Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Щит от обмана


Щит от обмана

Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 № 1837–р была утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (далее – стратегия). Разработка плана мероприятий по ее реализации поручена Роспотребнадзору.

В рамках стратегии были определены основные направления работы и даны методические рекомендации по вопросам разработки региональных и муниципальных программ. В Пермском крае специалисты управления Роспотребнадзора подошли к разработке программы вдумчиво и постарались учесть и опыт других регионов, и методические находки вышестоящих организаций, и статистические данные, находящиеся в распоряжении управления.

Надо учесть

Материалы были тщательно проанализированы. Специалисты посчитали, что для внедрения на территории субъекта РФ долговременной программы, направленной на защиту прав потребителей, обязательно надо учесть многие важные факторы.

– Для начала надо определить цели разрабатываемой программы, – уточнила Людмила Акимова, заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. – Это и достижение приоритета безопасности жизни, здоровья, имущества потребителей, окружающей среды, а также защита прав потребителей, как слабой стороны в договоре, при производстве товаров, работ и услуг хозяйствующими субъектами Пермского края. Это повышение уровня правовой грамотности потребителя, позволяющий делать осознанный выбор товаров, работ и услуг на потребительском рынке. Это уменьшение количества нарушений действующего законодательства участниками рынка, снижение числа конфликтных ситуаций и многое другое.

Среди задач, которые должна выполнить региональная программа, – совершенствование правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей, выработка региональной торговой и промышленной политики с учетом необходимости соблюдения прав и интересов потребителя. Должны стать более строгими контроль и надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов, возрасти роль общественных объединений потребителей в части регулирования данной отрасли, а приобретение товаров и услуг в сети «Интернет» – более надежным и безопасным.

Более того, первоочередное внимание следует уделить защите прав потребителей в таких сферах, как продовольствие, медицинские услуги, водоснабжение, фармацевтические товары, энергоснабжение и коммунальные услуги, а также туристические услуги. В то же время Правительство РФ подчеркивает, что проводимая политика в области защиты интересов потребителей не будет использована для защиты отечественных предприятий от конкуренции с импортируемыми товарами и услугами.

Анализ обращений потребителей за защитой своих прав в 2015—2017 годах показал, что более 90% всех обращений в надзорные органы в регионе связаны с проблемами, возникающими в жилищно–коммунальном хозяйстве, розничной торговле, сфере кредитования населения финансовыми организациями.

Особо актуально

На протяжении десяти лет актуальной остается проблема качественного оказания услуг и выполнение работ ресурсоснабжающими организациями, действующими в сфере жилищных, коммунальных и сопутствующих услуг в жилом секторе.

Есть рост обращений в управление и консультационные пункты Центра гигиены и эпидемиологии. За три года сюда обратились более пяти тысяч пермяков. В этом сегменте потребительского рынка было выявлено почти 1250 нарушений, порядка 780 лиц — и юридических, и ИП — привлечены к административной ответственности.

Не менее важным сегментом остаются жилой сектор и защита прав потребителей по жилищным проблемам. По данным Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, ее специалисты только в 2017 году рассмотрели 17 021 обращение от потребителей жилищных и коммунальных услуг, выявлены 9465 нарушений, оштрафованы 248 юридических лиц, в суды направлены 2373 материала.

Региональные планы

Одновременно с разработкой стратегии было принято решение внести необходимые изменения в региональные программы по защите прав потребителей. К 2030 году действие программ по защите прав потребителей должно охватить все субъекты Российской Федерации. По состоянию на 2017 год такие программы действовали только в 30 регионах из 85.

Кроме того, планировалось увеличить долю региональных программ по защите прав потребителей, содержащих указание на специальные меры по защите прав потребителей среди социально уязвимых групп населения (людей с ограниченными возможностями, граждан старшего поколения и детей) до 100%. Свои изменения в региональную программу разработали и специалисты управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.

– Представляется, что в разрабатываемой региональной программе по защите прав потребителей должны быть учтены все нюансы, – считает Людмила Акимова. – Особое внимание надо уделить направлению защиты прав потребителей в сфере жилищного хозяйства в силу его актуальности, значимости для всех жителей региона, значительного количества конфликтных ситуаций – наличия полномочий у ИГЖН полномочий по контролю и надзору, правовых возможностей для принятия нормативных актов, а также реальной возможности прямого влияния на ситуацию в области формирования тарифов. Это направление необходимо вывести в отдельный раздел программы.

Торговля

Еще один важный сегмент потребительского рынка — розничная торговля продуктами и промышленными товарами. За последние три года с жалобами на этот сегмент обратились 23,7 тысячи потребителей. Это около 60% от общего числа обратившихся. Выявлено 16,2 тысячи нарушений. Практически половина из общего количества нарушений была связана с нарушениями технического регламента Таможенного союза. Например, продавцами допускалась реализация продукции, оборот которой действующим, в том числе международным законодательством, запрещен.

– Необходимость включения в региональную программу по защите прав потребителей этого направления представляется значимой в силу того, что оно является актуальным и важным для всех жителей региона, – считает Людмила Акимова. – Совершенствование правоотношений в сфере розничной торговли требует постоянных и долговременных усилий, как управления, так и органов власти.

Кредиты

Значимым сегментом потребительского рынка стала сфера кредитования населения. Так, за последние три года в Роспотребнадзор обратились более 1600 потребителей банковских услуг. Здесь были выявлены 900 нарушений действующего законодательства. Несколько нарушений стали поводом для подачи исковых заявлений в суд. А потому стоит особое внимание обратить на повышение финансовой грамотности населения.

В регионе уже ведутся мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения, по противодействию незаконному кредитованию и не менее незаконной активности коллекторских служб.

– Сейчас в связи с особой социальной значимостью проблемы департаментом безопасности Перми разрабатывается сайт, посвященный вопросам микрофинансирования и деятельности микрофинансовых организаций, – добавила Людмила Акимова. – Представляется, что опыт по доведению необходимой и значимой информации об участниках и состоянии кредитного рынка в регионе до потребителей финансовых услуг необходимо использовать при подготовке региональной программы.

Остается добавить, что пока региональная программа по защите прав потребителей в Пермском крае так и не доработана, предложения специалистов управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в нее не внесены, хотя они были направлены в Министерство промышленности, предпринимательства и торговли около года назад. Остается надеяться, что программа все–таки появится и станет щитом для защиты потребителей от обмана во всех сегментах народного хозяйства.     

Матвей Настин    


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов 

Любовь Елсукова, директор  ООО «Деловой Интерес»

Уже десятый раз в краевой столице проходят «Дни пермского бизнеса»  

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Проблема недобросовестного бизнеса мешает развиваться добросовестным предпринимателям.