуск состоялся 2 июня 1885 года. Освоив общеобразовательные, общетехнические и спе­циальные дисциплины, а также Закон Божий, из стен училища вышло семь специалистов – техников–путейцев, техников–паровозников и техников–телеграфистов.

Уже первый год работы показал – училище необходимо, желающих стать железнодорожниками много. Еще бы! Профессия престижная, ее представители в те далекие годы считались едва ли не особенными людьми. При этом работа на дороге давала не просто средства к существованию, а обеспечивала высокий материальный достаток, по уровню образования машинисты считались инженерными кадрами.

Учитывая все это, власти Перми распоряжаются выстроить для учебного заведения собственные здания. Расположение их определили просто – «поближе к железнодорожному вокзалу». В Перми тогда главным вокзалом была станция Пермь I. Здесь, на высоком берегу Камы, рядом с железнодорожными путями, и были построены два новых учебных корпуса.

Необходимость в обучении профессиональных кадров для железной дороги во много раз выросла в советские времена. Училище при этом не единожды переименовывали –называли то механическим техникумом путей сообщения, то железнодорожной профшколой, то путейско–строительным техникумом и, наконец, техникумом железнодорожного транспорта. Но это не мешало учить будущих железнодорожников азам профессии. И теперь практически все крупные железнодорожные узлы Прикамья обслуживают собственные кадры. Едва ли не ежегодно растет количество студентов, получающих железнодорожные специальности. Даже в годы Великой Отечественной войны, несмотря на то, что многие студенты и педагоги уходят на фронт, обучение в техникуме не останавливается. Более того, те, кто получал знания и преподавал здесь в те тяжелые годы, сумели собрать около 12 тысяч рублей на постройку танковой колонны и эскадрильи боевых самолетов.

Обескровленной войной стране требовались машинисты, чтобы водить поезда на фронт с боевой техникой и воинскими частями, а назад вывозить раненых. Требовались путейцы, чтобы восстанавливать и поддерживать в рабочем состоянии железные дороги. И специалисты в ускоренном темпе проходили подготовку и отправлялись служить Отчизне.

После Великой Отечественной войны вновь налаживается мирная жизнь. Шестидесятые – время великих строек. Выпускники Пермского техникума железнодорожного транспорта уезжали по комсомольским путевкам на строительство новых магистралей страны, осваивали целину, покоряли Сибирь и даже летали в космос.

Усложняется и уровень подготовки студентов – технический прогресс не стоит на месте, на смену паровозам приходят тепловозы, электровозы, железная дорога России переходит на электрическую тягу. И уже специалистам мало только среднего профессионального образования, многие хотят учиться дальше, получить высшее образование.

В 1960 году в Перми появляется еще одно учебное железнодорожное заведение – Учебно–консультационный пункт Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. В Пермском локомотивном депо на верхних этажах было выделено несколько комнат для учебных аудиторий. Высшее образование студенты получали буквально не отходя от рабочего места – на первом этаже шел ремонт электровозов, на третьем – учеба. Учились студенты в Перми только три курса, затем продолжали получать образование в головном вузе в Свердловске. Более пятидесяти лет назад на первых трех курсах в Перми обучалось около пятисот студентов. При этом система образования включала вечернюю и заочную формы обучения.

Фактически многие работники Свердловской железной дороги, в состав которой входит и Пермское отделение, имеющие специальное профессиональное образование, стремились получить и высшее образование по выбранной профессии. А с годами количество желающих повысить свой профессио­нальный уровень только увеличивалось. Большинство студентов Учебно–консультационного пункта – выпускники Пермского железнодорожного техникума.

В начале двадцать первого века эти два учебных заведения – Пермский техникум железнодорожного транспорта и Пермский филиал Уральского государственного университета путей сообщения (ранее – УКП УЭМИИТа) – были объединены. В декабре 2007 года был основан Пермский институт железнодорожного транспорта.

Необходимость в создании такого вуза также была очевидной. Во–первых, многие выпускники техникума практически сразу после окончания поступали в Пермский филиал УрГУПС. Во–вторых, конкуренция на рынке образовательных услуг предъявляет сегодня и более жесткие требования к уровню подготовки специалистов. А значит, для отличной карьеры мало получить только среднее профессиональное образование. И в–третьих, транспортная отрасль и России, и Пермского края динамично развивается. А потому повышаются требования к специалистам, следовательно, и к качеству их обучения, и к уровню подготовки.

Директором института становится Ольга Петровна Каменских. Ольга Петровна твердо убеждена, что будущее – именно за непрерывным образованием, ведь сейчас в институт приходят учиться совсем юные ребята, выпускники девятых классов. Они проходят курс обучения на факульте те среднего профессионального образования и имеют реальную возможность после окончания курса продолжить учебу уже на факультете высшего профессионального образования.

– Мы серьезно подошли к созданию системы непрерывного профильного образования, – говорит Ольга Петровна. – Педагогическим коллективом института была разработана стратегия, сформулированы методики, цели и основные направления работы по профильному образованию. Главная цель – предоставить нашим ученикам возможность получить достойное образование по избранной профессии.

Далеко не все выпускники Пермского института железнодорожного транспорта (ПИЖТ) остаются работать на железной дороге. Но это – самое начало рабочего пути, и начало отличное. Например, выбрал совсем другую судьбу не железнодорожника, а покорителя неба, будущий сотый космонавт планеты, дважды Герой Советского Союза Виктор Савиных. Сегодня Виктор Петрович – ректор Московского государственного университета геодезии и картографии, доктор технических наук, профессор. Среди выпускников также В. С. Дикарский, доктор технических наук, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, Николай Иванович Дёмкин, депутат Законодательного Собрания Пермского края, генеральный директор ОАО «Пермский завод силикатных панелей», Валерий Васильевич Шептунов, депутат Пермской городской Думы, и многие другие.

Дмитрий Николаев


INосказательно
Позитивный опыт моногородов

ТОСЭР «Нытва» и «Чусовой» решают проблемы с трудоустройством жителей Прикамья  

Набирая обороты

До конца года ТОСЭР «Нытва» планирует привлечь 240 млн рублей капвложений резидентов  

Творческий выход из кризиса

Детская эстрадно–театральная студия «Прозус–Д» успешно работает в Перми уже 14 лет  

Светлана САЛЮКОВА: «Мы открыты миру, мир открыт нам»

Всю третью неделю марта в пермской гимназии №31 царило праздничное настроение