Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Лидеры в образовании


Лидеры  в образовании

Пермская школа №22 вместе с еще четырьмя российскими школами стала абсолютным победителем в этом конкурсе. Из 290 конкурсных работ, допущенных к участию в заочном этапе, были отобраны 15 лучших. 26 ноября команды этих школ встретились на очном этапе конкурса. Рассказать о том, как наша пермская школа стала лучшей в стране, мы попросили начальника департамента образования администрации Перми Людмилу СЕРИКОВУ.

– Людмила Владиславовна, насколько ожидаема была такая значимая победа?

– Конкурс был трудным. Все три дня я была с делегацией и очень за них переживала. В конкурсе участвовала команда, в которую входили директор школы, педагог, ученик и родитель. Проходил он в несколько этапов, в очный финал вышли 15 российских школ из разных регионов. Но у всех была одна общая идея, которую школам удалось сделать главной идеей современного образования: успешной может считаться только та школа,  где комфортно ребенку и комфортно учителю. Все остальное – вторично. На первом месте должно быть отношение к человеку независимо от его возраста. И на конкурсе эти критерии проявились особенно четко.

– Почему именно пермская школа вышла вперед?

– Достойных школ было много, но именно пермской школе №22 удалось показать умение работать в команде. А этого нельзя добиться за пять минут. Это – результат длительной работы. Наша школа смогла также с первых минут удивить жюри своей историей и глубиной образования. Напомню, школа №22 была открыта в конце позапрошлого века. В ней сохраняется аура исторического здания, есть историческая канва через века. Школа расположена в том же здании, где был открыт приют для слепых девочек. Приют стал еще одним актом милосердия и добра врача Евгении Павловны Серебрянниковой. Линия милосердия, благотворительности и сейчас присутствует в школе как основная линия развития учебного заведения. Этим экскурсом в историю и связью с современным миром наша команда сразу «зацепила» экспертов и членов жюри.

Команда пермской школы также успешно представила свои технологии, в том числе систему взаимодействия с родителями, показала, как выстраивается через педагогическую деятельность активность детей. И это тоже оказалось инновацией для жюри. Затем наша школа очень удачно выполнила конкурсное задание. Есть десять правил педагогической и управленческой деятельности, и каждая команда тянула билет, чтобы презентовать одно из правил. Нам выпало правило «Открытая ладонь». И тут нашей команде было о чем рассказать и чем поделиться: от рассказа о долгосрочном сотрудничестве школы с углубленным изучением французского языка с посольством Франции, с высшими учебными заведениями, которые тоже ориентированы на билингвальное образование, о пермской специфике взаимодействия с действующими предприятиями, и завершая рассказом о социальной активности и о работе по профессиональной ориентации в школе. Причем нашей команде под руководством директора школы №22 Аллы Валерьевны Червонных удалось сделать это талантливо: профессиональные пробы и практики, тьюторское сопровождение в школе подали через языковую французскую среду.

– Успешное выступление – шанс на победу?

– Здесь не только успех выступления повлиял на решение жюри. Пермская команда четко уловила и преподнесла главный тренд современного образования: теперь нет авторитарной системы, выстраиваются отношения «человек – человек». Не взрослый и ребенок, а равный с равным. Кстати, в нашей команде был четвероклассник, и вот ему жюри задавало очень много вопросов, в том числе знаковый: «С чем ты идешь к учителю?». «Со своими идеями», – отвечал мальчишка. И добавил, что учитель слышит ученика, подхватывает его идеи, помогает сделать их реальностью. В результате теперь мы имеем школу – победителя Всероссийского конкурса «Успешная школа».

– Это не единственная победа пермского образования на всероссийском уровне в 2018 году?

– Нет. Наши школы стали чаще побеждать, потому что выходят на конкурсы с содержательными предложениями. Еще одна пермская школа – №2 – победила во Всероссийском конкурсе «Воспитай патриота». Кстати, эта же школа стала победителем во Всероссийском конкурсе «Успешная школа» три года назад.

На конкурс «Воспитай патриота» было представлено более двух тысяч материалов. По результатам заочного этапа были выбраны 125 школ. В том числе в финал вышли представители пермской школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля. Награждение проходило в Москве в рамках Всероссийского социального патриотического форума.

Участники форума делились опытом патриотической работы и обсудили концепцию формирования единой системы патриотических ценностей в России. Директор пермской школы №2 Валентина Красносельских рассказала о технологиях, реализуемых в рамках программы «Школа гражданственности». Добавлю – директор школы за свой труд награждена медалью ордена «За заслуги перед Отчеством» 2–й степени, которую ей недавно торжественно вручил губернатор Пермского края Максим Решетников.

– Воспитательный аспект снова становится важной составляющей школьного образования?

– Безусловно. И еще две пермские школы блестяще это доказали. Это школа №136 и школа бизнеса и предпринимательства (№105). В обеих есть кадетские классы, и обе получили гранты по миллиону рублей. Эта грантовая поддержка на краевом уровне школ с кадетскими классами может быть использована на развитие инфраструктуры, обновление оборудования, проведение спортивных мероприятий.

В предпраздничные дни хочется отдельно выразить благодарность людям, показавшим значительные достижения, внесшим вклад в развитие городской системы образования, в развитие нашего города в целом. Мы проведем предновогодние встречи с педагогическими коллективами, с учителями, а также с ветеранами, которые и сегодня являются нашими наставниками.

Мы активно поддерживаем наших победителей и продолжаем лучшие традиции пермских школ, ставших самыми успешными и в крае, и в России. И это – рождение новой традиции пермского образования. Неоспоримо, самым ценным в образовании являются педагоги, личности, и на наших встречах мы хотим сказать им еще раз «спасибо».

– В Перми много школ с особым опытом преподавания. Этот уникальный опыт распространяется на другие школы?

– Конечно. Инновации инициируются одной школой, а затем в том или ином виде подхватываются всей системой городского образования. И таких успешных опытов в пермских школах достаточно много.

Например, опыт гимназии №2. Здесь педагоги со своими инновациями идут вперед поступательно и очень мудро. Буквально на днях в Китае состоялась церемония награждения победителей конкурса на звание «Образцовый Институт и Класс Конфуция». Конкурс проводился в пяти номинациях, в самой престижной из которых «Создание условий для развития китайского языка и культуры» победу одержала пермская гимназия №2. Награду директору Пермской гимназии Людмиле Сухановой вручал лично министр образования Китая Юань Гуйжэнь.

Добавлю, что пермский Класс Конфуция стал первым в мире среди таких учреждений. Сейчас в  разных странах работают 548 институтов и 1193 Класса Конфуция, в том числе в России – 17 институтов и пять классов. Но Класс Конфуция гимназии №2 города Перми – единственный центр, открытый на базе средней школы. Теперь это – центр китайского языка и культуры. Сейчас в гимназии изучают китайский язык школьники со 2–го по 11–й класс. А это – больше 550 учеников.

Церемония награждения проходила в китайском городе Чэнду, где состоялся XIII Всемирный Конгресс институтов и Классов Конфуция, участие в котором приняли 3500 человек, представлявших китаеведческие центры из 154 стран мира. Мы внимательно следили за церемонией награждения в режиме онлайн и гордились земляками.

– Хорошее продолжение традиций – городской конкурс «Проект года». Какова особенность новых идей в образовании?

– Да. Конкурс проектов в образовании проходит в четвертый раз. Каждый год он набирает обороты. Здесь рождаются идеи, которые впоследствии реализуются в городском пространстве. Например, всем известный Пермский международный марафон. Сегодня школы готовы оформлять и развивать город, а город помогает превратить идею в реальность. И с другой стороны – такой подход позволяет детям, активным участникам проектов, с самого раннего возраста понять, что они сами меняют город, в котором живут. Так мы закладываем в учениках, воспитанниках привычку работать на результат. Это позволяет решать задачи и патриотического воспитания: ребята думают о родном городе, о том, как сделать его лучше.

К примеру, победителями конкурса проектов стали команды из школ «Мастерград», «Точка» и гимназии №7. В проектной команде работают и ребята, и педагоги, и родители. Команды не делают проект ради проекта, а воплощают то, что важно и нужно для них как для горожан: все идеи социально ориентированы и направлены на решение конкретных проблем. Фактически мы выходим за рамки образовательных учреждений и улучшаем мир вокруг.

В этом году в финал вышли девять команд. Выбрать победителей было сложно. В конкурсе участвуют и дошкольные учреждения, и школы, и учреждения дополнительного образования. Никакого разделения нет, все конкурируют на одном поле, и это – условие конкурса. Проекты оцениваются по нескольким параметрам, в том числе учитывается, насколько идея современна, актуальна и реализуема. Необходимо просчитывать все ресурсы. И только тогда победа станет возможной.

Все три победителя справились с условиями конкурса. Более того, все проекты–победители разработаны в одном ключе, хотя получилось это непроизвольно. Сама жизнь буквально внесла эти коррективы: разработка проекта от стадии «придумаем вместе» перешла в стадию «придумаем и сделаем вместе». Каждый проект приводит к практическим результатам.

Школа дизайна «Точка» разработала проект «Мейкер – профессия будущего». Ребята создают проект, презентуют его, а затем в течение 20 дней – «четырех пятидневок» – будут работать в 12 мастерских на базе школы дизайна «Точка». К работе приглашаются ученики разных школ, которые доведут идеи до реального воплощения. А помогут им в этом наставники. Кстати, проекты учеников «Точки» интересны за пределами школы: этой осенью в Центральном выставочном зале состоялась выставка работ школьников.

Проект, разработанный творческим коллективом гимназии №7, предполагает создание детско–взрослого клуба, где у детей появится возможность встретиться с разными людьми в рамках проведения форсайт–сессий «Люди дела». Форсайт–сессии – это фактически проектирование будущего, которое основано на значимых реальных трендах и воплощение шести идей в жизнь совместно со взрослыми наставниками. Даже если ребенок захочет получить образование за пределами Перми, он вернется, потому что здесь у него останется важное дело.

Отдельно хочу сказать о проекте ребят из «Мастерграда». На средства гранта ученики будут создавать «Сквер Времени» на улице Екатерининской. Сквер полностью оформят силами участников проекта. Инициатива самой школы – каждый год к трехсотлетию города создавать новую зону, оформленную руками детей. И город готов предоставить такую возможность.

В образовании есть точки роста для реализации многих инноваций. Эти проекты станут реальностью в том числе благодаря готовности детей к профессиональному самоопределению. В школе ребенок через профессию, через познание разных отраслей получает практикоориентированную деятельность. Это – не изучение предмета за партой, а постижение компетенций через деятельность. Вот то, что пермское образование считает своим трендом. И победы на всероссийском и международном уровнях это подтверждают. Воспитательная идея, которую несет пермская школа, вписывается в тренды российского образования. А для нас значимо, чтобы в Перми образование было разным и с точки зрения содержания, и по тематике, и по реализации всевозможных идей.

Я поздравляю коллег, учащихся и их родителей с наступающим Новым годом и желаю каждому верить в свои силы, стремиться сделать большее и не останавливаться на достигнутом!      

Марина Шилова       


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений